Features of providing information using recommender systems as a subtechnology of artificial intelligence
- Authors: Savchenko E.A.1, Semenov S.V.1
-
Affiliations:
- Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
- Issue: Vol 48, No 2 (2024)
- Pages: 118-123
- Section: Artificial Intelligence Law
- URL: https://ogarev-online.ru/2225-3475/article/view/279226
- DOI: https://doi.org/10.17323/tis.2024.21720
- ID: 279226
Cite item
Full Text
Abstract
On October 1, 2023, amendments to the Information Law came into force, establishing the specifics of providing information using recommendation technologies, which are usually used to promote goods and services, engage Internet users and retain their attention.
Recommendation technologies are used to analyze the user’s request by an artificial intelligence system, select and offer the user goods and services that are similar in form and content. The use of recommendation technologies to analyze the preferences of Internet users using artificial intelligence systems is still at the initial stage of legal regulation. However, the question of how to define the boundaries of the use of recommendation algorithms has not yet been resolved.
Full Text
С 1 октября 2023 г. вступили в силу поправки в Закон об информации [1], устанавливающие особенности предоставления информации с применением рекомендательных технологий, которые, как правило, используют для продвижения товаров и услуг, вовлечения интернет-пользователей и удержания их внимания.
Рекомендательные технологии используются для проведения анализа запроса пользователя системой искусственного интеллекта, подбора и предложения пользователю близких по форме и содержанию товаров и услуг.
Такой анализ, по сути, является одной из форм контроля государства за контентом. В качестве альтернативы принятию поправок в Закон об информации предлагалось саморегулирование на базе разрабатываемых предпринимательским сообществом этических правил создания и применения рекомендательных сервисов.
Так, в Кодексе этики в сфере искусственного интеллекта и Кодексе этики использования данных уже закреплены нормы по использованию рекомендательных алгоритмов.
Однако, по нашему мнению, три кита развития информационного общества — информационные технологии (подробно см. [2]), информационные ресурсы и информационные системы — требуют отдельного законодательного закрепления как на уровне понятий, так и на уровне детального правового регулирования отношений в связанных с ними сферах деятельности. Поэтому использование рекомендательных технологий должно быть определено на уровне базового закона.
Рекомендательные технологии — это информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа данных, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет. В этой связи интересно и определение рекомендательных систем, которое дается в дорожной карте развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект» и определяется как субтехнология искусственного интеллекта (далее — ИИ). Рекомендательные системы как субтехнология искусственного интеллекта определяются как класс решений, обеспечивающих выполнение процесса без участия человека, поддержку в выборе решений, а также предсказание объектов, которые будут интересны пользователю [3].
Алгоритмы рекомендательных систем построены на основе машинного обучения: ИИ учится на выборе пользователя и предлагает ему все новые возможности взаимодействия: например, цифровые платформы предоставляют информацию, которая может понравиться пользователю, а социальные сети предлагают добавить в контакты новых друзей.
Фактически речь идет о применении рекомендательных систем в так называемом виртуальном пространстве [компьютерно-техническая трактовка виртуальной реальности (погружение и навигация субъекта в искусственно созданной при помощи компьютеров трехмерной среде, а также манипулирование ее объектами)], которое предполагает выбор, а следовательно, нуждается в системе построения рекомендаций. Например, если в реальном пространстве офертой являлась витрина офлайн-магазина, то в виртуальном пространстве, где выбор иногда исчисляется миллионом предложений, именно рекомендательные системы помогают сформировать оферту.
Как отмечено выше, рекомендательные технологии — это информационные технологии (процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов). В связи с этим возникает вопрос: почему в дорожной карте «Нейротехнологии и искусственный интеллект» используется другой термин — «рекомендательная система»?
Отвечая на данный вопрос, напомним, что в соответствии с Законом об информации информационная система — это «совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств», т.е. можно сказать, что рекомендательная система — это разновидность информационной системы. Однако, поскольку предметом регулирования Закона об информации являются общественные отношения, связанные с предоставлением информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, законодатель справедливо использует термин «рекомендательные технологии».
Среди явных плюсов стоит отметить, что изменения в Закон об информации впервые, хоть и не в виде добавления в понятийный аппарат, но косвенно определили, что же является информационным ресурсом, а именно: 1) сайт, 2) и (или) страница сайта в сети Интернет, 3) и (или) информационная система, 4) и (или) программа для электронных вычислительных машин.
Непосредственно определения того, что является информационным ресурсом, в базовом законе не дается. Разные нормативные акты дают различные определения данного понятия. Например, в ст. 5 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ под информационными ресурсами Российской Федерации понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, находящиеся на территории Российской Федерации, в дипломатических представительствах и (или) консульских учреждениях Российской Федерации.
