Problem of the “digital cancellation” of the Russian citizens
- Authors: Diskin E.I.1
-
Affiliations:
- National Research University ‘Higher School of Economics’
- Issue: Vol 50, No 3 (2024)
- Pages: 39-48
- Section: Information. State. Human Rights
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-3475/article/view/279317
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.22297
- ID: 279317
Cite item
Full Text
Abstract
The article considers the phenomenon of digital abolition as a form of discrimination on the example of violation of the rights of Russian citizens by means of coordinated and synchronous termination of provision of digital information services by foreign companies and digital services, as well as explicitly prohibiting access to such services and services. Numerous examples of mass bans and restrictions imposed on citizens of Russia in the Internet at the level of social networks, financial services, services of access to online games, software, services for work with artificial intelligence make it possible make a conclusion that such actions constitute discrimination and a violation of human rights for the access, collection and dissemination of information. It is proposed that such actions be considered within the framework of international legal instruments prohibiting discrimination based on nationality, including with a view to bringing appropriate legal proceedings before international judicial bodies, which may be submitted by the Russian Federation.
Full Text
ВВЕДЕНИЕ
Проблема «цифровой отмены» в существенной степени нова и актуальна, проскольку ранее не существовало прецедентов действий в киберпространстве, направленных на ухудшение доступности цифровых услуг, сервисов, интернет-платформ, финансовых транзакций, обеспечения безопасности персональных данных и тому подобных действий, направленных против граждан какой-либо конкретной страны. Речь идет о событиях, выразившихся во всестороннем отключении и прекращении доступа к сайтам, сервисам, в блокировках аккаунтов юридических и физических лиц, в прекращении обслуживания различных программных продуктов и платформ, а также в других аналогичных действиях в отношении граждан России и российских организаций. Поскольку данное явление до сих пор не получило самостоятельной характеристики и наименования в правовом контексте, предлагается для его описания использовать термин «цифровая отмена». Ввиду новизны данного понятия предлагается дать ему определение, правовую оценку, придать импульс дискурсу по данной теме, так как проблема описания и правовой квалификации «цифровой отмены» играет значительную роль в вопросе выработки мер по противодействию дискриминации граждан России в киберпространстве. В настоящей статье не описан весь спектр проблем в рассматриваемой области, однако сделан акцент на наиболее примечательных и характерных примерах таких действий, которые, будучи рассмотрены в совокупности, подтверждают правоту выдвинутого тезиса о том, что «цифровая отмена» в отношении российских граждан является дискриминацией в цифровом пространстве.
КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ И РУНЕТ
Понятие «cancel culture» («культура отмены») восходит к популярной композиции группы Chic — «Your love is canceled» 1981 г.1, которая породила сленговое выражение “to cancel”, которое переводится как «отвергнуть», «сделать несущественным»2. В настоящее время «культура отмены» стала значимым социальным явлением в США и странах Западной Европы. Как указывает исследователь Джозеф Веласкес, «культура отмены» — одна из форм публичного позора, инициированного в социальных сетях, чтобы лишить кого-то их обычного влияния или внимания с целью сделать публичные дискуссии более рассеянными и менее монополизированными теми, кто занимает привилегированное положение» 3[1]. Другие исследователи «культуры отмены» отмечают, что «ученые могут быть менее склонны отстаивать свои моральные убеждения, если они считают, что их взгляды не разделяются широко коллегами или обществом, к которому они принадлежат» [2]. Римский папа Франциск заявил, что «“культура отмены” является формой идеологической колонизации, которая не оставляет места для свободы выражения мнений, она заканчивается уничтожением всякого чувства самобытности» [3].
Впервые о «культуре отмены» применительно к развитию событий в киберпространстве для граждан России высказался президент Российской Федерации В.В. Путин. В ходе пленарного заседания на VIII Конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» 24 ноября 2023 г. он заявил: «Вам, думаю, хорошо известно, что некоторые, так скажем, западные поисковые системы, как и генеративные модели, работают зачастую весьма избирательно, ангажированно, не учитывают, а порой просто игнорируют и отменяют российскую, скажем, культуру. Проще говоря, перед машиной ставят какую-то творческую задачу, и она решает ее, используя только англоязычный массив данных, тот, который удобен, выгоден разработчикам системы. Таким образом, алгоритм, например, может указать машине, что России, нашей культуры, науки, музыки, литературы просто не существует. Своего рода “отмена” в цифровом пространстве»4.
