Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности: направления цифровизации
- Авторы: Агамагомедова С.А.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права РАН
- Выпуск: Том 50, № 3 (2024)
- Страницы: 83-91
- Раздел: Права интеллектуальной собственности
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-3475/article/view/279327
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.22302
- ID: 279327
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Защита прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется как на внутреннем рынке, так и при трансграничном перемещении товаров. В последнем случае основой выступает таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Цель статьи — исследование направлений цифровизации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности в современных условиях.
В качестве задач исследования определены следующие:
- дать административно-правовую характеристику таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в условиях цифровизации;
- выделить направления цифровизации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- охарактеризовать цифровые сервисы взаимодействия таможенных органов и правообладателей в рамках таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- обозначить проблемы и перспективы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в условиях цифровизации.
Для достижения заявленной цели использовались методы системного анализа, синтеза, классификации, сравнительно-правового и формально-юридического методов.
В статье обозначены проблемы цифровизации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, предложены возможные варианты их решений, определены перспективы развития данного направления таможенного контроля с учетом углубления процессов цифровизации.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, с одной стороны, выступает составной частью государственного контроля и надзора в области создания и использования прав на объекты интеллектуальной собственности, а с другой стороны, является важным направлением таможенного контроля в целом. Специфика выделенного направления таможенного контроля заключается в особенностях, преимущественно административно-процедурных, контрольно-надзорных мероприятий таможенных органов в отношении товаров, содержащих интеллектуальную составляющую. Доля подобных товаров растет год от года, при этом меры по защите таможенные органы принимают в отношении товаров, содержащих ограниченный перечень объектов интеллектуальной собственности (в отличие от всего перечня прав на объекты интеллектуальной собственности, закрепленных в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [1].
Речь идет о товарных знаках, знаках обслуживания, объектах авторского права и смежных прав, наименованиях мест происхождения товаров и географических указаниях (п. 3 ст. 385 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) [2], ч. 2 ст. 327 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]). В условиях закономерной цифровизации таможенного контроля в целом цифровой трансформации подвергается и таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Представляется, что направления цифровизации данного вида (направления) таможенного контроля обусловлены спецификой объекта подобного контроля (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности), спецификой субъектного состава (участие правообладателя в процедурах защиты), а также процедурными особенностями защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (возможность приостановления срока выпуска таких товаров). Остановимся подробнее на направлениях цифровизации таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Государственный контроль и надзор в условиях цифровизации активно изменяются, прежде всего в части административных процедур их осуществления. По мнению специалистов в области финансового контроля, в современных условиях ключевая цель развития финансового контроля заключается в формировании эффективной модели взаимодействия контролирующих и подконтрольных субъектов [4, с. 4]. Несмотря на то что таможенный контроль в полном объеме не может быть отнесен к контролю финансовому (таможенный контроль включает в себя финансовую и нефинансовую составляющие), выделенная цель в полной мере может быть применена и к таможенному контролю с учетом фактора цифровизации.
Цифровизация таможенного контроля происходила поэтапно и, безусловно, была связана с принятием Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» [5] и иными важными факторами в развитии системы государственного управления.
Электронное таможенное декларирование, обязательное с 1 января 2014 г., по сути, стало базой для цифровизации документального таможенного контроля. С учетом множества критериев для дифференциации таможенного контроля на виды можно признать постепенное «оцифрование» практически всех его видов, связанных с этапом проведения контроля, его объектом, формами, направленностью, объемом и иными критериями. Уровень подобного «оцифрования» закономерно различается в разных видах таможенного контроля, но его наличие не вызывает сомнений.
Применительно к таможенному контролю товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, необходимо обозначить аспекты цифровизации, обусловленные цифровой трансформацией таможенного контроля как базовой функции таможенных органов в целом и их влиянием на трансграничную защиту интеллектуальных прав.
Во-первых, электронное таможенное декларирование сделало возможным заявление сведений о товарном знаке или ином объекте интеллектуальной собственности, права на который подлежат таможенной защите, в электронной форме. Примерами могут служить такие графы декларации на товары, как: графа 31 «Грузовые места и описание товаров», в которой при декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, дополнительно указывается регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности по этому реестру (при его наличии); графа 33 «Код товара», во втором подразделе которой проставляется буква «И» (интеллектуальная собственность), если декларируемые товары содержат объекты и (или) признаки объектов интеллектуальной собственности, включенных в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и другие [6].
