Customs control of goods containing intellectual property: directions of digitalization
- Authors: Agamagomedova S.A.1
-
Affiliations:
- Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
- Issue: Vol 50, No 3 (2024)
- Pages: 83-91
- Section: Intellectual Property Rights
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-3475/article/view/279327
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.22302
- ID: 279327
Cite item
Full Text
Abstract
Protection of rights to intellectual property is carried out both in the domestic market and during cross-border movement of goods. In the latter case, the basis is customs control of goods containing intellectual property. The purpose of the article is to study the directions of digitalization of customs control of goods containing intellectual property in modern conditions.
The following research objectives were identified:
- give an administrative and legal description of customs control of goods containing intellectual property in the conditions of digitalization;
- highlight areas for digitalization of customs control of goods containing intellectual property;
- characterize digital services for interaction between customs authorities and rights holders within the framework of customs control of goods containing intellectual property;
- outline the problems and prospects for customs control of goods containing intellectual property in the context of digitalization.
To achieve the stated goal, methods of system analysis, synthesis, classification, comparative legal and formal legal methods were used.
Customs control of goods containing objects of intellectual property is designated as an element of the entire system of state control and supervision in the field of intellectual property and at the same time an independent direction of customs control.
The article identifies the problems of digitalization of customs control of goods containing intellectual property, suggests possible solutions to them, and identifies prospects for the development of this area of customs control, taking into account the deepening of digitalization processes.
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с одной стороны, выступает составной частью государственного контроля и надзора в области создания и использования прав на объекты интеллектуальной собственности, а с другой стороны, является важным направлением таможенного контроля в целом. Специфика выделенного направления таможенного контроля заключается в особенностях, преимущественно административно-процедурных, контрольно-надзорных мероприятий таможенных органов в отношении товаров, содержащих интеллектуальную составляющую. Доля подобных товаров растет год от года, при этом меры по защите таможенные органы принимают в отношении товаров, содержащих ограниченный перечень объектов интеллектуальной собственности (в отличие от всего перечня прав на объекты интеллектуальной собственности, закрепленных в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [1].
Речь идет о товарных знаках, знаках обслуживания, объектах авторского права и смежных прав, наименованиях мест происхождения товаров и географических указаниях (п. 3 ст. 385 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) [2], ч. 2 ст. 327 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]). В условиях закономерной цифровизации таможенного контроля в целом цифровой трансформации подвергается и таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Представляется, что направления цифровизации данного вида (направления) таможенного контроля обусловлены спецификой объекта подобного контроля (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности), спецификой субъектного состава (участие правообладателя в процедурах защиты), а также процедурными особенностями защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (возможность приостановления срока выпуска таких товаров). Остановимся подробнее на направлениях цифровизации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Государственный контроль и надзор в условиях цифровизации активно изменяются, прежде всего в части административных процедур их осуществления. По мнению специалистов в области финансового контроля, в современных условиях ключевая цель развития финансового контроля заключается в формировании эффективной модели взаимодействия контролирующих и подконтрольных субъектов [4, с. 4]. Несмотря на то что таможенный контроль в полном объеме не может быть отнесен к контролю финансовому (таможенный контроль включает в себя финансовую и нефинансовую составляющие), выделенная цель в полной мере может быть применена и к таможенному контролю с учетом фактора цифровизации.
Цифровизация таможенного контроля происходила поэтапно и, безусловно, была связана с принятием Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [5] и иными важными факторами в развитии системы государственного управления.
Электронное таможенное декларирование, обязательное с 1 января 2014 г., по сути, стало базой для цифровизации документального таможенного контроля. С учетом множества критериев для дифференциации таможенного контроля на виды можно признать постепенное «оцифрование» практически всех его видов, связанных с этапом проведения контроля, его объектом, формами, направленностью, объемом и иными критериями. Уровень подобного «оцифрования» закономерно различается в разных видах таможенного контроля, но его наличие не вызывает сомнений.
Применительно к таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, необходимо обозначить аспекты цифровизации, обусловленные цифровой трансформацией таможенного контроля как базовой функции таможенных органов в целом и их влиянием на трансграничную защиту интеллектуальных прав.
