Изобретение традиций Республики Казахстан в аспекте этнической идентичности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируются причины изобретения новых традиций в период становления независимого Казахстана. Автор опирался на конструктивистский подход при исследовании этнических процессов. Теория конструктивизма предполагает, что этнос является искусственным образованием, результатом созидания и деятельности самих людей. Автором было установлена взаимосвязь между мифологизацией истории, изобретением традиций и созданием национального государства. Различные интерпретации общих исторических событий приводят к рождению исторических мифов, которые впоследствии превращаются в «войны памяти» между народами. Изобретенные традиции используются при решении коллективных задач. Автор приходит к выводу, что традиционные институты, являющиеся наследием прошлых эпох, играют значительную роль в жизни современного Казахстана. Зачастую, многие открытые «казахские» традиции являются относительно новыми, по крайне мере, в той форме, в которой они были введены после приобретения независимости, именно поэтому речь идет о «изобретенных традициях». Мифологизированная история способствует воспитанию граждан как наследников сильной и великой нации. Придуманные традиции помогают укрепить эти взгляды. Этническая принадлежность движет действиями людей и дает им ощущение жизни. Вера в долгую общую историю укрепляет и узаконивает этнические связи казахов. Изобретенные традиции используются при решении коллективных задач.

Об авторах

Манарбек Шакирович Кабазиев

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: kabaziyev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2285-3421

соискатель кафедры политических наук

Россия, Екатеринбург

Список литературы

  1. Галиев А.А. Изобретенные традиции в контексте мифологизированной истории // Электронный научный журнал «edu.e-history.kz». 2018. № 3 (15). URL: https://edu.e-history.kz/ru/publications/view/953
  2. Данияров К. Альтернативная история Казахстана: еще раз о Чингисхане // Экономические стратегии – Центральная Азия. 2007. № 1. С. 40–45.
  3. Джалилов З.Г. Возрождение ислама в контексте новых реалий Казахстана // Мир Большого Алтая. 2016. № 2 (1.1). С. 23–32.
  4. Дробижева Л.М. Этническое самосознание pyccкиx в coвpeмeнныx уcлoвияx: идeoлoгия и пpaктикa // Coвeтcкaя этнoгpaфия. 1991. № 1. 376 c.
  5. Кагазбаева Э.М. Политизированные версии прошлого (на примере турецко-армянского конфликта) // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Социологические и политические науки. 2018. № 3 (63). С. 21–27.
  6. Керимов А.А., Шуталева А.В. Ислам в политическом процессе // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение: сборник материалов конференции. Екатеринбург: Деловая книга, 2019. С. 213–215.
  7. Керимов А.А., Кабазиев М.Ш. Этническая составляющая политической идентичности современного Казахстана // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2022. № 4. С. 42–45.
  8. Кореянко В. Этнoнaциoнaлизм, квaзииcтopиoгpaфия и aкaдeмичecкaя нaукa // Peaльнocть этничecкиx мифoв. Aнaлитичecкaя cepия. 2000. Вып. 3. 258 c.
  9. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.Б., Ерофеева И.В. Научное знание и мифотворчество в современной историографии Казахстана. Алматы: Дайк-Пресс. 2007. 296 с.
  10. Нуртазина Н.Д. Ислам в истории Казхастана: новые подходы и итоги изучения проблемы за 30-летие независимости (1991–2021) // Вестник КазНУ: Серия история. 2021. № 3 (102). С. 3–11.
  11. Омаров Е. Казахстан – наследник империи гуннов // Вестник университета «Кайнар». 1997. № 2. С. 32–36.
  12. Сатбаев Д. Геополитика вносит сильный раскол в наше общество. URL: https://camonitor.kz/27550-dosym-satpaev- geopolitika-vnosit-silnyy-raskol-v-nashe-obschestvo.html
  13. Сатпаев Д. Цель элиты – не потерять доступ к ресурсам. URL: https://www.ratel.kz
  14. Солдатова Г.У. Пcиxoлoгия мeжэтничecкoй нaпpяжeннocти. М.: Cмыcл, 1998. 389 c.
  15. Стеваненко Т.Г. Этнoпcиxoлoгия. М.: Aкaдeмичecкий пpoeкт, 1999. 320 c.
  16. Султангалиева А. Пересматривая роль «религиозного возрождения» в Казахстане» // Казахстан в глобальных процессах. 2014. № 2 (40). С. 10–26.
  17. Тoмпcoн П. Гoлoc пpoшлoгo. Уcтнaя иcтopия. М.: Выcшaя Шкoлa, 1989. 116 c.
  18. Хобсбаум Э. Нaции и нaциoнaлизм пocлe 1780 г. CПб.: Aлeтeйя, 1998. 306 c.
  19. Хоскинг Дж. Poccия: нapoд и импepия (1552–1917). Cмoлeнcк: Pуcич, 2000. 512 c.
  20. Шниpeльмaн В. Нaциoнaльныe cимвoлы, этнoиcтopичcкиe мифы и этнoпoлитикa // Тeopeтичecкиe пpoблeмы иcтopичecкиx иccлeдoвaний. М., 1999. Вып. 2. 654 p.
  21. Shnirelman V. Struggle for past: Ethnogenetic studies and рolitics in the USSR // 13th International Congress of Anthropological and Ethnological Sciences. Mexico City, 1993. 420 р.
  22. The Invention of Tradition. E. Hobsbawm, T. Ranger (eds.). Cambridge, 1983. 320 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кабазиев М.Ш., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».