СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНВАЛИДНОСТИ СРЕДИ КОНТИНГЕНТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО НАСЕЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
- Авторы: Богданьянц М.В.1, Безрукова Д.А.1, Шмелева А.Ю.1, Третьякова М.В.1, Темерев И.А.1, Минакова Г.М.2
-
Учреждения:
- Астраханский государственный медицинский университет
- Детская городская поликлиника №3
- Выпуск: Том 23, № 4 (2024)
- Страницы: 84-90
- Раздел: Клиническая медицина: оригинальные статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-6016/article/view/354425
- DOI: https://doi.org/10.37903/vsgma.2024.4.%25u
- EDN: https://elibrary.ru/LBOSBO
- ID: 354425
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ключевые слова
Полный текст
Введение Тенденция к росту инвалидности, в том числе детской, продолжает сохраняться во всем мире, существенно отличаясь по уровню в разных странах (от 25-30% в Европе, 19-22% в США, 9%-12% в России, 5%-7% в Китае), Федеральных округах и регионах Российской Федерации (от 7,5% в Уральском ФО до 12,7 в Северо-Кавказском ФО) [1, 6, 12]. Детская инвалидность остается острейшей проблемой в силу медико-демографического, социально-экономического, психолого-педагогического, морально-этического значения для индивидуума, семьи, общества и государства в целом. Распространенность детской инвалидности в мире варьирует от 12,8% в США, 4,9% в Китае, до 2,6% в Великобритании, 5,6% в РФ. Уровень детской инвалидности определяет для любого государства потери трудового потенциала и снижение развития экономики в ближайшей перспективе, значительные дополнительные бюджетные средства на меры социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, реализацию федеральных и региональных программ по выявлению и предупреждению основных факторов, влияющих на индивидуальное и популяционное здоровье населения [2, 3, 4, 15, 17]. Исследования медико-социальных аспектов детской инвалидности демонстрируют, что меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, должны носить комплексный и системный характер и в то же время быть персонифицированными [5, 7, 8, 9]. Требуется систематическое изучение и оценка динамики, структуры, анализа состояния инвалидности, на всех уровнях с последующей разработкой комплексных профилактических программных мер [10, 15, 16, 18]. Авторы отмечают высокую эффективность медико-социальной реабилитации, проявляющуюся увеличением реабилитационного потенциала, улучшением или полным восстановлением утраченных функций, формированием новых, ранее отсутствовавших способностей, направленными на социальную адаптацию детей-инвалидов [6, 11, 13, 14]. По мнению ряда исследователей, несмотря на значительные достижения в международной государственной политике по решению проблем, связанных с инвалидностью, практически во всех странах имеются ограниченный доступ к медицинской помощи, реабилитации и неудовлетворенные медико-социальные потребности людей с ограниченными возможностями. Доминирует медицинская модель реабилитации детей-инвалидов над социальной, в связи, с чем трудно достигнуть основной цели реабилитации - полной социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество [1, 5, 7, 9]. Цель исследования - изучить состояние инвалидности по отчетным данным детской поликлиники, оценить динамику и структуру общей и первичной инвалидности территориального детского населения 0-17 лет в период 2020-2022 гг. Методика Применено сплошное исследование с математико-статистическим анализом показателей деятельности поликлиники на основе годовых отчетов, первичной учетно-отчетной медицинской документации пациентов отделения медицинской реабилитации за 2020-2022гг. Использованы табличный и графический методы, расчет абсолютных и относительных величин, программы Microsoft Excel. Результаты исследования и их обсуждение Проведенный анализ показал, что контингент