В данном случае замечание о том, что в отношении россиян происходит «отмена в цифровом пространстве» представляется достаточно удачным для его применения в дискурсе о юридических последствиях таких действий относительно граждан страны.
Массовое прекращение доступа к программному обеспечению, цифровым продуктам и сервисам самых разных направлений и задач для российских граждан вызвало не только значительные неудобства личного характера, но и последствия, связанные с обеспечением необходимого уровня заработка, выполнения той или иной трудовой функции, связи с родными и близкими за рубежом.
Ни российское, ни зарубежное право пока не выработало ни соответствующей терминологии, ни доктрины, которая описывала бы такие случаи, давала бы четкий ответ на вопрос, как обеспечить защиту прав граждан на доступ к информации в таких случаях. Так что данное исследование носит в каком-то смысле поисковый, смысловой характер, поскольку выработка правовой доктрины требует коллективной дискуссии и осмысления проблемы. Доклад на данную тему был сделан в ходе секции «Государство и медиа в правовом поле» на XXXII Международной научно-практической конференции «Медиаправо – 2023» 7 декабря 2023 г., а в настоящей статье автор развивают тезисы выступления.
ПРАКТИКИ ДИСКРИМИНАЦИИ
Ниже рассмотрены некоторые практики «цифровой отмены».
Сервисы доступа к моделям генеративного искусственного интеллекта
Начиная с 2023 г. зарубежные сервисы генеративного искусственного интеллекта запретили доступ к услугам такого рода для пользователей из России. Это относится не только к наиболее популярному сервису ChatGPT 5от компании OpenAI, но и к другим аналогичным продуктам. В частности, корпорация Microsoft запретила доступ к сервису CoPilot 6из России. Примечательно, что ранее Microsoft объявляла лишь о запрете продаж новых продуктов в России с 4 марта 2022 г., однако фактически россияне были лишены доступа в том числе и к бесплатным продуктам компании, которые интегрированы в последние версии операционной системы Windows 11.
Здесь следует пояснить, что данные действия нарушают действовавший десятилетиями принцип распространения ПО, когда, приобретая лицензию, пользователь получает безусловный доступ ко всем функциям покупаемого программного обеспечения. Аналогичным образом недоступен в России и генеративный сервис ИИ от компании Google LLC — Gemini. При попытке доступа к странице инструмента пользователь видит надпись на английском языке «Доступ к данному сервису в вашей стране отсутствует»7.
Отмечу важное обстоятельство: данные сервисы недоступны не в рамках какого-либо пакета санкций против неких органов и организаций, а также не в силу отсутствия в них поддержки русского языка. Все перечисленные сервисы генеративного искусственного интеллекта поддерживают русский язык, причем на достаточно хорошем уровне. При этом список стран, в которых обеспечивается официальная поддержка описанных сервисов, достаточно внушителен. Например, сервис Google Gemini официально поддерживается в 239 странах, что значительно больше, чем число государств — членов ООН (193 государства)8. В списке нет Республики Беларусь, Российской Федерации, КНДР и КНР. Однако, если отсутствие последних двух можно объяснить особенностями допуска цифровых сервисов к национальным сегментам сети Интернет, то как объяснить отсутствие доступа в России и Белоруссии, где компания Google предлагает и свой поисковый продукт, и аудио-видеосервис YouTube, и доступ к электронной почте, картографическому сервису, магазину приложений Google Play? Можно ли здесь применить аналогию из 1960-х годов, когда в США существовала сегрегация по расовому признаку и чернокожие граждане были лишены доступа к определенным услугам ввиду своего цвета кожи? Безусловно, аналогия не может быть прямой, но если общий набор сервисов Google это условно «автобус», куда могут войти все пользователи Сети в мире, то в рамках такого мысленного эксперимента, сервисы ИИ — это «первый ряд», куда официально запрещен доступ гражданам России.
