ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ
- Авторы: Гарифуллина Г.Х.1, Архипов Е.В.1, Гарифуллин М.Ф.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 22, № 2 (2023)
- Страницы: 235-240
- Раздел: Разное
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354697
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2023.2.32
- EDN: https://elibrary.ru/SEKLAJ
- ID: 354697
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Полный текст
Введение Фармацевтическое консультирование является важной составляющей надлежащей аптечной практики. Владение навыками фармацевтического консультирования является одной из профессиональных компетенций провизора и является актуальным для аптечных и медицинских организаций как субъектов обращения медицинских и фармацевтических товаров. Современная сфера обращения медицинских изделий является одной из самых инновационных отраслей экономики в целом, включая производство, дистрибуцию, сервисные услуги, которые в совокупности помогают спасать и улучшать жизни миллионов людей каждый день. Товарная группа «Медицинские изделия» присутствует в каждой аптечной и медицинской организации, но в различном объеме. Это означает, что каждый фармацевтический работник в процессе деятельности выполняет трудовые действия, связанные с приемкой, хранением, фармацевтическим консультированием потребителей при реализации данной товарной группы. При этом в проведенных ранее исследованиях, было установлено, что у специалистов имеется образовательная потребность в вопросах законодательного регулирования обращения медицинских изделий. Наблюдается недостаток информации по применению и использованию медицинских изделий, что в свою очередь может приводить к снижению качества фармацевтического консультирования. Фармацевтические специалисты отмечали, что отказываются от заказа медицинских изделий (в частности, медицинских приборов) из-за отсутствия знаний современного ассортимента и его характеристик [3]. На сегодняшний день актуальна кадровая проблема рынка медицинских изделий, что обусловлено, по мнению некоторых авторов, чрезвычайно низким уровнем актуализации стандартов обучения [8]. Все это обуславливают необходимость усиления подготовки фармацевтических специалистов по вопросам обращения медицинских изделий. С 2017 года в стенах Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) начата подготовка студентов на базе основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение по профилю «Товароведение медицинских изделий и фармацевтических товаров». Программа разработана на основе соответствующего Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) с учётом профессиональных стандартов, сопряжённых с профессиональной деятельностью выпускников, а также требований, предъявляемых работодателями к подготовке будущих специалистов. На базе Института фармации Казанского государственного медицинского университета разработана программа повышения квалификации по актуальным вопросам фармацевтического консультирования, реализующаяся в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: «Фармацевтическое консультирование: медицинские изделия» в объеме 36 академических часов. Цикл повышения квалификации предназначен для слушателей, обучающихся по специальностям «Фармация», «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология» и «Управление сестринской деятельностью». Основной целью обучения по данной программе является совершенствование профессиональных знаний и компетенций специалистом, необходимых для соблюдения правил надлежащей аптечной практики в вопросах консультирования и информирования потребителей фармацевтических услуг относительно приемки, хранения, выбора, использования и отпуска медицинских изделий. Программа включает дистанционное обучение, очную часть и симуляционное обучение. Дистанционно обучающиеся работают с нормативной документацией в сфере обращения медицинских изделий, контролируя усвоение материала по выполнению тестовых заданий [1]. Очная часть включает лекции и семинары, соответствующие учебно-тематическому плану программы. Симуляционное обучение проводится на базе центра «Учебная аптека Казанского ГМУ». Здесь обучающиеся знакомятся с ассортиментом изучаемой группы товаров, правилами приемки, хранения и овладевают навыками фармацевтического консультирования. Кроме того, программой предусмотрена стажировка обучающихся на рабочем месте. На современном этапе развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования актуальным становится выявление и распространение инновационного педагогического опыта [2]. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая форма обучения, как мастер-класс. Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53524-2009 «Конгрессная деятельность. Термины и определения» мастер-класс определяется как встреча с известным специалистом для обучения в ходе прямого и комментированного показа приемов работы. В педагогической литературе существует множество определений понятия «мастер-класс», суть которых сводится к активной форме творческой самореализации педагога, в рамках которой преподаватель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. Приведена классификация, структура, а также разработаны различные технологии пошаговой организации мастер-классов [5, 7, 9]. Основными задачами мастер-класса в системе непрерывного образования являются профессиональное общение, передача опыта, совершенствование навыков, повышение квалификации специалистов и стимулирование к постоянному обучению и соответственно к профессиональному росту. Преимуществом мастер-класса как формы профессионального обучения является форма передачи практического опыта, т.