Во-первых, электронное таможенное декларирование сделало возможным заявление сведений о товарном знаке или ином объекте интеллектуальной собственности, права на который подлежат таможенной защите, в электронной форме. Примерами могут служить такие графы декларации на товары, как: графа 31 «Грузовые места и описание товаров», в которой при декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, дополнительно указывается регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности по этому реестру (при его наличии); графа 33 «Код товара», во втором подразделе которой проставляется буква «И» (интеллектуальная собственность), если декларируемые товары содержат объекты и (или) признаки объектов интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и другие [6].
Отмечу, что в порядок заполнения декларации на товары, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, постоянно вносятся изменения, среди которых изменения, связанные с заявлением сведений об объекте интеллектуальной собственности [7].
Кроме того, перечень классификаторов, используемых для заполнения таможенных документов, актуализируется в части изменений и дополнений, связанных с заявлением сведений об интеллектуальной собственности; к примеру, классификатор видов документов и сведений в 2022 г. был дополнен пунктом 14 «Документы, используемые в сфере интеллектуальной собственности», в который включили три категории документов, связанных с подтверждением правомерности введения в оборот таких товаров, под кодами 14010, 14020, 14030 [8]. К таким документам относятся свидетельство на товарный знак, лицензионный договор и другие.
Отдельно рассмотрим цифровизацию использования системы управления рисками (СУР) при осуществлении таможенного контроля. СУР, по сути, «вплетена» в информационные технологии таможенного декларирования, поэтому профили риска срабатывают автоматически при текущем таможенном контроле.
Во-вторых, поскольку практически все таможенные операции с декларируемыми товарами производятся в автоматизированном и (или) автоматическом режиме, такая важная мера по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, как приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и возобновление срока выпуска таких товаров также совершаются с использованием информационных технологий [2].
В-третьих, цифровизация таможенного контроля неразрывно связана с созданием и функционированием электронной базы межведомственного взаимодействия всех государственных органов, задействованных в осуществлении государственного контроля и надзора при трансграничном перемещении товаров. При рассмотрении выделенного нами направления таможенного контроля товаров речь идет прежде всего о межведомственном взаимодействии между ФТС России и Роспатентом.
В-четвертых, взаимодействие таможенных органов с декларантами и правообладателями как участниками таможенных отношений также базируется сейчас на цифровой платформе. Речь идет о специализированных цифровых сервисах в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на официальном сайте ФТС России. Данный сервис постоянно совершенствуется. Так, по итогам 2022 г. ФТС России информировала о том, что доработан сервис «Правообладатели» автоматизированного программного средства «Личный кабинет» в части предоставления доступа для работы в нем физическим лицам, в том числе в мобильной версии сайта. Это позволило обеспечить информационное взаимодействие в режиме онлайн таможенных органов с правообладателями (их представителями), которыми являются физические лица, при выявлении контрафактных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС [9, с. 4]. Представляется, что в перспективе при цифровом взаимодействии таможенных органов с авторами и иными правообладателями может быть использован механизм цифрового профиля правообладателя как участника таможенных отношений [10].
Здесь выделены лишь основные аспекты цифровизации таможенного контроля и направления их воздействия на трансграничную защиту интеллектуальных прав. Безусловно, цифровизации подверглись и иные процессы, в частности процедуры использования экспертных знаний при таможенном контроле таких товаров [11], а также производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением интеллектуальных прав. Представляется, что последние выделенные направления подверглись цифровизации в меньшей степени, в них ограничились лишь переводом отдельных процедур взаимодействия с таможенными органами в цифровой формат.
НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Таможенный контроль сегодня сложен и неоднороден. Более того, расширяется и усложняется система конституционных и иных ценностей, на обеспечение которых он направлен [12]. Поэтому важно определить, какие этапы и формы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, могут быть оцифрованы в первую очередь.