детей - инвалидов в возрасте до 17 лет включительно (без группы детей, с психическими расстройствами) составил 9,8% от общего числа детей, состоящих на диспансерном учете и 1,5% от общей численности обслуживаемого детского населения. В исследуемом периоде количество детей-инвалидов составляло в 2020 г. - 489 человек, в 2021 г. - 485, в 2022 г. - 502 человека при общей численности прикрепленного детского населения 33372 человека в возрасте от 0 до 17 лет. Возрастная структура детей-инвалидов представлена на рис. 1. Дети, впервые вышедшие на инвалидность, от общего количества инвалидов составили 11,75% (2021 г. - 8%; 2020 г. - 8,4%). Полученные данные демонстрируют рост доли детей, впервые прошедших освидетельствование и, получивших категорию ребенок-инвалид в 1,5-1,4 раза. Данные анализа первичной детской инвалидности по возрасту и полу представлены в табл. 1. Рис. 1. Возрастной состав и численность контингента детей - инвалидов, состоящих на учете в детской поликлинике в период 2020-2022 гг. (человек) Таблица 1. Возрастно-половой состав детей, впервые оформленных на инвалидность за 2020-2022 гг. Возраст Дети, впервые оформленные на инвалидность Мальчики Девочки 2020 г. (чел.) 2021 г. (чел.) 2022 г. (чел.) 2020 г. (чел.) 2021 г. (чел.) 2022 г. (чел.) 0-4 года 12 10 20 9 12 13 5-9 лет 6 5 10 4 5 5 10-14 лет 4 2 3 2 5 3 15-17 лет 1 - 3 3 3 2 Всего 23 17 36 18 25 23 Данные табл. 1 показывают, что в структуре детей, впервые оформленных на инвалидность, преобладают мальчики - 61% (2021 г. - 40,5%; 2020 г. - 56,1%). Очевидна тенденция к росту удельного веса мальчиков (в 1,5 раза). Соответственно, доля девочек среди детей-инвалидов снижалась, и составляла в 2022 г. - 39% (2021 г. - 59,5%; 2020 г. - 43,9%). При анализе структуры в возрастном аспекте выявлено, что первичный выход на инвалидность детей, оформленных через педиатрическое бюро МСЭ, выше в возрасте от 0 до 4 лет - 33 ребёнка 55,9% (2021 г. - 22 ребёнка 52,4%; 2020 г. - 21 ребёнок 51,2%; 2019 г. - 24 ребенка 60%) и от 5 до 9 лет - 15 детей 25,4% (2021 г. - 10 детей 23,8%; 2020 г. - 10 детей 24,4%; 2019 г. - 7 детей 17,5%), что закономерно и говорит, в определенной степени, о качестве работы врачей, которые своевременно выявляют и направляют детей на МСЭ. Таким образом за последние три года наметилась тенденция к росту показателя первичной инвалидности у детей: с 12,4 в 2020 г. до 17,9 на 10 тыс. детского населения в 2022 г., в т. ч. у детей до 14 лет - показатель вырос с 13,1 до 19,0 (на 45%↑), в возрастной группе детей с 15 до 17 лет - с 8,4 в 2020 г. до 10,9 в 2022 г. (на 29,8%↑). В анализируемом периоде можно отметить и рост показателя общей инвалидности (рис. 2.). Рис. 2 Динамика показателя общей инвалидности по возрастным группам за 2020-2022 гг. (на 10 тыс. прикрепленного населения) Полученные показатели общей инвалидности демонстрируют его увеличение в 1,01-1,1 раза. При этом у детей 0-14 лет данный показатель вырос незначительно с 142,0 до 142,2 (на 0,1%), а в возрастной категории 15-17 лет отмечен резкий скачок - с 165,0 до 215,1 (на 30,4% или 1,3 раза). Определена доля основных возрастных групп в структуре общей инвалидности. Установлено, что наибольшую по численности группу, составляют дети от 0 до 14 лет (80,3%-83,5%). При этом доля детей подросткового возраста, в исследуемый период выросла в 1,2 раза (с 16,8% в 2020 г. до 19,7 в 2022 г.). Исследован контингент детей - инвалидов по гендерному признаку. Установлено, что среди всех детей - инвалидов преобладают мальчики 55,6% (2021 г. - 56,5%; 2020 г. - 57,1%) и показатель, соответственно, среди них выше, чем среди девочек в 1,2 раза и составляет 165,5 (2021 г. - 159,7; 2020 г. - 164,98) на 10 тыс. соответствующего населения, против 138,6 (2021 г. - 130,2; 2020 г. - 130,7) у девочек. Распределение детей, признанных инвалидами, по возрасту и полу представлен на рис. 