Отмечу, что в порядок заполнения декларации на товары, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257, постоянно вносятся изменения, среди которых изменения, связанные с заявлением сведений об объекте интеллектуальной собственности [7].
Кроме того, перечень классификаторов, используемых для заполнения таможенных документов, актуализируется в части изменений и дополнений, связанных с заявлением сведений об интеллектуальной собственности; к примеру, классификатор видов документов и сведений в 2022 г. был дополнен пунктом 14 «Документы, используемые в сфере интеллектуальной собственности», в который включили три категории документов, связанных с подтверждением правомерности введения в оборот таких товаров, под кодами 14010, 14020, 14030 [8]. К таким документам относятся свидетельство на товарный знак, лицензионный договор и другие.
Отдельно рассмотрим цифровизацию использования системы управления рисками (СУР) при осуществлении таможенного контроля. СУР, по сути, «вплетена» в информационные технологии таможенного декларирования, поэтому профили риска срабатывают автоматически при текущем таможенном контроле.
Во-вторых, поскольку практически все таможенные операции с декларируемыми товарами производятся в автоматизированном и (или) автоматическом режиме, такая важная мера по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, как приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и возобновление срока выпуска таких товаров также совершаются с использованием информационных технологий [2].
В-третьих, цифровизация таможенного контроля неразрывно связана с созданием и функционированием электронной базы межведомственного взаимодействия всех государственных органов, задействованных в осуществлении государственного контроля и надзора при трансграничном перемещении товаров. При рассмотрении выделенного нами направления таможенного контроля товаров речь идет прежде всего о межведомственном взаимодействии между ФТС России и Роспатентом.
В-четвертых, взаимодействие таможенных органов с декларантами и правообладателями как участниками таможенных отношений также базируется сейчас на цифровой платформе. Речь идет о специализированных цифровых сервисах в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на официальном сайте ФТС России. Данный сервис постоянно совершенствуется. Так, по итогам 2022 г. ФТС России информировала о том, что доработан сервис «Правообладатели» автоматизированного программного средства «Личный кабинет» в части предоставления доступа для работы в нем физическим лицам, в том числе в мобильной версии сайта. Это позволило обеспечить информационное взаимодействие в режиме онлайн таможенных органов с правообладателями (их представителями), которыми являются физические лица, при выявлении контрафактных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС [9, с. 4]. Представляется, что в перспективе при цифровом взаимодействии таможенных органов с авторами и иными правообладателями может быть использован механизм цифрового профиля правообладателя как участника таможенных отношений [10].
Здесь выделены лишь основные аспекты цифровизации таможенного контроля и направления их воздействия на трансграничную защиту интеллектуальных прав. Безусловно, цифровизации подверглись и иные процессы, в частности процедуры использования экспертных знаний при таможенном контроле таких товаров [11], а также производство по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением интеллектуальных прав. Представляется, что последние выделенные направления подверглись цифровизации в меньшей степени, в них ограничились лишь переводом отдельных процедур взаимодействия с таможенными органами в цифровой формат.
НАПРАВЛЕНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Таможенный контроль сегодня сложен и неоднороден. Более того, расширяется и усложняется система конституционных и иных ценностей, на обеспечение которых он направлен [12]. Поэтому важно определить, какие этапы и формы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, могут быть оцифрованы в первую очередь.
Безусловно, текущий таможенный контроль, выраженный преимущественно в контроле электронных документов при таможенном декларировании товаров (ранее — форматно-логический контроль), подвержен цировизации в бо ˊ льшей степени, нежели таможенный контроль после выпуска товаров. Это связано главным образом с электронным декларированием, в рамках которого возможны кодирование сведений об объекте интеллектуальной собственности, использование профилей рисков, связанных с защитой интеллектуальных прав, сопряжение сведений из электронной декларации на товары с информацией из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС). Перспективой развития последнего направления видится привязка электронного таможенного декларирования к информационным ресурсам Роспатента, что позволит таможенным органам РФ эффективно защищать средства индивидуализации, не внесенные в ТРОИС.
Разновидностью очередного «ноу-хау» при электронном таможенном декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, отражающей цифровизацию текущего таможенного контроля, может стать внедрение в информационную систему таможенных органов изъятий, связанных с частичной легализацией параллельного импорта. Данные соответствующего перечня товаров и объектов интеллектуальной собственности определенных правообладателей [13] с учетом постоянных изменений будут внедрены в системы электронного таможенного декларирования. Это позволит упростить процедуры таможенного контроля таких товаров, экономить ресурсы таможенных органов и сосредоточиться на защите добросовестных правообладателей.