Безусловно, текущий таможенный контроль, выраженный преимущественно в контроле электронных документов при таможенном декларировании товаров (ранее — форматно-логический контроль), подвержен цировизации в бо ˊ льшей степени, нежели таможенный контроль после выпуска товаров. Это связано главным образом с электронным декларированием, в рамках которого возможны кодирование сведений об объекте интеллектуальной собственности, использование профилей рисков, связанных с защитой интеллектуальных прав, сопряжение сведений из электронной декларации на товары с информацией из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС). Перспективой развития последнего направления видится привязка электронного таможенного декларирования к информационным ресурсам Роспатента, что позволит таможенным органам РФ эффективно защищать средства индивидуализации, не внесенные в ТРОИС.
Разновидностью очередного «ноу-хау» при электронном таможенном декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, отражающей цифровизацию текущего таможенного контроля, может стать внедрение в информационную систему таможенных органов изъятий, связанных с частичной легализацией параллельного импорта. Данные соответствующего перечня товаров и объектов интеллектуальной собственности определенных правообладателей [13] с учетом постоянных изменений будут внедрены в системы электронного таможенного декларирования. Это позволит упростить процедуры таможенного контроля таких товаров, экономить ресурсы таможенных органов и сосредоточиться на защите добросовестных правообладателей.
В рамках проведения ведомственного проекта «Реализация проектов ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы» в 2022 г. был разработан и внедрен механизм анализа неструктурированных данных, позволяющих в автоматическом режиме выявлять в том числе и объекты интеллектуальной собственности [9, с. 30–31].
О цифровизации межведомственного взаимодействия ФТС России и Роспатента следует сказать отдельно. На основе цифрового обмена данными между ведомствами, прежде всего доступа должностных лиц таможенных органов к информационным ресурсам Роспатента (реестрам товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров и географических указаний), осуществляется процедура ex office, заключающаяся в применении мер защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в ТРОИС. Несмотря на одноразовый характер данной процедуры (она применяется единожды при условии, что правообладатель не включил свой объект интеллектуальной собственности в ТРОИС), данные дополнительные полномочия таможенных органов РФ имеют важное значение для полноценной защиты исключительных прав правообладателей. Взаимодействие ФТС России и Роспатента имеет богатую историю, но лишь в последнее десятилетие цифровизация позволила значительно повысить его эффективность.
Что касается таможенного контроля после выпуска товаров, в большинстве своем осуществляемого в форме таможенной проверки, то уровень его цифровизации значительно ниже и уступает возможностям текущего таможенного контроля. Нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности по результатам таможенных проверок выявляются достаточно редко, при этом существенным минусом подобного выявления становится невозможность конфискации (либо иного изъятия) товаров, признанных судом контрафактными. Нарушитель исключительных прав в подобных случаях привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа, а контрафактный товар, потенциально несущий угрозу здоровью и жизни граждан, попадает к потребителю.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Взаимодействие таможенных органов и правообладателей достаточно четко можно разделить на три этапа:
- доконтрольный (или обеспечивающий предстоящий контроль) этап (связан с включением правообладателем своего объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС);
- непосредственно контрольный этап (включающий в себя период предварительного, текущего и последующего таможенного контроля);
- постконтрольный этап (включающий в себя этапы производства по делу об административном правонарушении и судебного рассмотрения административного дела).
Из трех выделенных этапов второй является обязательным, первый и третий этапы могут отсутствовать во взаимодействии таможенных органов с правообладателями. Кроме того, может иметь место ситуация, когда в рамках первого этапа объект интеллектуальной собственности внесен в ТРОИС, но трансграничного перемещения товаров с таким объектом (или обозначением, тождественным или сходным до степени смешения с ним) не было.
Механизм ТРОИС — важный элемент таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Он используется в таможенном контроле с конца 90-х годов прошлого века и прошел эволюцию от разрозненных списков, которые вел Государственный таможенный комитет по инициативе правообладателей, до информационной системы включения в ТРОИС, ведения ТРОИС и поиска в ТРОИС. Несмотря на то что единый ТРОИС государств — членов ЕАЭС до настоящего времени не ведется, хотя предусмотрен актами на уровне ЕАЭС [14], национальные реестры государств — участников евразийской интеграции позволяют эффективно использовать ресурс механизма ТРОИС при защите интеллектуальных прав. ФТС России позиционирует ведение ТРОИС в качестве услуги [15]. Представляется, что речь идет об услуге, обеспечивающей эффективность таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Данная услуга предоставляется в электронном виде, причем цифровой формат предусмотрен на всех возможных этапах оказания услуги: включение объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС, внесение изменений в него, исключение из него и др.