3. Рис. 3. Возрастно-половая структура детей-инвалидов за 2020-2022 гг. (доля в % от общего числа) Полученные данные по возрастно-половому составу показывают, что наибольшее количество детей-инвалидов приходится на возраст с 10 до 14 лет: в 2022 г. 166 детей - 33,1% (в 2021 г. - 170 детей или 35%; 2020 г. - 169 детей или 34,6%) и с 5 до 9 лет в 2022 г. 154 ребенка - 30,7% (2021 г. - 161 ребенок или 33,2%; 2020 г. - 160 детей или 32,7%). Проведен анализ причин детской инвалидности по отдельным классам болезней по МКБ-10 (рис. 4). Рис. 4. Структура причин инвалидности у детей 0-17 лет, 15-17 лет по классам болезней (удельный вес в %) Результаты анализа структуры причин инвалидности по отдельным классам болезней продемонстрировали, что первые три ранговых места занимают: болезни нервной системы 34,3% (2021 г. - 34,2%; 2020 г. - 34,2%); врожденные аномалии развития - 21,3% (2021 г. - 20,8%; 2020 г. - 21,9%); болезни эндокринной системы 13,5% (2021 г. - 12,6%; 2020 г. - 12,9%). На долю этих причин приходится до 70% случаев инвалидности детей. В структуре инвалидности по классам болезней у детей-инвалидов подросткового возраста болезни эндокринной системы занимают второе, а врожденные аномалии развития - третье ранговое место. Полученные данные показали, что в исследуемый период в возрастной категории 0-17 лет в структуре причин инвалидности, выросла доля по классам болезни: органов пищеварения (в 3 раза), глаза и его придаточного аппарата (на 24,3%), эндокринной системы (на 7,1%), мочеполовой системы (на 6,7%), врожденные аномалии развития (на 2,4%), нервной системы (на 0,3%). Следует отметить схожесть структуры причин общей и первичной инвалидности по классам заболеваний. Из 19 классов болезней по МКБ-10, как причина установления инвалидности, зарегистрированы 17 (за исключением XV, XVII классов). Таким образом результаты нашего исследования по изучению детской инвалидности по контингенту отдельно взятой городской поликлиники полностью совпадают с общероссийскими и региональными тенденциями по динамике показателей обшей и первичной инвалидности, основным причинам, распределению по возрасту и полу. По данным Росстата в регионе за аналогичный период отмечен рост общей инвалидности в 1,1 раза (с 17,4 в 2020 г. до 18,5 в 2022 г.), первичной инвалидности с 1,7 в 2020 г. до 1,9 в 2022 г. на 1 000 населения (прирост 1,1 раза). Региональные данные за 2023 г. свидетельствуют о продолжающемся росте детской инвалидности. Их число за последний год выросло на 164 человека (с 425 в 2022 г. до 589 чел. в 2023 г.). Показатель обшей инвалидности на 1000 населения составил 19,7, первичной инвалидности - 2,6, что выше значений за 2020-2022 гг. в 1,1 и 1,4 раза соответственно. Вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что в связи с возрастающей актуальностью, всестороннее изучение и анализ детской инвалидности заслуживает особого внимания, так как отражает наметившиеся тенденции и основные причины ухудшения в состоянии здоровья населения и может использоваться для профилактики заболеваний, приводящих к инвалидизации с раннего возраста. Заключение Ежегодный анализ динамики, структуры причин общей и первичной инвалидности в каждой медицинской организации является обязательным, так как позволяет в совокупности изучить и оценить состояние проблемы не только на территории обслуживания, но и на региональном и федеральном уровнях, принять необходимые организационно-управленческие решения по профилактике и снижению инвалидности, совершенствованию медико-социальной помощи населению.Об авторах
Мая Владимировна Богданьянц
Астраханский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры пропедевтики детских болезней поликлинической и неотложной педиатрии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 414000, Астрахань, ул. Бакинская, 121
Дина Анваровна Безрукова