В рамках проведения ведомственного проекта «Реализация проектов ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы» в 2022 г. был разработан и внедрен механизм анализа неструктурированных данных, позволяющих в автоматическом режиме выявлять в том числе и объекты интеллектуальной собственности [9, с. 30–31].
О цифровизации межведомственного взаимодействия ФТС России и Роспатента следует сказать отдельно. На основе цифрового обмена данными между ведомствами, прежде всего доступа должностных лиц таможенных органов к информационным ресурсам Роспатента (реестрам товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров и географических указаний), осуществляется процедура ex office, заключающаяся в применении мер защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, не включенные в ТРОИС. Несмотря на одноразовый характер данной процедуры (она применяется единожды при условии, что правообладатель не включил свой объект интеллектуальной собственности в ТРОИС), данные дополнительные полномочия таможенных органов РФ имеют важное значение для полноценной защиты исключительных прав правообладателей. Взаимодействие ФТС России и Роспатента имеет богатую историю, но лишь в последнее десятилетие цифровизация позволила значительно повысить его эффективность.
Что касается таможенного контроля после выпуска товаров, в большинстве своем осуществляемого в форме таможенной проверки, то уровень его цифровизации значительно ниже и уступает возможностям текущего таможенного контроля. Нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности по результатам таможенных проверок выявляются достаточно редко, при этом существенным минусом подобного выявления становится невозможность конфискации (либо иного изъятия) товаров, признанных судом контрафактными. Нарушитель исключительных прав в подобных случаях привлекается к административной ответственности в виде административного штрафа, а контрафактный товар, потенциально несущий угрозу здоровью и жизни граждан, попадает к потребителю.
ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Взаимодействие таможенных органов и правообладателей достаточно четко можно разделить на три этапа:
- доконтрольный (или обеспечивающий предстоящий контроль) этап (связан с включением правообладателем своего объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС);
- непосредственно контрольный этап (включающий в себя период предварительного, текущего и последующего таможенного контроля);
- постконтрольный этап (включающий в себя этапы производства по делу об административном правонарушении и судебного рассмотрения административного дела).
Из трех выделенных этапов второй является обязательным, первый и третий этапы могут отсутствовать во взаимодействии таможенных органов с правообладателями. Кроме того, может иметь место ситуация, когда в рамках первого этапа объект интеллектуальной собственности внесен в ТРОИС, но трансграничного перемещения товаров с таким объектом (или обозначением, тождественным или сходным до степени смешения с ним) не было.
Механизм ТРОИС — важный элемент таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Он используется в таможенном контроле с конца 90-х годов прошлого века и прошел эволюцию от разрозненных списков, которые вел Государственный таможенный комитет по инициативе правообладателей, до информационной системы включения в ТРОИС, ведения ТРОИС и поиска в ТРОИС. Несмотря на то что единый ТРОИС государств — членов ЕАЭС до настоящего времени не ведется, хотя предусмотрен актами на уровне ЕАЭС [14], национальные реестры государств — участников евразийской интеграции позволяют эффективно использовать ресурс механизма ТРОИС при защите интеллектуальных прав. ФТС России позиционирует ведение ТРОИС в качестве услуги [15]. Представляется, что речь идет об услуге, обеспечивающей эффективность таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Данная услуга предоставляется в электронном виде, причем цифровой формат предусмотрен на всех возможных этапах оказания услуги: включение объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС, внесение изменений в него, исключение из него и др.
Цифровизация основного, по сути, этапа рассматриваемого направления таможенного контроля отражена в создании и функционировании специализированного сервиса для правообладателей — личного кабинета правообладателя. Цифровой сервис «Правообладатели» личного кабинета участника ВЭД функционирует на официальном сайте ФТС России [15]. Включению в данный сервис предшествуют получение правообладателем усиленной электронной подписи и регистрация. Данный сервис предназначен прежде всего для российских правообладателей, их лицензиатов и представителей. Взаимодействие в рамках цифрового сервиса происходит непосредственно при текущем таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, то есть при таможенном декларировании таких товаров.