Цифровизация основного, по сути, этапа рассматриваемого направления таможенного контроля отражена в создании и функционировании специализированного сервиса для правообладателей — личного кабинета правообладателя. Цифровой сервис «Правообладатели» личного кабинета участника ВЭД функционирует на официальном сайте ФТС России [15]. Включению в данный сервис предшествуют получение правообладателем усиленной электронной подписи и регистрация. Данный сервис предназначен прежде всего для российских правообладателей, их лицензиатов и представителей. Взаимодействие в рамках цифрового сервиса происходит непосредственно при текущем таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, то есть при таможенном декларировании таких товаров.
Сервис упрощает и ускоряет взаимодействие таможенных органов и правообладателей при приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Важным достоинством сервиса является то, что он позволяет четко фиксировать процедурные сроки приостановления срока выпуска, продления этого срока, отмены решения о приостановлении, а также самого выпуска таких товаров.
Что касается постконтрольного взаимодействия таможенных органов с правообладателями, то оно подверглось цифровой трансформации в меньшей мере в сравнении с предыдущими этапами. Процедуры участия правообладателя в производстве по делу об административном правонарушении, возбужденному по результатам таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, подверглись цифровизации лишь с точки зрения перевода отдельных этапов взаимодействия в электронный формат. То же можно отметить и в отношении участия правообладателя в рассмотрении судом административных дел, инициированных таможенными органами в рамках защиты интеллектуальных прав.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Можно выделить несколько проблем таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в контексте цифровизации.
Во-первых, это ограниченность использования СУР при таможенном контроле после выпуска товаров. Если при текущем таможенном контроле СУР успешно используется и посредством специальных профилей риска позволяет минимизировать риски нарушения прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении, то при таможенных проверках СУР использовать сложнее, а в отдельных случаях — просто невозможно. Следствием этот становится отсутствие обоснованных критериев для выборочности таможенного контроля после выпуска товаров.
Во-вторых, давней проблемой защиты интеллектуальных прав при таможенном контроле после выпуска товаров является невозможность пресечения попадания контрафактного товара к потребителю (прежде всего к отечественному потребителю). В условиях приоритета таможенного контроля после выпуска эта проблема приобретает особую актуальность. Текущий таможенный контроль происходит быстро и оперативно, перенося все контрольно-надзорное внимание таможенных органов на трехлетний период контроля после выпуска. Но при выявлении нарушений интеллектуальных прав в период после выпуска нарушителям грозит лишь административный штраф, конфискация выпущенного таможенным органом товара назначена судом быть не может. Таким образом, в этом отношении таможенный контроль после выпуска товаров ограничен в защите прав неопределенного количества лиц — потребителей продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности, которые в данной ситуации слабо защищены от контрафакта.
В-третьих, вызывает вопросы развитие цифровизации текущего таможенного контроля в части реализации частичного введения международного принципа исчерпания прав. Выше говорилось о перспективах введения изъятий из условий применения таможенными органами мер по приостановлению срока выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных. Как реально будут эти изъятия внедряться в систему электронного декларирования товаров, пока неясно.
В-четвертых, остаются проблемные вопросы при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Речь идет о трансграничном перемещении товаров посредством международных почтовых отправлений и экспресс-доставки. Таможенные органы имеют полномочия в отношении таких товаров и в части защиты интеллектуальных прав, но в данных процедурах сохраняется существенное место для административного (ведомственного) усмотрения таможенных органов.
