Духовно-нравственные основы христианского учения и его развитие в истории русской православной мысли

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые этапы эволюции духовно-нравственного воспитания, основанного на православно-христианских ценностях, начиная с первых времен христианства и заканчивая настоящим периодом, когда Церковь становится одним из наиболее важных учреждений, оказывающих влияние на формирование духовно-нравственных качеств молодежи.

Цель исследования – изучить фундаментальные основы духовно-нравственного христианского учения, их отражения в историософии православной религии и их значение в формировании мировоззрении человека настоящего времени. Выводы, сделанные в ходе проведенного исследования, позволяют достоверно утверждать, что духовно-нравственные ценности православия являются естественными и органичными русскому ментальному характеру в любой период его развития. Именно поэтому в XXI в. возвращение к традиционным ценностям путем перенаправления образования и воспитания как взаимообусловленных сторон единого процесса в духовно-нравственную традиционную стезю позволит российскому народу обрести собственный путь в мировой истории.

Об авторах

Елена Петровна Борзова

Санкт-Петербургский реставрационно-строительный институт

Email: borzova_01@mail.ru
SPIN-код: 3085-1321
Scopus Author ID: 129614

доктор философских наук, профессор, профессор  кафедры социально-гуманитарных наук

Россия, Санкт-Петербург

Андрей Андреевич Ковалев

Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: kovalev-aa@ranepa.ru
SPIN-код: 1380-8790
Scopus Author ID: 647696

кандидат политических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Абехтикова М.Б. Возрождение церкви и духовно-нравственного воспитания в России в конце XX – начале XXI веков // Вестник КГУ. 2017. № 1. С. 51–54.
  2. Алиева Л.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 2 (17). С. 19–31.
  3. Алпатов Ю.М., Молчанов С.В., Грудцына Л.Ю. Зарождение воспитания и образования на Руси // Управление образованием: теория и практика. 2016. № 4 (24). С. 26–35.
  4. Бадаев Р.А. Условия, опыт и плоды восприятия Божественной благодати // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2018. № 17. С. 7–18.
  5. Байрамуков Ю.Б. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов – будущих офицеров в традициях русской философской и психолого-педагогической мысли // Современное педагогическое образование. 2020. № 11. С. 290–295.
  6. Бердяев Н.А. Философия России первой половины XX века / под ред. В.Н. Поруса. М.: РОССПЭН, 2013. 543 с.
  7. Володина Л.О. Генезис ценностей воспитания в русской крестьянской семье: к вопросу периодизации // Историко-педагогический журнал. 2017. № 2. С. 92–104.
  8. Гайденко П.И. Образование древнерусских епископов (конец X – первая треть XIII в.) // Христианское чтение. 2014. № 4. С. 5–32.
  9. Ганина С.А. Религиозные и светские аспекты образования и воспитания детей в средневековой Руси: историко-педагогический и социально-философский анализ // Вестник ТГПУ. 2013. № 4 (132). С. 66–71.
  10. Горелов А.А. Значение Ф.М. Достоевского в отечественной и мировой философии // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 111–125.
  11. Гребенкин Ф.Б., Савюк Л.К. И.А. Ильин о насилии и различных формах принудительного воздействия // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 2. С. 30–47.
  12. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.
  13. Дивногорцева С.Ю. Первые книги Древней Руси и их роль в религиозно-нравственном становлении русского общества // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С. 174–180.
  14. Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полное собрание сочинений: В 4-х т. Т. 3. Письма и дневники / сост., научн. ред. и коммент. А.Ф. Малышевского. Калуга: Гриф, 2020. 620 с.
  15. Кириллова М.Е. Духовно-нравственный аспект воспитания в русской педагогической мысли XVIII – начала XX века // Вестник Волжского Университета имени В.Н. Татищева. 2011. № 8. С. 1–7.
  16. Кузина И.В., Левкина Е.В., Миронычева В.Ф., Федосеева Н.В. Православная педагогическая традиция в контексте современной образовательной парадигмы // Universum: психология и образование. 2017. № 4 (34). С. 1–4.
  17. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика,1999. 431 с.
  18. Меньшиков В.М., Хохлова А.Б. Русская религиозная философия в контексте российской культуры «Золотого века» и западноевропейской философии эпохи Просвещения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. №1 (29). С. 1–23.
  19. Мильков В.В. Идейное своеобразие религиозных и нравственных воззрений Кирилла Туровского // Палеоросия. 2016. № 6. С. 36–65.
  20. Моральный кодекс строителя коммунизма: Рекомендательный указатель литературы // Гос. б-ка Латв. ССР. Отд. библиографии и метод. работы. Рига: [б. и.], 1963. 82 с.
  21. Налетова Н.Ю. Феномен православного образования // Евразийский форум. 2015. № 1 (7). С. 171–175.
  22. Налетова Н.Ю. Моделирование процессов развития отечественного образования на примере православного образования в России (X – начало ХХI в.) // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 1 (40). С. 87–95.
  23. Никульцева В.В. Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) // Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918–1940). 2003. Т. 4. Ч. III Р–Я / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам РАН. С. 233–238.
  24. Прохоров Е.А. Экзегетическая традиция христианства I–V вв. и «синергийно-пространственный» поворот в экзегезе Иоанна Златоуста // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2019. Т. 30. С. 95–103.
  25. Смирнов В.И. Русь изначальная: истоки отечественных образовательных традиций // Историко-педагогический журнал. 2014. № 1. С. 13–23.
  26. Смирнов И.П. О мере свободы в образовании: педагогическое наследие Л. Толстого // КПЖ. 2016. № 1 (114). С. 1–10.
  27. Уваров С.С. Православие. Самодержавие. Народность: иллюстрированное издание. Москва: Э, 2016. 489 с.
  28. У истоков культуры святости: Памятники древнецерков. аскет. и монаш. письменности / вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Паломникъ, 2002. 478 с.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Официальные сетевые ресурсы Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 08.09.2023).
  30. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1: Вопросы воспитания. М.: Учпедгиз, 1953. 639 с.
  31. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1: Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
  32. Bagirova E.M.K. The problem of transformation of moral values and human adaptation in the information society // International Scientific Review. 2020. No. 1 (42). Pp. 32–34.
  33. Kuzdeubayeva A.В., Zhakaeva S.A., Sopbekov S.O. Some pedagogical aspects of education of the individual with the instilling of national values into spiritual and moral values // European Research. 2021. No. 1 (38). Pp. 31–39.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Юр-ВАК, 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».