Сервис упрощает и ускоряет взаимодействие таможенных органов и правообладателей при приостановлении срока выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Важным достоинством сервиса является то, что он позволяет четко фиксировать процедурные сроки приостановления срока выпуска, продления этого срока, отмены решения о приостановлении, а также самого выпуска таких товаров.
Что касается постконтрольного взаимодействия таможенных органов с правообладателями, то оно подверглось цифровой трансформации в меньшей мере в сравнении с предыдущими этапами. Процедуры участия правообладателя в производстве по делу об административном правонарушении, возбужденному по результатам таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, подверглись цифровизации лишь с точки зрения перевода отдельных этапов взаимодействия в электронный формат. То же можно отметить и в отношении участия правообладателя в рассмотрении судом административных дел, инициированных таможенными органами в рамках защиты интеллектуальных прав.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Можно выделить несколько проблем таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в контексте цифровизации.
Во-первых, это ограниченность использования СУР при таможенном контроле после выпуска товаров. Если при текущем таможенном контроле СУР успешно используется и посредством специальных профилей риска позволяет минимизировать риски нарушения прав интеллектуальной собственности при трансграничном перемещении, то при таможенных проверках СУР использовать сложнее, а в отдельных случаях — просто невозможно. Следствием этот становится отсутствие обоснованных критериев для выборочности таможенного контроля после выпуска товаров.
Во-вторых, давней проблемой защиты интеллектуальных прав при таможенном контроле после выпуска товаров является невозможность пресечения попадания контрафактного товара к потребителю (прежде всего к отечественному потребителю). В условиях приоритета таможенного контроля после выпуска эта проблема приобретает особую актуальность. Текущий таможенный контроль происходит быстро и оперативно, перенося все контрольно-надзорное внимание таможенных органов на трехлетний период контроля после выпуска. Но при выявлении нарушений интеллектуальных прав в период после выпуска нарушителям грозит лишь административный штраф, конфискация выпущенного таможенным органом товара назначена судом быть не может. Таким образом, в этом отношении таможенный контроль после выпуска товаров ограничен в защите прав неопределенного количества лиц — потребителей продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности, которые в данной ситуации слабо защищены от контрафакта.
В-третьих, вызывает вопросы развитие цифровизации текущего таможенного контроля в части реализации частичного введения международного принципа исчерпания прав. Выше говорилось о перспективах введения изъятий из условий применения таможенными органами мер по приостановлению срока выпуска товаров, содержащих признаки контрафактных. Как реально будут эти изъятия внедряться в систему электронного декларирования товаров, пока неясно.
В-четвертых, остаются проблемные вопросы при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. Речь идет о трансграничном перемещении товаров посредством международных почтовых отправлений и экспресс-доставки. Таможенные органы имеют полномочия в отношении таких товаров и в части защиты интеллектуальных прав, но в данных процедурах сохраняется существенное место для административного (ведомственного) усмотрения таможенных органов.
В-пятых, имеет место проблема меньшей защищенности объектов авторского права и смежных прав при трансграничном перемещении товаров. Несмотря на то что основным объектом интеллектуальной собственности в ТРОИС является товарный знак, объекты авторского и смежных прав также представлены в ТРОИС (более трех десятков объектов). При реализации таможенными органами принципа ex office должностные лица таможенных органов могут проверить наличие исключительного права на средство индивидуализации, которое подлежит регистрации и данные о котором содержатся в ресурсах Роспатента. Что касается объектов авторского права и смежных прав, то права на них не подлежат государственной регистрации (в качестве вариантов их фиксации могут быть депонирование, цифровое депонирование). В связи с этим авторы и владельцы смежных прав в определенной степени «выпадают» из сферы таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, при невключении их в ТРОИС, их уровень таможенной защиты представляется более слабым в сравнении с защитой средств индивидуализации. Одним из вариантов решения выделенной проблемы видится усиление самоконтроля [17] или контроля со стороны самих правообладателей, тем более что в условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности значение самоконтроля и самооценки граждан и организаций во взаимодействии с органами публичной власти существенно возрастает.
Это далеко не полный список проблемных вопросов, возникающих при таможенном контроле товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в условиях цифровизации. Часть выделенных проблем вызвана цифровизацией, часть имела место до цифровой трансформации процедур таможенного контроля, но усугубилась под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Решение их также лежит как в дальнейшем развитии цифровизации взаимодействия таможенных органов с невластными субъектами, так и в общих тенденциях упрощения и снижения контрольно-надзорного воздействия в современных условиях.