В ст. 304 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ под информационными ресурсами таможенных органов понимается упорядоченная совокупность документированной информации (сведений), содержащейся в информационных системах таможенных органов, получаемой таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, федеральными законами.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 57 под информационным ресурсом понимается индивидуально создаваемый личный кабинет для лица, участвующего в деле, предназначенный для реализации возможности подачи обращений в суд в электронном виде и получения копий судебных актов, извещений, вызовов и иных документов в электронном виде.
В Методике определения количества пользователей информационных ресурсов в сутки информационными ресурсами названы информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, информационные системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, находящиеся на территории РФ.
ГОСТ Р 7.0.56-2017 информационный ресурс определяет как объект, являющийся источником информации, представленной в любой знаковой системе, на любом носителе.
Вообще, с информационными ресурсами в Российской Федерации сложилась интересная ситуация. Мало кто помнит, что в Законе 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» определение информационных ресурсов давалось (информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) [4]. Потом, после принятия в 2006 г. Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», определение информационных ресурсов из закона исчезло.
Помимо косвенного определения, которое позволяет определить, что является информационным ресурсом, внесенные изменения регламентируют ряд обязательных требований, которые с 1 октября 2023 г. должны исполнять владельцы информационного ресурса, где применяются информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации. Например, нужно информировать пользователей о работе алгоритмов и разместить на русском языке для свободного и бесплатного доступа на ресурсе правила применения данных технологий.
Однако среди минусов внесенных изменений нельзя не отметить, что сбор и систематизация информации, аналитика и предоставление данных потребуют привлечения дополнительных квалифицированных ресурсов, что означает повышение финансовой нагрузки на владельцев информационных ресурсов.
По мнению авторов, имеет смысл предусмотреть возможность запрета на использование определенной информации о пользователе, что уравняло бы всех участников хозяйственного оборота, поскольку иностранные платформы уже обязаны соблюдать аналогичные положения в рамках Регламента № 2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/ЕС (Общий регламент о защите персональных данных)» [5].
Рассматривая рекомендательные системы как субтехнологии искусственного интеллекта, предложим свое определение ИИ. По нашему мнению, искусственный интеллект — это прежде всего программный код, исполняемый на конкретной аппаратной платформе (компьютерной технике). Данный программный код на языке высокого уровня реализует авторский алгоритм поведения определенной информационной системы искусственного интеллекта, имеющей возможность, накапливая данные, обучаться в процессе выработки решения [6].
Существенный научный вклад в развитие правового регулирования деятельности систем искусственного интеллекта и исследование его понятия внесли такие ведущие ученые, как Ю.М. Батурин [7], А.А. Карцхия [8, 9], А.В. Минбалеев [10], А.В. Морозов [11, 12], П.М. Морхат [13] и В.Б. Наумов [14, 15].
Мы же пытаемся оценить минусы и плюсы рекомендательных технологий в новой трактовке закона, понимая, что, с одной стороны, стоит вопрос о защите интересов простых граждан при получении достоверной и полезной информации о товарах и услугах, с другой стороны, это дополнительные расходы юридических лиц и предпринимателей на организацию деятельности в интернете.
Подводя итог нашему краткому научному исследованию, мы хотим сделать вывод, что рекомендательные технологии можно считать одним из направлений внедрения технологий искусственного интеллекта при организации работы информационных ресурсов в сети Интернет, при этом основной акцент должен быть сделан на прозрачности алгоритмов в целях защиты прав пользователей в виртуальном пространстве. Прозрачность алгоритмов становится своеобразной формой контроля государства за владельцами информационных ресурсов. Использование рекомендательных технологий для анализа с помощью систем искусственного интеллекта предпочтений интернет-пользователей пока находится на начальном этапе правового регулирования, и здесь важно определить границы применения рекомендательных алгоритмов. Простое указание на сайте о применении рекомендательных технологий малоэффективно для защиты интересов пользователей. По нашему мнению, требуется указывать не только факт применения рекомендательных технологий, но и то, какие данные используются в рекомендательной системе. Это помогает понять, на основании чего алгоритм принимает решение предоставить те или иные рекомендации.
В итоге при совершенствовании законодательства в информационной сфере необходимо урегулировать сбор, анализ и предоставление пользователю информации, вызывающие у пользователя определенный интерес.
Целью изменений в Закон об информации было определить правила сбора данных о предпочтении пользователя информационных ресурсов, а также упорядочить сбор персональных данных. Однако, по нашему мнению, утверждать, что эти изменения привели к полному решению проблемы, еще рано.
About the authors
Elena A. Savchenko
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Author for correspondence.
Email: elen_savchenko@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-8346-8829
Candidate of Legal Sciences, fellow of the Department of Social Legislation of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Russian Federation, MoscowSergei V. Semenov
Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Email: sergej-gossluzhba@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-2300-183X
postgraduate student of the Department of Legal Support of Public Administration and Economics, Law Institute, Russian University of Transport
Russian Federation, MoscowReferences
- Federal’nyj zakon ot 27.07.2006 No 149-FZ “Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii”.