В-пятых, имеет место проблема меньшей защищенности объектов авторского права и смежных прав при трансграничном перемещении товаров. Несмотря на то что основным объектом интеллектуальной собственности в ТРОИС является товарный знак, объекты авторского и смежных прав также представлены в ТРОИС (более трех десятков объектов). При реализации таможенными органами принципа ex office должностные лица таможенных органов могут проверить наличие исключительного права на средство индивидуализации, которое подлежит регистрации и данные о котором содержатся в ресурсах Роспатента. Что касается объектов авторского права и смежных прав, то права на них не подлежат государственной регистрации (в качестве вариантов их фиксации могут быть депонирование, цифровое депонирование). В связи с этим авторы и владельцы смежных прав в определенной степени «выпадают» из сферы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, при невключении их в ТРОИС, их уровень таможенной защиты представляется более слабым в сравнении с защитой средств индивидуализации. Одним из вариантов решения выделенной проблемы видится усиление самоконтроля [17] или контроля со стороны самих правообладателей, тем более что в условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности значение самоконтроля и самооценки граждан и организаций во взаимодействии с органами публичной власти существенно возрастает.
Это далеко не полный список проблемных вопросов, возникающих при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в условиях цифровизации. Часть выделенных проблем вызвана цифровизацией, часть имела место до цифровой трансформации процедур таможенного контроля, но усугубилась под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Решение их также лежит как в дальнейшем развитии цифровизации взаимодействия таможенных органов с невластными субъектами, так и в общих тенденциях упрощения и снижения контрольно-надзорного воздействия в современных условиях.
ВЫВОДЫ
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, — важный элемент системы государственного контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности и одновременно направление таможенного контроля в целом. Влияние цифровизации на него — закономерно, обусловлено объективными условиями, а также спецификой самих объектов интеллектуальной собственности, особенностями их создания и оборота в экономическом пространстве.
При этом так же, как и при характеристике таможенного контроля в целом, применительно к выделенному направлению таможенного контроля можно говорить о необходимости соблюдения баланса между частными и публичными интересами при защите интеллектуальных прав, между экономической свободой, свободой интеллектуального творчества и правами неограниченного числа лиц.
Цифровой посткапитализм возможен как высокая мера свободы максимально возможного числа социально (взаимно) ответственных людей. При этом такая взаимная социальная ответственность может быть как раз в условиях существенного, ограниченного жесткими правовыми рамками и нетотального цифрового контроля [18, с. 71]. Экономическая и иная свобода при одновременно высоком уровне социальной ответственности за свое поведение, ответственности позитивной, направленной в будущее, — все это призвано стать условием эффективности взаимодействия граждан и организаций с органами публичной власти, в том числе и в рамках контрольно-надзорного взаимодействия, традиционно обладающего высокой конфликтностью в сравнении с иными формами взаимодействия.
Цифровизация таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обусловлена не только цифровизацией таможенного контроля в целом, но и особенностью института интеллектуальной собственности. Данное направление таможенного контроля закономерно испытывает на себе влияние особенностей правовой охраны и защиты различных результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, обусловлено неоднородностью такой охраны, разным уровнем цифровизации операций с товарами, содержащими интеллектуальную составляющую. Дальнейшее развитие цифровизации выделенного направления таможенного контроля также будет зависеть от особенностей режима охраны различных объектов интеллектуальной собственности, подлежащих трансграничной защите, и базироваться на принципе оптимального соотношения защиты частных и публичных интересов при обороте товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
About the authors
Saniyat A. Agamagomedova
Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Author for correspondence.
Email: saniyat_aga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8265-2971
Senior Researcher of the Sector of Administrative Law and Administrative Process, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Russian Federation, MoscowReferences
- Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast’ chetvertaya) ot 18.12.2006 No 230-FZ (red. ot 13.06.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 29.06.2023) // Sobranie zakonodatel’stva RF. 2006. No 52 (ch. 1). St. 5496.
- Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (red. ot 29.05.2019) (prilozhenie No 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza) // Oficial’nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. — URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
- Federal’nyj zakon ot 03.08.2018 No 289-FZ (red. ot 19.12.2022) “O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii” (s izm. i dop., vstup. v silu s 06.03.2023) // Sobranie zakonodatel’stva RF, 06.08.2018, No 32 (ch. I). St. 5082.
- Zapol’skij S.V., Vasyanina E.L. Cifrovizaciya finansovogo kontrolya: pravovoe regulirovanie // Pravovaya informatika. 2022. No 3. S. 4–12.