Отмечу, что доступ запрещен не в каких-то единичных сервисах, а во всех наиболее популярных и имеющих ценность с точки зрения практического использования. При этом нельзя сослаться на техническую невозможность работы данных сервисов — ведь и Google, и Microsoft фактически продолжают работать в России. Кстати, поддержка работы такого сервиса, как YouTube, технически значительно сложнее и требует больших ресурсов, чем все сервисы доступа к ИИ, вместе взятые. Перечисленные факты усиливают тезис о том, что отсутствие доступа к таким услугам представляет собой, пользуясь терминологией антимонопольного законодательства, сговор, то есть соглашение или согласованные действия компаний, занимающих доминирующее положение на рынках цифровых услуг, по доступу к моделям генеративного искусственного интеллекта. Однако сговор, направленный не на манипулирование ценой, а на прекращение доступа к таким услугам по признаку гражданства или национальности. То есть имеет место целенаправленная дискриминация.
ИГРОВЫЕ СЕРВИСЫ
Безусловно, пример с сервисами генеративного ИИ показателен, но отнюдь не единственный. Менее известным, но, возможно, не менее драматичным для определенных категорий пользователей является дискриминация россиян в части доступа к различным игровым сервисам. В марте 2023 г. для граждан России была отключена возможность оплаты игр и услуг банковскими картами в популярном сервисе Steam компании Valve9. При этом оставшиеся доступными способы оплаты, например PayPal, прекратили работу и заблокировали доступ для жителей России10. Далее последовали ограничения доступа к большинству игр. В частности, сам сервис Steam остается доступным в России, однако цифровой каталог для граждан России значительно меньше, чем для граждан других стран11.
Значительно дальше пошли в корпорации Sony Entertainment — в нарушение обязательств перед пользователями, оплатившими услуги сервиса, россиянам закрыли доступ к PlayStation Network, сетевому сервису для приобретения игр на игровых консолях компании, где сохраняется игровой прогресс и осуществляется социальное взаимодействие между игроками12. Примечательно, что данный сервис был заблокирован не только в Российской Федерации, но и в Казахстане. В частности, заместитель министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан Асхат Оразбек озвучил ответ Sony Entertainment Network (именно эта компания непосредственно отвечает за поддержку PlayStation Network) на запрос о возможности разблокировки сервиса: «Поскольку граждане России имеют возможность открывать счета в наших отечественных банках, в настоящее время корпорация Sony не планирует открывать доступ к аккаунтам Sony PlayStation в нашем регионе, в Центральной Азии»13.
Аналогичным образом блокировке подверглись игровые сервисы Microsoft Xbox, которые предлагались как на игровых приставках, так и на персональных компьютерах. Любопытно, что в Microsoft объяснили этот факт «международно-правовыми санкциями»14.
В данном случае следует признать: санкционный режим в отношении российских банков действительно затрудняет доступ к таким услугам, поскольку они оказываются на платной основе и требуют проведения платежей в Россию и из России, что, безусловно, сопряжено с затруднениями. Однако это обстоятельство не может полностью объяснить отмену доступа для тех лиц, которые уже оплатили счет за соответствующую подписку, а также невозможность доступа к бесплатным сегментам соответствующих сервисов. В этом случае мысленный эксперимент, проведенный ранее, не может быть воспроизведен в полном объеме, однако следует отметить, что данные компании ничего не предпринимают для сохранения доступа российских пользователей. Более того, компания Sony Entertainment нарушает права не только российских, но и казахских граждан.
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ, АУДИО-ВИДЕОСЕРВИСЫ
Не менее чувствительным для граждан России является процесс неправомерной блокировки аккаунтов в различных социальных сетях, аудио-видеосервисах и других зарубежных сайтах. В иностранной научной литературе данное явление получило название «деплатформинг» (deplatforming) [4], однако этот термин чаще используется в положительном смысле — как факт удаления аккаунтов, причиняющих вред пользователям. В отношении российских граждан деплатформинг зачастую проводится неизбирательно, без каких-либо юридических гарантий справедливого и всестороннего разбирательства и без возможности эффективно обжаловать такие действия платформы.
