Православие в перспективе становления комплаенса правовой, публицистической, научно-исторической и художественной социальных субкультур во второй четверти XIX столетия (по данным Национального корпуса русского языка)
- Авторы: Маркова Н.М.1, Аринин Е.И.1, Голенко В.В.1, Павлов М.С.1
-
Учреждения:
- Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
- Выпуск: Том 14, № 3 (2024)
- Страницы: 171-180
- Раздел: Философия религии и религиоведение
- URL: https://ogarev-online.ru/2223-0092/article/view/263628
- DOI: https://doi.org/10.33693/2223-0092-2024-14-3-171-180
- EDN: https://elibrary.ru/KKSPAG
- ID: 263628
Цитировать
Аннотация
Вторая четверть XIX в. стала эпохой правления Николая Первого, когда количество текстов с лексемой «православие», согласно материалам лингвистического академического ресурса «Национальный корпус русского языка», превысило их объем за все XVIII столетие. Продолжается формирование академической традиции объективного описания конфессиональных, этнических, этноконфессиональных и религиозных сообществ в поликонфессиональной стране эпохи Просвещения, сочетаемого с формированием т.н. «охранительного» направления в политике. В поисках комплаенса (согласия) между придворными, правовыми, публицистическими, церковными и научными элитами формируются новые денотаты и коннотаты (к примеру, «православіе Грекороссійской церкви», «Вера Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания» и т.п. в текстах законов), развивается романтическое понимание «православия» как «единомыслия народа» (И.В. Киреевский), конструируются нормативные требования к творчеству писателей, призванных творить литературные произведения «в духе самодержавия, православия и народности» (Н.А. Полевой). Наряду с этим признается важность «внутренней христианской жизни» (В.А. Жуковский). Статья излагает позицию социальной философии с ориентацией на подходы современного философского религиоведения.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Наталья Михайловна Маркова
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Автор, ответственный за переписку.
Email: natmarkova@list.ru
Scopus Author ID: 57209426026
кандидат философских наук, доцент; доцент, кафедра философии и религиоведения
Россия, г. ВладимирЕвгений Игоревич Аринин
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Email: eiarinin@mail.ru
Scopus Author ID: 37060239800
доктор философских наук, профессор; заведующий, кафедра философии и религиоведения
Россия, г. ВладимирВладимир Владимирович Голенко
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Email: volodimir.golenko@mail.ru
соискатель, кафедра философии и религиоведения
Россия, г. ВладимирМихаил Сергеевич Павлов
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Email: misha09478@gmail.com
кафедра социологии
Россия, г. ВладимирСписок литературы
- Алексий II, патриарх Московский и всея Руси. Торжество православия // Православная энциклопедия / под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. С. 9–11.
- Аринин Е.И., Бендин А.Ю. Традиции веротерпимости и толерантные установки молодежи: образы «другого», «иного» и «чуждого» // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2020. № 3. С. 13–26.
- Бендин А.Ю. Указ о веротерпимости и его реализация в Северо-Западном крае Российской империи (1905 г.) // Вестник РГГУ. 2009. № 17. С. 44–58.
- Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 1. М.: Наука, 1976. 534 с.
- Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 3. СПб.: Вольная типография Вейтбрехта и Шнора, 1777. 130 с.
- Герцен А.И. Былое и думы // Сочинения А.И. Герцена / С предисловием Г.Н. Вырубова. Т. VII. Genève; Bale; Lyon: H. Georg, 1879. 384 с.
- Дмитриев М.В. Конфессиональный фактор в формировании представлений о «русском» в культуре Московской Руси // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века – новое время / под ред. М.В. Дмитриева. M.: Индрик. 2008. С. 218–240.
- Житие протопопа Аввакума написанное им самим. Изд. II. СПб.: Тип. Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1904. 27 с.
- Иванов С.А. Христиане как обозначение подданства в византийских текстах // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Вып. XVI: Материалы чтений. СПб.: Наука, 2012. С. 278–282.
- Кантеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М.: МГУ, 2006. 472 с.
- Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Европеец. Журнал И.В. Киреевского. 1832 год. Серия: Литературные памятники. М.: Наука, 1989. 547 с.
- Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: Типография П. Бахметева. 1861. 201 с.
- Конь Р.М. Введение в сектоведение. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. 496 с.
- Корытко О.В. Шаманизм // История религий. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. С. 540–561.
- Мажинский С.В. Становление этнопсихологии в контексте развития теорий «национального характера» и «национального духа» // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2022. № 77. С. 149–154.
- Новицкий Г.А. Духоборцы. Их история и вероучение. 2-е изд. Киев: Университетская типография (I.I. Завадскаго), 1882. 282 с.
- Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. Т. I. 12 декабря 1825–1827. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830.
- Свод законов Российской империи. Т. I. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1832.
- Соловьев В.С. Николай Кузанский // Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. XXI. 1897. С. 117–118.
- Хаккарайнен М.В. Шаманизм как колониальный проект // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 156–190.
Дополнительные файлы