Астраханский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней поликлинической и неотложной педиатрии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 414000, Астрахань, ул. Бакинская, 121
Анжелика Юрьевна Шмелева
Астраханский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней поликлинической и неотложной педиатрии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 414000, Астрахань, ул. Бакинская, 121
Мария Васильевна Третьякова
Астраханский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
студентка педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 414000, Астрахань, ул. Бакинская, 121
Игорь Андреевич Темерев
Астраханский государственный медицинский университет
Email: email@example.com
студент педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России Россия, 414000, Астрахань, ул. Бакинская, 121
Галина Митрофановна Минакова
Детская городская поликлиника №3
Email: email@example.com
главный врач ГБУЗ АО «Детская городская поликлиника №3» Россия, 414041, Астрахань, ул. Куликова, 61
Список литературы
Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н., Антонова Е.В. Проблемы детской инвалидности в современной России. // Вестник РАМН. - 2017. - Т.72(4). - С. 305-312. @@Baranov A.A. et al. Vestnik RAMN. Annals of the Russian Academy of Medical Sciences. - 2017. - V.72(4). - P. 305-312. (in Russian) Башкина О.А., Богданьянц М.В., Ерачина С.А., Сангина Е.Г. Многолетние тенденции общей заболеваемости детей в связи с экологической обстановкой в Астраханской области // Здоровье населения и среда обитания-ЗН и СО. - 2024. - Т.32., №2. - С. 42-51. @@Bashkina O.A., Bogdan'yanc M.V., Erachina S.A., Sangina E.G. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya-ZN i SO. Population Health and Habitat. - 2024. - V.32., N2. - P. 42-51. (in Russian) Башкина О.А., Богданьянц М.В., Джумагазиев А.А., Шмелева А.Ю., Безруков Т.Д., Иванова В.Н., Сангина Е.Г., Ерачина С.А., Минакова Г.М. Роль экологических факторов в формировании индивидуального и популяционного здоровья детей в Астраханской области // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2022. - Т.19., №2. - С. 118-124. @@Bashkina O.A. et al. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. Bulletin of the Volgograd State Medical University. - 2022. - V.19, N2. - Р. 118-124. (in Russian) Боталова Ю.С., Говязина Т.Н. Инвалидность детей и подростков Пермского края как медико-социальная проблема // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - №6. - С. 63. @@Botalova Y.S., Govyazina T.N. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik.International Student Scientific Bulletin. - 2018. - V.6. - P. 63. (in Russian) Дашкина Р.А., Пашкова О.А., Баянова Н.А. Анализ развития системы реабилитации в РФ и Оренбургской области // Молодой ученый. - 2016. - Т.28(132). - С. 265-271. @@Dashkina R.A., Pashkova O.A., Bayanova N.A. Molodoj uchenyj. Ayoungscientist. - 2016. - V.28(132). - P. 265-271. (in Russian) Дымочка М.А., Гришина Л.П., Волкова З.М. Анализ показателей первичной инвалидности детского населения в Российской Федерации и регионах за период 2011 - 2013 гг. // Медико-социальные проблемы инвалидности. - 2014. - №3. - С. 7-11. @@Dymochka M.A., Grishina L.P., Volkova Z.M. Mediko-social'nye problemy invalidnosti. Medical and Social Problems of Disability. - 2014. - V.3. - P. 7-11. (in Russian) Ефтифеева Н.Г., Иваненко И.А. Современные технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Отечественный журнал социальной работы. - 2019. - Т.79(4). - С. 156-158. @@Eftifeeva N.G., Ivanenko I.A. Otechestvennyj zhurnal social'noj raboty. Domestic Journal of Social Work. - 2019. - V.79(4). - P. 156-158. (in Russian) Иноземцева О.А., Бурова О.И., Антонова А.А., Каширская Е.И., Кузнецова А.Г., Яманова Г.