- Savchenko E.A. Yuridicheskaya priroda informacionnyh tekhnologij: poryadok sozdaniya, funkcionirovanie, pravovye rezhimy // Chernye dyry v rossijskom zakonodatel’stve. 2023. No 2. S. 24–29.
- Dorozhnaya karta razvitiya “skvoznoj” cifrovoj tekhnologii Nejrotekhnologii i iskusstvennyj intellekt.
- Federal’nyj zakon ot 20.02.1995 No 24-FZ “Ob informacii, informatizacii i zashchite informacii”.
- Reglament No 2016/679 Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza “O zashchite fizicheskih lic pri obrabotke personal’nyh dannyh i o svobodnom obrashchenii takih dannyh, a takzhe ob otmene Direktivy 95/46/ES (Obshchij Reglament o zashchite personal’nyh dannyh)”.
- Semenov S.V. Analiz sostoyaniya pravovogo regulirovaniya v sfere deyatel’nosti sistem iskusstvennogo intellekta. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika No 7 (223). M. Pravo i gosudarstvo press, S. 134–138.
- Baturin Yu.M., Polubinskaya S.V. Iskusstvennyj intellekt: pravovoj status ili pravovoj rezhim. Gosudarstvo i pravo. No 10, 2022, S. 141–154.
- Karckhiya A.A. Iskusstvennyj intellekt kak sredstvo upravleniya v usloviyah global’nyh riskov // Monitoring pravoprimeneniya. 2020. No 1 (34). S. 45–50. DOI: 10/21681/2226-0692-2020-1-45-50.
- Karckhiya A.A., Makarenko D.G. Pravovye aspekty statusa i riskov iskusstvennogo intellekta // Tr. Desyatoj Mezhdunar. nauch.-tekhn. konf. “Bezopasnye informacionnye tekhnologii” (3-4 dekabrya 2019 g.) / MGTU im. N.E. Baumana (NIU). M.: MGTU, 2019. S. 167–171.
- Minbaleev A.V. Problemy regulirovaniya iskusstvennogo intellekta // Vestnik YuUrGU. Ser. “Pravo”. 2018. T. 18, No 4, S. 82– 87.
- Morozov A.V. Iskusstvennyj intellekt: ponyatie i osobennosti pravovogo regulirovaniya.. M.: Tekhnolodzhi-3000, 2021. 132 s.
- Morozov A.V. Bionicheskie konstrukcii chelovecheskogo soznaniya kak osnova postroeniya EVM budushchego // Budushchee rossijskogo prava: koncepty i social’nye praktiki. V Moskovskij yuridicheskij forum. XIV Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya (Kutafinskie chteniya): materialy konferencii: v 4 ch. Ch. 4. M.: RG-Press, 2018. S. 82–89.
- Morhat P.M. Pravosub”ektnost’ iskusstvennogo intellekta v sfere prava intellektual’noj sobstvennosti: grazhdansko-pravovye problemy: dis. ... d-ra yur. nauk. M., 2018. 420 s.
- Naumov V.B. Kompleksnoe issledovanie pravovyh i eticheskih aspektov, svyazannyh s razrabotkoj i primeneniem sistem iskusstvennogo intellekta i robototekhniki: monografiya / pod red. doct. yur. nauk V.B. Naumova. SPb.: NP-Print, 2022. 336 s.
- Naumov V.B. Pravovye i eticheskie aspekty, svyazannye s razrabotkoj i primeneniem sistem iskusstvennogo intellekta i robototekhniki: istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: monografiya / pod red. doct. yur. nauk V.B. Naumova. SPb.: NP-Print, 2020. 260 s.
- Kuznecov I.A. Metody i algoritmy mashinnogo obucheniya dlya predobrabotki i klassifikacii slabostrukturirovannyh tekstovyh dannyh v nauchnyh rekomendatel’nyh sistemah: dissertaciya kandidata tekhnicheskih nauk. M., 2019. 127 s.
- Talapina E.V. Algoritmy i iskusstvennyj intellekt skvoz’ prizmu prav cheloveka // Zhurnal rossijskogo prava. 2020. No 10. S. 25–39.
- Haritonova Yu.S., Savina V.S., Pan’ini F. Predvzyatost’ algoritmov iskusstvennogo intellekta: voprosy etiki i prava // Vestnik Permskogo universiteta. Yur. nauki. 2021. No 53. S. 488–515.
- Dyuflo A., Egorova M.A., Minbaleev A.V., Ponomareva D.V. Tendencii pravovogo regulirovaniya iskusstvennogo intellekta v Rossijskoj Federacii i vo Francuzskoj Respublike // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). 2020. No 9. S. 223–229.
Supplementary files