Например, в 2018 г. социальная сеть Twitter (в настоящее время X) проводила массовые удаления, блокировки и ограничения аккаунтов, использовавших кириллицу15. В 2020 г. Twitter удалила более тысячи аккаунтов, якобы связанных с Россией, за «распространение неоригинальной политической информации в интересах властей»16. В 2021 г. данная социальная сеть удалила 100 российских аккаунтов, действия которых были направлены на «ослабление стабильности и надежности НАТО»17.
Разумеется, X — не единственная социальная сеть, регулярно подвергающая россиян дискриминации. В частности, продукты компании Meta Platforms Inc. (далее — Meta)18— социальные сети Facebook и Instagram — регулярно нарушают права российских граждан как путем установления дискриминационных правил, направленных против россиян, так и с помощью злоупотреблений, таких как временная или постоянная блокировка аккаунтов, запрет публикации для общего пользования, запрет оставлять комментарии и тому подобное.
В своей публичной риторике компания постоянно подчеркивает, что принимает значительные усилия для удаления контента, связанного с ненавистью, дискриминацией и насилием19. Однако, как известно, 11 марта 2022 г. генеральная прокуратура Российской Федерации обратилась с заявлением в Тверской районный суд о признании Meta Platforms Inc. экстремистской организацией и запрете ее деятельности на территории Российской Федерации на основании того, что, согласно данным, подтвержденным заявлением пресс-секретаря Meta Platforms Энди Стоуна от 11 марта, в свете событий в Украине компания временно снимает в своих социальных сетях запрет для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию против российских граждан, в том числе военнослужащих20. Примечательно, что спустя две недели после вынесения соответствующего решения пресс-секретарь компании признал, что были «ослаблены некоторые правила, которые в обычных условиях привели бы к блокировкам» [5]. Впрочем, соответствующие тенденции на интернет-платформах, принадлежащих Meta (что справедливо и в отношении других платформ, расположенных в США. — Авт .), отмечаются достаточно давно.
Одним из наиболее кульминационных моментов, связанных с ограничением доступа российских пользователей, были президентские выборы 2016 г., в результате которых пост президента США занял Дональд Трамп. После объявления результатов выборов работа социальных сетей и онлайн-платформ подверглась критике, в связи с чем проводились слушания в Конгрессе США, было инициировано расследование «вмешательства в выборы» [6]. Соответствующие обвинения привели к назначению специального прокурора Роберта Мюллера, который дал им оценку, ставшую предметом многочисленных дискуссий [7]. В результате политика социальных сетей и интернет-платформ значительно ужесточилась в отношении российских граждан, в первую очередь в части ограничения доступа к ним и распространения информации политического характера [7]. Представители интернет-платформ, в свою очередь, отрицали наличие фактов дискриминации и притеснения по признаку расы, пола, национальности или социальной группы в своей работе21.
В результате ужесточения политики социальных сетей и интернет-платформ в 2018 г. более 270 аккаунтов и страниц в Facebook 22 и Instagram [23] были удалены. Примечательно, что удаление аккаунтов не было связано с нарушением каких-либо правил, а объяснялось якобы связями с российскими нежелательными организациями [24] . Право обжаловать такие действия предоставлено не было. Аналогичное удаление аккаунтов произошло в 2019 г. [25] . В 2020 г. было объявлено об удалении 224 аккаунтов Facebook [26] , 18 групп, 34 аккаунтов Instagram [27] за нарушение запрета на «использование социальной сети в интересах иностранного государства»28.
Представляется, что подобную политику можно охарактеризовать как системную, поскольку она ведется на постоянной основе уже много лет. Однако какой-либо работы по действенной защите российских граждан не было даже в тот период, когда обращение в суды в США было реальной возможностью для представителей государственных органов и общественных организаций, занимающихся защитой прав российских граждан. В настоящее время подача таких исков крайне затруднена в результате санкций, что многократно усложнило процесс обжалования описанных обвинений и утверждений, которые, безусловно, можно расценивать как диффамационные [9].