А. Динамика состояния здоровья детей домов ребенка города Астрахани // Вестник Смоленской медицинской академии. - 2024. - Т.23., №1. - С.122-127. @@Vestnik Smolenskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii. Bulletin of the Smolensk State Medical Academy. - 2024. - V 23, N1. - Р. 122-127. (in Russian) Магдиева Н.Т., Гаджимагомедова П.Х. Социально-реабилитационная работа с детьми-инвалидами как важное направление государственной социальной политики // Современный ученый. - 2024. - №1. - С. 201-205. @@Magdieva N.T., Gadzhimagomedova P.Kh. Sovremennyj uchenyj. A modern scientist. - 2024. - V1. - P. 201-205. (in Russian) Магдиева Н.Т., Юнусова М.С. Изучение региональных особенностей проблемы детской инвалидности на примере республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2022. - №12 (146). - С. 255-260. @@Magdieva N.T., Yunusova M.S. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. Regional Problems of Economic Transformation. - 2022. - V.12(146). - Р. 255-260. (in Russian) Низова Л.М., Андреева Е.А. Социальные измерения реабилитации детей - инвалидов в обществе на региональном уровне // Детская реабилитация. - 2020. - Т.2. №1. - С. 30-37. @@Nizova L.M., Andreeva E.A. Detskaya reabilitaciya. Children's rehabilitation. - 2020. - T.2., N1. - Р. 30-37. (in Russian) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики @@Электронный ресурс : Доступ из электронной системы http://www.gks.ru (Дата обращения 17.04.2024) @@Electronic resource: Access from the electronic system http://medinvestclub.ru/wp-content/uploads/2023/04/ Ob-itog-raboty.pdf (in Russian) Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А., Забоева М.В., Калинина Т.А. Особенности формирования показателей инвалидности среди контингента городской детской поликлиники регионального центра субарктической территории. //Якутский медицинский журнал. - 2018. - Т.1(60). - С. 58-62. @@Shapovalov K.A., Shapovalova L.A., Zaboeva M.V., Kalinina T.A. Yakutskij medicinskij zhurnal. Yakutsk Medical Journal, - 2018. - V.1(61). - P. 58-62. (in Russian) Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А., Попова И.А., Лебедев В.С., Араубова И.Н. Первичная инвалидность контингента пациентов городской детской поликлиники в 2016-2020 гг. // Детская медицина Северо-Запада. - 2021. - Т.9, №1. - С. 397-400. @@Shapovalov K.A., Shapovalova L.A., Popova I.A., Lebedev V.S., Araubova I.N. Detskaya medicina Severo-Zapada. Children's medicine of the North-West @@Children's medicine of the North-West. - 2021. - V.9, N1. - P. 397-4004. (in Russian) Усмоналиева Д.Б., Шарипова М.А., Низомова Д. Медико-социальные аспекты детской инвалидности // Экономика и социум. - 2022. - №5-2(92). - С. 747-750. @@Usmonalieva D.B., Sharipova M.A., Nizomova D. Ekonomika i socium. Economy and society. - 2022. - V.5-2(92). - P. 747-750. (in Russian) Ушакова В.Р. Система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Живая психология. - 2018. - Т.5(4). - С. 391-404. @@Ushakova V.R. Zhivaya psihologiya. Living psychology. - 2018. - V.5(4). - P. 391-404. (in Russian) Цинченко Г.М. Государственная политика по поддержке семей с детьми-инвалидами // Вопросы управления. - 2018. - №1(50). - С. 43-51. @@Tsinchenko G.M. Voprosy upravleniya. Management issues. -2018. - V.1(50). - P. 43-51. (in Russian) Черникова Т.А., Шайдукова Л.Д. Социальная работа с неблагополучными семьями с детьми в современных условиях // Мир экономики и управления. - 2018. - Т.18(4). - С. 240-253. @@Chernikova T.A., Shaydukova L.D. Mir ekonomiki i upravleniya. World of Economics and Management. - 2018. - V.18(4). - P. 240-253. Чичерин Л.П., Альбицкий В.Ю., Щепин В.О. Состояние и проблемы социально-правовой работы с детьми в первичном звене медицинской помощи // Вопросы современной педиатрии. - 2021. - Т.20(3). - С. 195-200. @@Chicherin L.P., Al'bickij V.Yu., Shchepin V.O. Voprosy sovremennoj pediatrii //Issues of modern pediatrics. - 2021. - V.20(3). - Р. 195-200. (in Russian)
Дополнительные файлы