ВЫВОДЫ
Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, — важный элемент системы государственного контроля и надзора в сфере интеллектуальной собственности и одновременно направление таможенного контроля в целом. Влияние цифровизации на него — закономерно, обусловлено объективными условиями, а также спецификой самих объектов интеллектуальной собственности, особенностями их создания и оборота в экономическом пространстве.
При этом так же, как и при характеристике таможенного контроля в целом, применительно к выделенному направлению таможенного контроля можно говорить о необходимости соблюдения баланса между частными и публичными интересами при защите интеллектуальных прав, между экономической свободой, свободой интеллектуального творчества и правами неограниченного числа лиц.
Цифровой посткапитализм возможен как высокая мера свободы максимально возможного числа социально (взаимно) ответственных людей. При этом такая взаимная социальная ответственность может быть как раз в условиях существенного, ограниченного жесткими правовыми рамками и нетотального цифрового контроля [18, с. 71]. Экономическая и иная свобода при одновременно высоком уровне социальной ответственности за свое поведение, ответственности позитивной, направленной в будущее, — все это призвано стать условием эффективности взаимодействия граждан и организаций с органами публичной власти, в том числе и в рамках контрольно-надзорного взаимодействия, традиционно обладающего высокой конфликтностью в сравнении с иными формами взаимодействия.
Цифровизация таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обусловлена не только цифровизацией таможенного контроля в целом, но и особенностью института интеллектуальной собственности. Данное направление таможенного контроля закономерно испытывает на себе влияние особенностей правовой охраны и защиты различных результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, обусловлено неоднородностью такой охраны, разным уровнем цифровизации операций с товарами, содержащими интеллектуальную составляющую. Дальнейшее развитие цифровизации выделенного направления таможенного контроля также будет зависеть от особенностей режима охраны различных объектов интеллектуальной собственности, подлежащих трансграничной защите, и базироваться на принципе оптимального соотношения защиты частных и публичных интересов при обороте товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Об авторах
Саният Абдулганиевна Агамагомедова
Институт государства и права РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: saniyat_aga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8265-2971
старший научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук, кандидат юридических наук, доцент
Россия, МоскваСписок литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.06.2023) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. — URL: http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017.
- Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 06.08.2018, № 32 (ч. I), ст. 5082.
- Запольский С.В., Васянина Е.Л. Цифровизация финансового контроля: правовое регулирование // Правовая информатика. 2022. № 3. С. 4–12.
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2, ст. 127.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 27.12.2022) «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (вместе с «Порядком заполнения декларации на товары») // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. — URL: http://www.tsouz.ru/, 02.06.2010.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2023 № 107 «О внесении изменений в Порядок заполнения декларации на товары» // Официальный сайт Евразийского экономического союза. — URL: http://www.eaeunion.org/, 21.07.2023.
- Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 22.08.2023) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. — URL: http://www.tsouz.ru/, 21.09.2010.
- Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2022 г. // Официальный сайт ФТС России. — URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti (дата обращения: 24.09.2023).
- Виноградова Е.В., Полякова Т.А., Минбалеев А.В. Цифровой профиль: понятие, механизмы регулирования и проблемы реализации // Правоприменение. 2021. Т. 5. № 4. С. 5–19.
- Агамагомедова С.А. Особенности производства экспертиз по административным делам о незаконном использовании товарного знака // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. 2010. № 2 (22). С. 33–42.
- Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37–61.
- Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 № 1532 (ред. от 02.03.2023) «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подп. 6 ст. 1359 и ст. 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://pravo.gov.ru, 06.05.2022.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 35 «О ведении единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза» (вместе с «Регламентом ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств — членов Евразийского экономического союза») // Официальный сайт Евразийского экономического союза. — URL: http://www.eaeunion.org/, 07.03.2018.
- Приказ ФТС России от 28.01.2019 № 131 «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru, 07.06.2019.
- Личный кабинет участника ВЭД. Официальный сайт ФТС России. — URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_image/2022-07/11/info_11_07.jpg (дата обращения: 25.09.2023).
- Кобзарь-Фролова М.Н. Внутренний контроль (самоконтроль) как основной вид контроля деятельности хозяйствующих субъектов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 2. С. 139–148.
- Тедеев А.А. Право, цифровая трансформация, цифровой посткапитализм (постановка проблемы) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 12 (64). С. 61–73.
Дополнительные файлы