Как известно, Федеральный закон от 01.07.2021 № 236-ФЗ «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации» (далее — Закон № 236-ФЗ) не смог обеспечить эффективную защиту российских граждан. Аналогичный вывод можно сделать по результатам оценки эффективности мер, предусмотренных ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (далее Закон № 272-ФЗ), которые предусматривают блокировки ресурсов, нарушающих право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Логика, по которой ресурс подвергается блокировке в случае нарушения фундаментальных прав граждан, весьма спорна, поскольку речь идет о том, чтобы обеспечить равный и справедливый доступ к ресурсу в Сети, а не о том, чтобы лишить доступа к нему вообще всех граждан России. Необходим серьезный пересмотр мер и санкций, предусмотренных Законом № 272-ФЗ, так как процесс «цифровой отмены» граждан России не прекращается, права российских граждан в цифровой среде нарушаются систематически, регулярно и затрагивают большую долю населения, активного в Сети.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В современной системе международного права проблема дискриминации занимает важное место. Число международных правовых актов, запрещающих дискриминацию, достаточно велико. Отметим некоторые из них, применимые к рассматриваемым правоотношениям.
Статья 2 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит: «2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете»29.
В ст. 19 Всеобщей декларации прав человека указано, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает в себя свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Процитированные нормы означают, что право на доступ к информации, свободу искать, получать и распространять информацию относится к числу базовых и универсальных — все государства должны стремиться к тому, чтобы не допускать ущемления указанных прав. Нет никаких оснований считать, что доступ к различным информационным сервисам, которые используются для поиска, получения и распространения информации миллионами людей, может быть произвольно ограничен для граждан какого-либо государства так, чтобы такое прекращение оказания услуг, не имеющее веских причин финансово-экономического плана, не являлось бы нарушением норм международного права, запрещающих дискриминацию. Данный вывод усиливается тем фактом, что в упомянутых выше случаях услуги заблокированных после 24 февраля 2022 г. сервисов и интернет-платформ ранее беспрепятственно предоставлялись гражданам России. У многих из сервисов и интернет-платформ в России были свои представительства, их пользовательская база исчислялась миллионами, а порой и десятками миллионов человек. Их деятельность была интегрирована в цифровые рынки и играла важную роль в соответствующих секторах экономики России. Однако сейчас в некоторых случаях иностранные корпорации заходят так далеко, что ограничивают доступ к сервисам гражданам не только России, но и соседних стран, как это сделала компания Sony Entertainment, заблокировав сервис PlayStation Network на территории Казахстана.
Важно учитывать тот факт, что, несмотря на многочисленные затруднения для экономического взаимодействия между Россией и недружественными странами, в настоящее время отсутствуют полномасштабные технические препятствия для доступа к описанным сервисам и интернет-платформам — даже с учетом практически полного прекращения финансовых транзакций между Россией и такими государствами. Тем не менее в отношении россиян применяется самый широкий набор ограничительных практик, который когда-либо вводился в отношении граждан страны с высоким уровнем цифровизации и вовлеченности в мировую Сеть.
Для дальнейшей оценки процесса «отмены россиян» с точки зрения международного права следует обратиться к Резолюции Совета ООН по правам человека от 14 июля 2023 г. [10]. В этом документе особое значение имеет указание на то, что те же права, которые применяются в режиме офлайн, используются и в режиме онлайн. Не менее ценным для анализа является упоминание Руководящих принципов предпринимательской деятельности в аспекте прав человека (далее — Руководящие принципы), которые требуют, чтобы предприятия не допускали, чтобы их собственная деятельность вызывала неблагоприятное воздействие на права человека или способствовала ему, и устраняли такое воздействие по мере его возникновения, а также чтобы предприятия стремились предотвращать или смягчать неблагоприятное воздействие на права человека, которое непосредственно связано с их деятельностью, продукцией или услугами в силу их деловых отношений, даже если они не способствовали такому воздействию [11].
Первым базовым принципом Руководящих принципов является то, что государства в пределах своей территории и/или юрисдикции должны обеспечивать защиту от нарушений прав человека третьими сторонами, включая предприятия. Это требует принятия необходимых мер, направленных на предупреждение и расследование таких нарушений, наказание за них и компенсацию ущерба посредством эффективной политики, законодательства, нормативного регулирования и судопроизводства.