е. практикоориентированность. Так как на циклах повышения квалификации в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования обучаются специалисты разных возрастных групп, большое значение имеет и психологическая составляющая данной формы обучения. На проводимых нами мастер-классах нет традиционных сторон «преподаватель» и «студент», скорее в мероприятии участвуют «специалисты». Поэтому на занятии создается атмосфера взаимодействия, взаимопонимания, раскованности, чувство выполнения «общего дела». Цель мастер-класса на цикле повышения квалификации «Фармацевтическое консультирование: медицинские изделия» заключается в обучении провизоров навыкам консультирования населения по медицинским приборам для диагностики и физиотерапии, применяемых в домашних условиях. Система диагностики и физиотерапии в домашних условиях на современном этапе занимает значимое место в системе оздоровления населения различного возраста, в том числе и старшего поколения, инвалидов различных возрастных групп с целью оптимизации условий и качества жизни, улучшения состояния здоровья пациента. Актуальность приборов для домашнего использования не вызывает сомнения, прежде всего потому, что в настоящее время необходим динамический контроль не только за функциональным состоянием здорового организма, но и постоянный контроль за течением и эффективностью лечения хронических неинфекционных социально значимых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, сахарный диабет, хроническая болезнь почек и др. Методика Участниками мастер-класса являются сотрудники Института фармации и кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики Казанского государственного медицинского университета и провизоры, обучающиеся на цикле повышения квалификации в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования «Фармацевтическое консультирование: медицинские изделия». Кроме того, к участию в мастер-классе привлекаются представители производителей медицинских приборов, а также студенты старших курсов лечебного факультета. Методика проведения мастер-класса включает две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть, как правило, представляется в виде презентации. В лекции освещаются вопросы законодательного регулирования обращения медицинских изделий на территории Российской Федерации, современная терминология и классификация данной группы товаров, а также приводятся алгоритмы фармацевтического консультирования. Практическая часть включает демонстрацию медицинских приборов, изучение достоинств и недостатков различных моделей, освоение технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования [4], разбор алгоритмов выбора и использования приборов в зависимости от возраста, телосложения, наличия сопутствующих заболеваний и т.д. В ходе проведения данного мероприятия основной акцент направлен на наиболее востребованные медицинские приборы для домашнего применения: небулайзер, пульсоксиметр, пикфлоуметр, тонометр, жироанализаторы и весы, шагомеры и мониторы активности, аппараты для ультразвуковой и магнитотерапии, а также анализаторы крови и мочи. В ходе проводимого мероприятия, обучающиеся проявляют высокую активность, задают вопросы не только по использованию прибора, но и о пациентах с заболеваниями, кому в первую очередь жизненно необходимо применение и приобретение этих приборов, о возможности отпуска данных товаров из аптеки на льготных условиях. Регулярно обсуждаемой темой является вопрос о точности измеряемых показателей при использовании прибора, т.к. именно это чаще всего служит причиной возврата прибора в аптеку. У каждого обучающегося имеется возможность провести измерение самостоятельно. В качестве наглядного пособия и для конспектирования информации в ходе мастер - класса, обучающимся раздаются рабочие тетради. Образовательный результат мастер-класса, это формирование профессиональных компетенций провизора в области фармацевтического консультирования при отпуске медицинских изделий (МедИ) населению и медицинским организациям. Для оценки результативности данной формы обучения нами были смоделированы ситуации и чек-лист для оценки действий обучающихся. В чек-листе присутствовали следующие пункты: 1) Установление контакта с посетителем, выяснение цели посещения аптеки. 2) Указание на необходимость обязательного посещения врача. 3) Установление заболевания или/и показателей здоровья, для которых приобретается МедИ. 4) Спросить, для кого приобретается МедИ. 5) Уточнение особых характеристик пациента (вес, телосложение, размер, снижение остроты слуха или зрения и т.д.) 6) Предложить посетителю несколько моделей (видов) МедИ. 7) Обосновать первое предложение МедИ в соответствии с инструкцией по применению (безопасности использования, техническим характеристикам, комплектности, цене). 8) Предложить второе МедИ в качестве альтернативы. 