Социологический анализ роли СМИ в формировании доверия к искусственному интеллекту

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос, связанный с социологическим анализом роли СМИ в формировании доверия к искусственному интеллекту. Автором были изучены области применения искусственного интеллекта, его взаимосвязь со средствами массовой информации, а также понятие обработки естественного языка. Обработка естественного языка представляет собой одну из новейших технологий применения искусственного интеллекта и может быть интегрирована средствами массовой информации в процесс написания репортажей и текстов. Важное место в данной работе отведено авторскому исследованию, проведенному в августе 2022 г. Цель данного исследования заключалась в выявлении взаимосвязи между тем, как люди относятся к СМИ и искусственному интеллекту, а тем, как они оценивают заголовки, созданные журналистами или ИИ. По результатам исследования выявлена схожесть между текстами, составленными искусственным интеллектом, и текстами, написанными журналистами. В заключительной части статьи авторами сформулированы основные рекомендации по повышению доверия к искусственному интеллекту в контексте влияния на него со стороны СМИ. Ключевым выводом данной научной работы является следующий аспект: при автоматической генерации текста восприятие потребителями качества новостей играет важную роль для установления взаимосвязи между людьми и искусственным интеллектом.

Об авторах

Павел Викторович Разов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: PVRazov@fa.ru

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии

Россия, Москва

Артур Владимирович Гараганов

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: arturcompany21@gmail.com

научный сотрудник центра «Локомотивы Роста» департамента социологии

Россия, Москва

Список литературы

  1. Алейникова Ю.В., Матвеев В.В. Цифровая экосистема. анализ применения искусственного интеллекта // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2020. № 3. С. 1480–1487.
  2. Бегишев И.Р. Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники: анализ основных положений // Baikal Research Journal. 2020. Т. 11. № 4. С. 15–34.
  3. Видясова Л.А., Видясов Е.Ю., Тенсина Я.Д. Исследование социального доверия информационным технологиям при предоставлении электронных государственных услуг и использовании порталов электронного участия (кейс Санкт-Петербурга) // Мониторинг. 2019. № 5 (153). С. 43–57.
  4. Долганова О.И. Улучшение клиентского опыта взаимодействия с искусственным интеллектом путем соблюдения этических принципов // Бизнес-информатика. 2021. Т. 15. № 2. С. 34–46.
  5. Жуков Д.С. Искусственный интеллект для общественно-государственного организма: будущее уже стартовало в Китае // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 70–81.
  6. Кода Е.А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2020. Т. 1. № 12. С. 131–134.
  7. Ларин С.Н., Елизарова М.И., Соколов Н.А. Анализ развития мирового рынка наукоемкой продукции на примере технологий искусственного интеллекта // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-2. С. 119–129.
  8. Лебедев А.Н. Доверие и недоверие недостоверной информации в интернете // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 2. С. 365–389.
  9. Лошкарев А.В., Дыдыгина Ю.Н. Вопросы цифровой среды доверия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 10-3. С. 124–126.
  10. Малышкин А.В. Интегрирование искусственного интеллекта в общественную жизнь: некоторые этические и правовые проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 3. С. 193–199.
  11. Синева Н.Л. и др. Инновационно-технологическое развитие и искусственный интеллект // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 397–404.
  12. Ястреб Н.А. Как проблема персональных данных меняет этику искусственного интеллекта? // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2020. № 1 (17). С. 491–504.
  13. Andras A. et al. Trusting intelligent machines: Deepening trust within socio-technical systems // IEEE Technology and Society Magazine. 2018. No. 37 (4). Pp. 76–83.
  14. Cassidy W.P. Online news credibility: An examination of the perceptions of newspaper journalists // Journal of Computer Mediated Communication. 2020. Vol. 12. No. 2. Pp. 144–164.
  15. Flanagin A.J. Credibility and trust of information in online environments: The use of cognitive heuristics // Journal of Pragmatics. 2021. Vol. 59. Pp. 210–220.
  16. Gretton C. Trust and transparency in machine learning-based clinical decision support / J. Zhou, F. Chen (eds.). Human and Machine Learning, 2018. Pp. 279–292.
  17. Strubell E., Ganesh A., McCallum A. Energy and policy considerations for deep learning in NLP // arXiv preprint arXiv:1906.02243. 2019. Vol. 9. No. 1. Pp. 291–307.
  18. Wagner A.R. et al. Overtrust in the robotic age // Communications of the ACM. 2018. No. 61 (9). Pp. 22–24.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение ответов респондентов о доверии к текстам, сгенерированным ИИ и написанным представителями СМИ

3. Рис. 2. Распределение ответов респондентов относительно удобства чтения текстов, сгенерированных ИИ и написанных представителями СМИ

4. Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о выборе текста, который является лишним


© Разов П.В., Гараганов А.В., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».