Как видно из подробно описанных выше примеров, в отношении граждан России происходит нарушение ряда международных правовых актов и принципов, запрещающих дискриминацию по признаку расы и национальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящей статьи проанализировано понятие «цифровая отмена» и то, как это явление затронуло граждан России. Один из ключевых выводов: «цифровая отмена» граждан России является одной из крупнейших в XXI в. кампаний дискриминации населения какой-либо страны. Она направлена на то, чтобы всесторонне ограничить свободу искать, получать и распространять информацию и идеи для граждан России, что является грубейшим нарушением ст. 19 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и всех международно-правовых актов, принятых в развитие Декларации. Средством такого ограничения является произвольное и скоординированное по времени и охвату прекращение доступа к различным сервисам и интернет-платформам в беспрецедентном масштабе.
К сожалению, одна из самых крупных кампаний по дискриминации в цифровом пространстве не получила должного внимания как в научной литературе, так и в правозащитной среде. Данному обстоятельству есть ряд объяснений.
Во-первых, в отношении российского государства, государственных органов, общественных организаций, юридических лиц, должностных и физических лиц было введено рекордное число санкций и различных ограничений30. Как отметил отставной сотрудник Министерства финансов США Питер Пятецкий, «это финансовая ядерная война и крупнейшее санкционное событие в истории» [31] . Вполне естественно, что на фоне событий такого масштаба в центре внимания оказываются другие факторы, а не вопрос «цифровой отмены» граждан, нарушения их прав в виртуальном пространстве. Тем не менее необходимо прекратить те значительные злоупотребления, которые происходят в цифровой среде.
Во-вторых, еще одним аспектом, препятствующим восприятию фактов «цифровой отмены» россиян как единого события, которое следует характеризовать как кампанию по дискриминации граждан целого государства, является отсутствие эффективной системы защиты прав граждан в цифровом пространстве в национальном законодательстве России. Логика, предложенная законодателем в Законе № 272-ФЗ, когда в целях защиты права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом блокируется ресурс, который нарушает такое право, представляется крайне спорной. Такой механизм продемонстрировал свою неэффективность в вопросах противодействия «цифровой отмене».
Одним из ключевых выводов, которые следует сделать, оценивая сложившееся положение, является рекомендация по изменению действующего законодательства, а именно необходим пересмотр норм Закона № 272-ФЗ. В частности, необходимо расширить перечень мер, предусмотренных ст. 3.3 Закона № 272-ФЗ и направленных на устранение ограничений, установленных владельцем ресурса в сети Интернет, в распространении пользователями сети Интернет общественно значимой информации на территории Российской Федерации. В частности, целесообразно дополнить полномочия Роскомнадзора возможностью наложения штрафов (в том числе оборотных штрафов), обязать оказывать юридическую помощь гражданам и организациям в случае подачи ими исков о немедленном возобновлении оказания услуг (в том числе в судах иностранных государств), обращения в международные правозащитные организации.
Помимо перечисленных мер Закон № 272-ФЗ должен быть дополнен нормой, запрещающей необоснованное прекращение оказания цифровых услуг и сервисов компаниями, подпадающими под критерии, установленные ч. 1 ст. 4 Закона № 236-ФЗ. В свою очередь, под необоснованным прекращением предлагается понимать случаи, когда соответствующие услуги оказываются не менее чем в трех государствах, являющихся членами СНГ. Для таких компаний-нарушителей предлагается вводить штрафные санкции, которые будут начисляться возрастающим итогом до момента возобновления оказания услуг. Также предлагается установить возможность отмены соответствующих штрафов в случае возобновления оказания услуг в течение месяца с момента вынесения соответствующего постановления Роскомнадзора.
1 Take it Off. Release group by Chic. — URL: https://musicbrainz.org/release-group/94778fd2-1974-3817-a49d-91f48d595fa3 (accesset: 30.11.2023).
2 Urban dictionary. Term “canceled”. — URL: https://www.urbandictionary.com/define.php?term=to%20cancel (accesset: 30.11.2023).
3 Здесь и далее по тексту дан авторский перевод англоязычных источников. — Примеч. авт.
4 Официальный портал Президента Российской Федерации. Конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта». — URL: http://special.kremlin.ru/catalog/keywords/39/events/72811 (дата обращения: 24.11.2023).
5 Singh Rahul Sunilkumar. Why ChatGPT unavailable in Italy, Russia, China, North Korea? Hindustan Times. — URL: https://www.hindustantimes.com/technology/why-chatgpt-unavailable-in-italy-russia-china-north-korea-101680425557119.html (accesset: 30.11.2023).
