О подходах к обоснованию целесообразности изменения геометрии трассы со сложным планом железнодорожных линий
- Авторы: Мехедов М.И.1, Антонец В.А.2, Устинов В.А.1, Федулин В.Г.1
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
- Забайкальская железная дорога — филиал ОАО «РЖД»
- Выпуск: Том 84, № 1 (2025)
- Страницы: 60-71
- Раздел: ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
- URL: https://ogarev-online.ru/2223-9731/article/view/290045
- EDN: https://elibrary.ru/qoajpo
- ID: 290045
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Рассмотрены проблемы обеспечения надежной работы верхнего строения железнодорожного пути в кривых малого радиуса на примере наиболее грузонапряженных участков Транссибирской магистрали. Основной целью является разработка методики проведения сравнительного анализа участков, находящихся в разных условиях эксплуатации по критериям плана железнодорожной линии и длины участка. Это позволит оценивать целесообразность изменения плана железнодорожной линии криволинейных участков. В исследовании были использованы: показатели выхода остродефектных рельсов, наличие ограничений скорости 15 и 25 км/ч, затраты времени на ремонт и текущее содержание пути за период эксплуатации от последнего капитального ремонта железнодорожного пути.
Материалы и методы. Предложена методика сравнительного анализа участков по показателям изъятия из эксплуатации остродефектных рельсов, выдачи ограничений скорости, а также фактического предоставления «окон» для ремонта и текущего содержания путевой инфраструктуры на участках с различными условиями эксплуатации за истекший период жизненного цикла железнодорожного пути. Выбор участка-аналога для сравнения осуществлен по выбранным автором критериям. Исходные данные для исследования получены из автоматизированных информационных систем ОАО «РЖД».
Результаты. Установлена зависимость факторов, негативно влияющих на эксплуатационную работу участка железнодорожной линии от параметров плана железнодорожного пути. Полученные данные сравнительного анализа показали, что на участке, рассматриваемом для изменения плана железнодорожной линии, отмечено значительное превышение объемов работ по ремонту и текущему содержанию пути, выхода остродефектных рельсов и наличия лимитирующих ограничений скорости по сравнению с участком, аналогичным выбранному варианту проекта спрямления.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования могут быть рекомендованы к использованию в качестве одного из разделов технико-экономического обоснования целесообразности изменения геометрии трассы участков с неблагоприятными эксплуатационными условиями, связанными с параметрами плана железнодорожной линии.
Об авторах
Михаил Иванович Мехедов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: ustinov.vladimir@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0002-8174-214X
канд. техн. наук, первый заместитель генерального директора
Россия, МоскваВладимир Александрович Антонец
Забайкальская железная дорога — филиал ОАО «РЖД»
Email: ustinov.vladimir@vniizht.ru
ORCID iD: 0009-0000-8288-9322
аспирант, начальник
Россия, ЧитаВладимир Александрович Устинов
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Email: ustinov.vladimir@vniizht.ru
ORCID iD: 0009-0008-3897-0113
аспирант, технический эксперт
Россия, МоскваВячеслав Геннадьевич Федулин
Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ)
Email: ustinov.vladimir@vniizht.ru
ORCID iD: 0000-0002-2827-1991
аспирант, технический эксперт
Россия, МоскваСписок литературы
- Хобта А. В. Изыскательские и проектные работы для Транссибирской магистрали (1880-е–1910-е гг.). Тверь: ТФП, 2017. 400 с. Hobta A. V. Survey and design work for the Trans-Siberian Railway (1880-s–1910-s). Tver: TFP Publ, 2017. 400 p. (In Russ.).
- Иванова М. А., Маслова Е. Н., Токмаков В. С. Первые изыскания и экспедиционные исследования при проектировании и строительстве Амурской железной дороги в 1893–1911 годы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023.
- № 5–2 (80). С. 18–23. EDN: https://elibrary.ru/takbxt. Ivanova M. A., Maslova E. N., Tokmakov V. S. The first surveys and expedition research during the design and construction of the Amur railway in 1893-1911. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023;5–2(80):18–23. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/takbxt.
- Быков Ю. А., Васильев А. Б., Гавриленков А. А., Фадеева В. А. Оптимизация топологии Забайкальской железной дороги // Бюллетень Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». 2017. № 3. С. 55–62. EDN: https://elibrary.ru/zizpgp. Bykov Yu. A., Vasil’iev A. B., Gavrilenkov A. A., Fadeeva V. A. Optimization of the Trans-Baikal railway topology. Bulletin of the Joint Scientific Council of JSC “Russian Railways”. 2017;(3):55–62. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/zizpgp.