- Federal’nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. No 1-FZ “Ob elektronnoj cifrovoj podpisi” (utratil silu) // Sobranie zakonodatel’stva Rossijskoj Federacii. 2002. No 2. St. 127.
- Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 20.05.2010 No 257 (red. ot 27.12.2022) “O forme deklaracii na tovary i poryadke ee zapolneniya” (vmeste s “Poryadkom zapolneniya deklaracii na tovary”) // Oficial’nyj sajt Komissii Tamozhennogo soyuza. — URL: http://www.tsouz.ru/, 02.06.2010.
- Reshenie Kollegii Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 18.07.2023 No 107 “O vnesenii izmenenij v Poryadok zapolneniya deklaracii na tovary” // Oficial’nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. — URL: http://www.eaeunion.org/, 21.07.2023.
- Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 20.09.2010 No 378 (red. ot 22.08.2023) “O klassifikatorah, ispol’zuemyh dlya zapolneniya tamozhennyh dokumentov” // Oficial’nyj sajt Komissii Tamozhennogo soyuza. — URL: http://www.tsouz.ru/, 21.09.2010.
- Itogovyj doklad o rezul’tatah i osnovnyh napravleniyah deyatel’nosti FTS Rossii v 2022 g. Oficial’nyj sajt FTS Rossii. — URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (data obr.: 24.09.2023).
- Vinogradova E.V., Polyakova T.A., Minbaleev A.V. Cifrovoj profil’: ponyatie, mekhanizmy regulirovaniya i problemy realizacii // Pravoprimenenie. 2021. T. 5. No 4. S. 5–19.
- Agamagomedova S.A. Osobennosti proizvodstva ekspertiz po administrativnym delam o nezakonnom ispol’zovanii tovarnogo znaka // Sudebnaya ekspertiza. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2010. No 2 (22). S. 33-42.
- Agamagomedova S.A. Aksiologicheskie aspekty gosudarstvennogo kontrolya i nadzora // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2021. No 1. S. 37–61.
- Prikaz Minpromtorga Rossii ot 19.04.2022 No 1532 (red. ot 02.03.2023) “Ob utverzhdenii perechnya tovarov (grupp tovarov), v otnoshenii kotoryh ne primenyayutsya polozheniya podp. 6 st. 1359 i st. 1487 Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii pri uslovii vvedeniya ukazannyh tovarov (grupp tovarov) v oborot za predelami territorii Rossijskoj Federacii pravoobladatelyami (patentoobladatelyami), a takzhe s ih soglasiya” // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii. — URL: http://pravo.gov.ru, 06.05.2022.
- Reshenie Kollegii Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 06.03.2018 No 35 “O vedenii edinogo tamozhennogo reestra ob”ektov intellektual’noj sobstvennosti gosudarstv — chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza” (vmeste s “Reglamentom vedeniya edinogo tamozhennogo reestra ob”ektov intellektual’noj sobstvennosti gosudarstv — chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza”) // Oficial’nyj sajt Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza. — URL: http://www.eaeunion.org/, 07.03.2018.
- Prikaz FTS Rossii ot 28.01.2019 No 131 “Ob utverzhdenii Administrativnogo reglamenta Federal’noj tamozhennoj sluzhby po predostavleniyu gosudarstvennoj uslugi po vedeniyu tamozhennogo reestra ob”ektov intellektual’noj sobstvennosti” // Oficial’nyj internet-portal pravovoj informacii. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 07.06.2019.
- Lichnyj kabinet uchastnika VED. Oficial’nyj sajt FTS Rossii. — URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_image/2022-07/11/info_11_07.jpg (data obr.: 25.09.2023).
- Kobzar’-Frolova M.N. Vnutrennij kontrol’ (samokontrol’) kak osnovnoj vid kontrolya deyatel’nosti hozyajstvuyushchih sub”ektov // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2020. No 2. S. 139–148.
- Tedeev A.A. Pravo, cifrovaya transformaciya, cifrovoj postkapitalizm (postanovka problemy) // Vestnik Universiteta im. O.E. Kutafina (MGYUA). 2019. No 12 (64). S. 61–73.
Supplementary files