9) Обосновать второе предложение МедИ в соответствии с инструкцией по применению (безопасности использования, техническим характеристикам, комплектности, цене). 10) Предоставить посетителю аптеки выбор МедИ. 11) Осуществить проверку комплектности выбранного МедИ. 12) Применить расчетно-кассовое оборудование. 13) Проинформировать о правилах использования МедИ (техника использования, длительность, кратность измерений, технике безопасности, при возможности произвести контрольное измерение, оформить гарантийный талон). 14) Проинформировать о правилах хранения приобретаемого МедИ в домашних условиях. 15) Предупредить о необходимости посещения врача при критических показателях здоровья и сохранении симптомов. Статистический анализ включал в себя критерии Wilcoxon и корреляционный анализ [6]. Обработка полученных данных также происходила с помощью программы Excel. Результаты исследования и их обсуждение В исследовании приняли участие 98 провизоров, обучавшихся на курсах повышения квалификации «Фармацевтическое консультирование: медицинские изделия» в период с 2018 по 2022 гг. Социально-демографические характеристики исследуемой совокупности выглядят следующим образом: провизоров-женщин 92 человек (93,88%), мужчин 6 человек (6,12%). Возраст обучающихся варьирует в пределах: 22-30 лет 24 человек (24,45%), 31-45лет 44 человек (44,89%), 46-59 лет 20 человек (20,41%) , 60 и более лет 4 человек (4,08%). Должность провизора, занятого отпуском товаров аптечного ассортимента (работа за «первым столом») занимают 57 обучающихся (58,16%), заведующего аптекой - 35 обучающихся (35,71%), специалиста других фармацевтических организаций - 6 обучающихся (6,12%). В государственных розничных аптечных организациях работают 36 специалистов, в коммерческих аптечных организациях - 51 (52,04%), в больничной аптеке - 7 (7,14%). Средний стаж работы слушателей составил 10,9±8,5 лет. В соответствии с рабочей программой цикла повышения квалификации после самостоятельного изучения нормативных документов на образовательном портале университета, обучающиеся участвовали в сценарии фармацевтического консультирования, с целью выявления уровня практических навыков. Оценка результатов проводилась с применением разработанного нами оценочного чек-листа. Затем обучающиеся получали блок теоретических знаний и возможность отработки навыков и алгоритма на рабочем месте (этап стажировки), а также в процессе обучения в формате мастер-класса. По окончании цикла обучающиеся были повторно протестированы с использованием аналогичного сценария и оценочного чек-листа. Выполнение каждого пункта чек-листа соответствовало 1 балу, невыполнение - 0, максимальное количество балов - 14, так как п. 11 не был включен в оценку (присутствует в зависимости от ситуации). На исходном этапе средний бал за решение предложенной задачи составил 6,35±1,87 балов. При чем отмечена положительная корреляция со стажем работы - 0,66 (р=0,02) и наличием опыта работы за «первым столом» 0,64 (р=0,01). При анализе по пунктам чек-листа выявлено следующее: 89,79 % обучающихся установили контакт с посетителем и выяснили цель посещения аптеки, только 50 % обучающихся указали посетителю аптеки на необходимость обязательного посещения врача, установление заболевания или/и показателей здоровья, для определения которых приобретается МедИ - 79,59 %, поинтересовались для кого приобретается МедИ - 29,59 %, уточнили особые характеристики пациента - 10,2%, предложили посетителю несколько моделей (видов) МедИ, обосновали предложения и предложили выбор только 24,48%, расчетно-кассовое оборудование применили - 100%, информировали о правилах использования МедИ - 55,1%, о правилах хранения приобретаемого МедИ в домашних условиях информировали - 20,40%, предупредили о необходимости посещения врача при критических показателях здоровья и сохранении симптомов - 10,2%. Проведение этапа практических навыков и анализ оценочных чек-листов позволил выявить проблемы, которые возникают у провизоров при фармацевтическом консультировании. А именно, недостаток знаний ассортимента (видов и моделей) МедИ, неумение обосновать подбор МедИ в соответствии с характеристиками пациента и правилах использования МедИ. По окончании обучения итоговое решение задачи в среднем было оценено в 13,80±1,22 бала, что значимо отличалось от входного контроля. Все обучающиеся установили контакт с посетителем и выяснили цель посещения аптеки, 81,63% указали посетителю аптеки на необходимость обязательного посещения врача, установление заболевания или/и показателей здоровья, для которых приобретается МедИ - 85,71%, установили для кого приобретается МедИ - 81,63%. Предложили посетителю несколько моделей (видов) МедИ и предложили выбор 89,79 %, а смогли обосновать предложения 87,75%. Расчетно-кассовое оборудование применили 100% обучающихся. Консультирование о правилах использования приобретаемого МедИ и правилах их хранения в домашних условиях провели практически все обучающиеся (98,95%). Предупредили покупателя МедИ о необходимости посещения врача при критических показателях здоровья и сохранении симптомов - 100%. Полученные данные свидетельствуют о результативности используемой формы обучения на цикле повышения квалификации провизоров. Кроме сравнительного