- Едигарян А. Р. Основы методологии формирования генеральной схемы этапной реконструкции геометрии трассы существующего железнодорожного направления / А. Р. Едигарян, С. М. Гончарук, А. И. Нератов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. 2013. № 3(39). С. 294–299. EDN: https:// elibrary.ru/rchogx. Edigaryan A. R., Goncharuk S. M., Neratov A. I. Methodological principles of formation of the general scheme phased modernization of the existing railway track geometry. Modern Technologies. System analysis. Modeling. 2013;3(39):294–299. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/ rchogx.
- Едигарян А. Р., Оголец А. А. Варианты ликвидации кривых малого радиуса на перегоне Ерофей Павлович — Большая Омутная Забайкальской железной дороги // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2016. Вып. 4. С. 411–415. EDN: https://elibrary.ru/xeexyv. Edigaryan A. R. Ogolets A. A. Options for the elimination horseshoe curves on the section Erofey Pavlovich — Bolshaya Omutnaya Zabaikal Railways. In: Designing the development of the transport network of the Far East: collection of scientific works. Khabarovsk: DvGUPS Publ; 2016;(4):411–415. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/xeexyv.
- Едигарян А. Р., Нератов А. И., Гончарук С. М., Васильев А. Б. Разработка генеральной схемы реконструкции геометрии трассы на примере Шилкинской и Сковородинской дистанций пути Забайкальской железной дороги. // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч. тр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2013. Вып. 1. С. 21–36. EDN: https://elibrary.ru/tcwtgv. Edigaryan A. R., Neratov A. I., Goncharuk S. M., Vasil’yev A. B. Development of a general scheme for the reconstruction of the route geometry using the example of the Shilkinskaya and Skovorodinskaya distances of the Trans-Baikal railway. In: Designing the development of the transport network of the Far East: collection of scientific works. Khabarovsk: DvGUPS Publ; 2013;(1):21–36. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/tcwtgv.
- Быков Ю. А., Васильев А. Б., Целихов Е. О., Едигарян А. Р. Технико-экономическая эффективность улучшения трассы особогрузонапряженных магистралей // Проектирование развития региональной сети железных дорог: сб. науч.тр. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2019. Вып. 7. С. 34–41. EDN: https://elibrary.ru/ppfovz. Bykov Yu. A., Vasil’ev A. B., Tselikhov E. O., Edigarian A. R. Feasibility study for improving the route of specially loaded railway lines. In: Designing the development of the transport network of the Far East: collection of scientific works. Khabarovsk: DvGUPS Publ; 2019;(7):34–41. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/ppfovz.
- Ушакова М. В., Линейцев В. Ю. Спрямление трассы железной дороги на перегоне Сохондо–Лесная // Транссиб на острие реформ: сб. науч. тр. Чита: Изд-во ЗабИЖТ, 2016. Том 1. С. 121–125. EDN: https://elibrary.ru/wwbftp. Ushakova M. V., Lineitsev V. Yu. Straightening of the railway route on the Sokhondo — Lesnaya section. In: Transsib: at the forefront of reforms: collection of scientific works, 06–07 October, 2016, Chita. Chita: ZabIZHT Publ; 2016. Vol. 1. P. 121–125. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/wwbftp.
- Целихов Е. О., Кожевников В. В. Экономическая эффективность спрямления трассы железнодорожной линии // Сборник научных статей аспирантов РУТ (МИИТ). Том Вып. 4. Под общей редакцией Т. В. Шепитько. Москва, 2021. С. 281–288. EDN: https:// elibrary.ru/naqqqc. Tselikhov E. O., Kozhevnikov V. V. Economic efficiency of straightening the railway line route. In: Shepit’ko T. V. (gen. ed.) Collection of scientific articles by graduate students of RUT (MIIT), Moscow, 2021. Vol. Issue 4. P. 281–288. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/naqqqc.
- Линейцев В. Ю. Спрямление трассы железной дороги, как эффективная мера по увеличению ее пропускной и провозной способности. // Транссиб: на острие реформ: сб. науч. тр., 06–07 октября 2016 года. Чита: Изд-во ЗабИЖТ, 2016. Том 1. С. 82–86. EDN: https://elibrary.ru/wwbfrh. Lineitsev V. Yu. Straightening of the railway route as an effective measure to increase its throughput and carrying capacity. In: Transsib: at the forefront of reforms: collection of scientific works, 06–07 October, 2016, Chita. Chita: ZabIZHT Publ; 2016. Vol. 1. p. 82-86. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/wwbfrh.
Дополнительные файлы