6 Microsoft suspends new sales in Russia. — URL: https://blogs.microsoft.com/on-the-issues/2022/03/04/microsoft-suspends-russia-sales-ukraine-conflict/ (accesset: 30.11.2023).
7 Gemini AI homepage. — URL: https://support.google.com/gemini/answer/13575153?hl=en (accesset: 28.06.2024).
8 Членский состав в Организации Объединенных Наций. — URL: https://www.unov.org/unov/ru/faq.html#:~:text=%D0%92%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%8F%20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE %D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2,%221 (дата обращения: 28.06.2024).
9 Valve отключила основные способы оплаты в Steam в России. — URL: https://3dnews.ru/1061245/valve-otklyuchila-osnovnie-sposobi-oplati-v-steam-dlya-rossiyan (дата обращения: 06.12.2023).
10 PayPal заблокирует электронные кошельки россиян 18 марта. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5252270 (дата обращения: 06.12.2023).
11 Как обойти санкции и покупать игры в Steam в России в 2023 г. — URL: https://www.gazeta.ru/tech/2023/04/14/16549735.shtml (дата обращения: 28.06.2024).
12 Романов Валерий . Как россиянам покупать игры на PlayStation в закрытом PS Store // Российская газета. — URL: https://www.gazeta.ru/tech/2022/03/15/14631253.shtml (дата обращения: 06.12.2023).
13 Рудь Дмитрий . В Минцифры Казахстана объяснили, почему Sony не открывает PS Store в стране — из-за России // 3DNews. — URL: https://3dnews.ru/1095876/v-mintsifry-kazakhstana-obyasnili-pochemu-sony-ne- otkryvaet-ps-store-v-strane-iz-za-rossii (дата обращения: 06.12.2023).
14 Малышев Сергей. В D Microsoft объяснили причину массовой блокировки Xbox в России. — URL: https://ura.news/news/1052649968#:~:text=%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%BA%20Xbox,%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 29.12.2023).
15 Шмырова Валерия. Twitter блокирует пользователей, пишущих кириллицей, как «русских троллей». — URL: https ://www.cnews.ru/news/top/2018-05-23_twitter_blokiruet_vsehkto_ispolzuet_kirillitsu (дата обращения: 29.12.2023).
16 Мильченко Ангелина. Это пропаганда: Twitter блокирует тысячи аккаунтов из РФ и КНР. — URL: https://www.gazeta.ru/tech/2020/06/12_a_13115815.shtml?ysclid=lqr5zycia1689559281 (дата обращения: 29.12.2023).
17 Twitter объявил о блокировке 100 связанных с Россией аккаунтов. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/603549629a7947cf3e3eae1d?from=copy (дата обращения: 29.12.2023).
18 Компания Meta была признана экстремистской в Российской Федерации, ее деятельность запрещена на территории России.
19 Meta. Our Approach to Maintaining a Safe Online Environment in Countries at Risk. — URL: https://about.fb.com/news/2021/10/approach-to-countries-at-risk/ (accessed: 30.12.2023).
20 Генпрокуратура потребовала признать Meta экстремистской организацией. — URL: https ://tass.ru/obschestvo/14041251 (дата обращения: 30.12.2023).
21 См ., например : Ryan Mac. Mark Zuckerberg Promises Changes At Facebook While Declaring “Black Lives Matter”. — URL: https://www.buzzfeednews.com/article/ryanmac/mark-zuckerberg-facebook-will-review-posts (accessed: 30.12.2023).
22 Продукт компании Meta , признанной экстремистской в Российской Федерации.
23 Продукт компании Meta, признанной экстремистской в Российской Федерации.
24 Shane Scott. Facebook Removes More Accounts Tied to Russian “Troll Factory”. — URL: https://www.nytimes.com/2018/04/03/business/facebook-russian-trolls-removed.html (accessed: 30.12.2023).
25 Facebook removes Africa accounts linked to Russian troll factory. — URL: https://www.theguardian.com/technology/2019/oct/30/facebook-removes-africa-accounts-linked-russian-troll-factory-yevgeny-prigozhin (accessed: 30.12.2023).