анализа оценочных чек-листов, нам были проанализированы учетные карты слушателей цикла повышения квалификации, которые заполняются после завершения обучения. В учетных картах обучающие представляют не только сведения о себе, но и оставляют отзыв о пройденном цикле повышения квалификации, предложения по улучшению образовательного процесса и замечания. В ходе анализа установлено, что 89 специалистов (90,81%) впервые по фармацевтической специальности столкнулись с такой формой обучения, как мастер-класс. Особенно ценным, для многих обучающихся, оказался опыт работы в тандеме с врачом и производителем медицинских изделий. Все обучающиеся отметили, что использование такой активной формы обучения способствовала созданию на занятиях атмосферы взаимодействия, взаимопонимания, и чувства выполнения «общего дела». Заключение Таким образом, отработка навыков фармацевтического консультирования с использованием такой формы обучения, как мастер-класс является хорошей практикой для дальнейшего применения в условиях непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Проведение занятия в форме мастер-класса, а особенно работа в тандеме провизор-врач-производитель медицинского изделия положительно оценивается провизорами, что подтверждается оценкой цикла повышения квалификации на портале непрерывного медицинского образования edu.rosminzdrav.ru Мастер-класс позволяет демонстрировать новые возможности обучения, способствующие преодолению консерватизма и рутины. Данный формат обучения можно рассматривать, как фундаментально разработанный оригинальный педагогический метод, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.Об авторах
Гюзель Хисамовна Гарифуллина
Казанский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат фармацевтических наук, доцент, доцент Института фармации ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49
Евгений Викторович Архипов
Казанский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической терапии и общей врачебной практики ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49
Марат Фаридович Гарифуллин
Казанский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
студент лечебного факультета ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 420012, Казань, ул. Бутлерова, 49
Список литературы
Ахметова С.Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. - 2018. - №7. - С. 98-104. @@Ahmetova S.G. Novye obrazovatel'nye tehnologii v organizacii neformal'nogo obuchenija personala kompanij // Kreativnaja jekonomika. - 2018. N7. - P. 98-104 (in Russian) Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса: учебное пособие / В. А. Белогурова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 296с. @@Belogurova, V. A. Nauchnaya organizaciya uchebnogo processa : uchebnoe posobie / V. A. Belogurova. - 3-e izd. , pererab. i dop. - M.: GEOTAR-Media, 2010. - 296p. (in Russian) Гарифуллина Г.Х., Егорова С.Н., Давыдова Д.Д. Изучение образовательной потребности фармацевтических работников по вопросам обращения медицинских изделий в аптечных организациях // Современная организация лекарственного обеспечения. - 2020. - №2. - С. 5-14. @@Garifullina G.H., Egorova S.N., Davydova D.D. Izuchenie obrazovatel'noj potrebnosti farmacevticheskih rabotnikov po voprosam obrashcheniya medicinskih izdelij v aptechnyh organizaciyah // Sovremennaya organizaciya lekarstvennogo obespecheniya. - 2020. - N2. - P. 5-14. (in Russian) ГОСТ Р 52623.1-2008 Национальный стандарт Российской Федерации «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования». @@GOST R 52623.1-2008 Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii «Tekhnologii vypolneniya prostyh medicinskih uslug funkcional'nogo obsledovaniya» (in Russian) Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 448 с. @@Potashnik M. M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoj shkole: metodicheskoe posobie. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2011. - 448 p. (in Russian) Прикладная математическая статистика: учебное пособие / О.Г. Берестнева, О.В. Марухина, Г.Е. Шевелёв. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2012. - 188 с. Русских Г. А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. - 2002. - №1 - С. 38-40. @@Russkih G. A. Master-klass - tekhnologiya podgotovki uchitelya k tvorcheskoj professional'noj deyatel'nosti // Metodist. - 2002. - N1. - P. 38-40. (in Russian) Умаров, С. З. В Петербурге начата подготовка кадров для рынка медицинских изделий. Журнал «Медицинские изделия» №1(43) январь/февраль, 2019. @@Umarov, S. Z. V Peterburge nachata podgotovka kadrov dlya rynka medicinskih izdelij. ZHurnal «Medicinskie izdeliya» №1(43) yanvar'/fevral', 2019. (in Russian) Филатова, Н. И. Методика организации и проведения мастер-класса педагогом / Н. И. Филатова, С. И. Усова. - Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. - С. 266-268. @@Filatova, N. I. Metodika organizacii i provedeniya master-klassa pedagogom / N. I. Filatova, S. I. Usova. - Tekst : neposredstvennyj, elektronnyj // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki : materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, mart 2016 g.). - Samara : OOO "Izdatel'stvo ASGARD", 2016. - P. 266-268. (in Russian)
Дополнительные файлы