26 Продукт компании Meta, признанной экстремистской в Российской Федерации.
27 Продукт компании Meta, признанной экстремистской в Российской Федерации.
28 Removing Coordinated Inauthentic Behavior. — URL: https://about.fb.com/news/2020/09/removing-coordinated-inauthentic-behavior-russia/ (accesset: 30.12.2023).
29 Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 а (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.
30 Злобин Андрей . Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций. — URL: https:// www.forbes.ru/society/458287-rossia-stala-mirovym-liderom-po-kolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij (дата обращения: 04.01.2024).
31 Wadhams Nick. Russia Is Now the World’s Most-Sanctioned Nation. — URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-03-07/russia-surges-past-iran-to-become-world-s-most-sanctioned-nation?utm_medium=social&utm_campaign=socialflow-organic&cmpid%3D=socialflow-twitter-politics&utm_content=politics&utm_source=twitter (accessed: 04.01.2024).
About the authors
Evgenii I. Diskin
National Research University ‘Higher School of Economics’
Author for correspondence.
Email: ediskin@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-9259-9820
leading researcher of the International Laboratory of Digital Transformation in Public Administration of the State Institute of State Research of the Higher School of Economics, Candidate of Legal Sciences
Russian Federation, MoscowReferences
- “Cancel Culture”: Myth or Reality? // Pippa Norris. 2023. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/00323217211037023 (accessed:06.12.2023).
- (PDF) You are Cancelled: Virtual Collective Consciousness and the Emergence of Cancel Culture as Ideological Purging. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/344772779_You_are_Cancelled_Virtual_Collective_Consciousness_and_the_Emergence_of_Cancel_Culture_as_Ideological_Purging (accessed: 06.12.2023).
- Pope Francis Denounces “Cancel Culture” and Antivaccine “Ideology” — WSJ. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.wsj.com/articles/pope-francis-denounces-cancel-culture-and-antivaccine-ideology-11641814583 (accessed: 06.12.2023).
- (PDF) Mekacher A., Falkenberg M., Baronchelli A. The systemic impact of deplatforming on social media 2023. No 11 (2). P. 1–10. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://doi.org/10.1093/pnasnexus/pgad346 (accessed: 28.06.2024).
- (PDF) Dilemmas Between Freedom of Speech and Hate Speech: Russophobia on Facebook and Instagram in the Spanish Media. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.researchgate.net/publication/367443168_Dilemmas_Between_Freedom_of_Speech_and_Hate_Speech_Russophobia_on_Facebook_and_Instagram_in_the_Spanish_Media (accessed: 01.01.2024).
- Influence of fake news in Twitter during the 2016 US presidential election | Nature Communications. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.nature.com/articles/s41467-018-07761-2 (accessed: 02.01.2024).
- Report on the Investigation Into Russian Interference in The 2016 Presidential Election. Volumes I & II. (Redacted version of 4/18/2019). [Elektronnyj resurs]. — URL:https://www.researchgate.net/publication/332522039_Report_On_The_Investigation_Into_Russian_Interference_In_The_2016_Presidential_Election_Volumes_I_II_Redacted_version_of_4182019i (accessed: 02.01.2024).
- Why Russia’s weaponization of social media will continue in 2020 — The Washington Post [Elektronnyj resurs]. — URL: https://www.washingtonpost.com/politics/2019/11/18/how-russia-weaponized-social-media-got-caught-escaped-consequences/ (accessed: 02.01.2024).
- Usloviya priznaniya i privedeniya v ispolnenie inostrannyh reshenij po sporam s uchastiem “podsankcionnyh” lic v rossijskoj yurisdikcii. [Elektronnyj resurs]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-priznaniya-i-privedeniya-v-ispolnenie-inostrannyh-resheniy-po-sporam-s-uchastiem-podsanktsionnyh-lits-v-rossiyskoy/viewer (data obrashcheniya: 02.01.2024).
- UN General Council Resolution A/HRC/RES/53/29.
- Rukovodyashchie principy predprinimatel’skoj deyatel’nosti v aspekte prav cheloveka. Руководящие принципы предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. NY; Geneva, 2011. — URL: guidingprinciplesbusinesshr_ru PDF (www.ohchr.org).
Supplementary files
