Социовитальный характер религиозности в повседневности донского казачества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Казачество традиционно ассоциируется с социальным оплотом Русской православной церкви, с группой наиболее праведных поборников православной веры. Однако донские казаки прошли свой длительный исторический путь, прежде чем оказались в лоне Церкви-Матери, стали ее современными защитниками от неправедных посягательств. Вера для донских казаков изначально представляла собой более широкое жизненное понятие, нежели только религиозное чувство, простираясь в ментальные модели поведения, фиксируюсь зачастую исключительно в материальных предметах, выражаясь в достаточно ситуативном богомолье. В исторической повседневности казаков прослеживается не характерное для других социальных групп рационалистическое отношение к религиозной вере. Такой прагматизм проистекал из особого воинского типа религиозности, изначально сформировавшегося на фронтирной территории Дикого Поля, где закладывались истоки российского казачества, откуда через века казаки пронесли своё благородное отношение к Богу, к христианской вере. У них была своя историческая дорога к православному храму, гораздо более длинная и противоречивая, нежели у других групп российского населения, но от этого не менее значимы ее конечные результаты. «Второе солнце Дона» – Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске – является исторически вторым из трёх Патриарших соборов в современной России. Но с ним соперничал по архитектурному великолепию и внутреннему убранству Николаевский старообрядческий собор, который отражал самим своим существованием в начале ХХ в. сильнейшие позиции старообрядчества на Дону, а в храме богослужение вел старообрядческий архиепископ Иоанн Картушин. В среде донского казачества также получило значительное распространение иноверие, причем, из числа его исторических примеров выделяются духоносцы, а уже в наши дни казаки-калмыки сохраняют приверженность буддистскому (ламаистскому) вероисповеданию. Однако, несмотря на существование различных вариантов религиозной веры у донских казаков, позиции Русской православной церкви сегодня являются на Дону господствующими и незыблемыми.

Об авторах

Александр Павлович Скорик

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова

Email: s_a_p@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1283-8137
SPIN-код: 7327-9553
Доктор философских наук, доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социальных и гуманитарных наук, директор НИИ истории казачества и развития казачьих регионов; Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М. И. Платова, Новочеркасск, Россия Новочеркасск, Россия

Алла Валерьевна Шадрина

Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук

Email: bergson@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1925-0216
SPIN-код: 4699-5590
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела гуманитарных исследований, Южный научный центр Российской академии наук (ЮНЦ РАН), Ростов-на-Дону, Россия Ростов-на-Дону, Россия

Список литературы

  1. Акты, относящиеся к истории Войска Донского, собранные генерал-майором А. А. Лишиным. Новочеркасск: Тип. А. А. Карасева, 1894. Т. I. 368+XXXIII. Т. II. 819+XLI.
  2. Вейнберг Л. Б. Распространение христианства на Украйне. (Краткий исторический очерк, составленный по неизданным документам). Воронеж, 1889. 80 с.
  3. Донские дела: в 4 кн. СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1898. Кн. 1. 1081 с.
  4. Дружинин В. Г. Раскол на Дону в конце XVII века. Ростов н/Д, 2015. 344 с.
  5. Кашибадзе В. Ф., Батиева Е. Ф. К проблеме генезиса донских казаков (данные антропологии) // Казачество в социокультурном пространстве России: исторический опыт и перспективы развития: Всеросс. науч. конф. (28–29 сентября 2010 г., Ростов н/Д). Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2010. С. 1–7.
  6. Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург: Урал. ун-т, 1992. 120 с. EDN: UDCUPW.
  7. Левитский Г., прот. Монастырское урочище или Монастырский городок // Донские войсковые ведомости. 1866. № 22. С. 112–113.
  8. Мининков Н. А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1998. 512 с. EDN: XHFEEB.
  9. Мининков Н. А. Донской историк есаул Евлампий Никифорович Кательников. Ростов н/Д: НМЦ «Логос», 2011. 170 с. EDN: QPVTZD.
  10. О наказании разсеевающих и принимающих ереси и расколы. Именной указ Государей и Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей. 24 декабря 1684 г. (3 января 1685 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. Т. II. Ст. 1102. С. 647–650.
  11. Попов Х. И. Историческая панихида на Монастырском урочище // Памятная книжка области войска Донского на 1905 г. Новочеркасск: Областная Войска Донского типография; Частная Донская типография и типография П. В. Болдырева, 1905. С. 3–5.
  12. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским: (по рукописи Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел). Выпуски 1-5 / Перевод с арабскаго [и предисловие] Г. Муркоса. М.: Общество истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1898. Вып. 3. 167 с.
  13. Савельев А. М. Трехсотлетие войска Донского. 1570–1870. Очерки из истории донских казаков. СПб.: Тип. М. О. Вольфа, 1870. 124 с.
  14. Савельев Е. П. История Дона и донского казачества. Новочеркасск: Тип. «Донской Печатник», 1918. Вып. 3. 142 с.
  15. Скорик А. П. Милютинский казачий юрт: опыт исторической реконструкции. Новочеркасск: Лик, 2015. 1184 с. EDN: SLSSXU.
  16. Скорик А. П., Федина И. М. Кубанский хутор: фазы и повседневность топохронной эволюции (конец XVIII–первая треть XX вв.). Новочеркасск: Лик, 2016. 419 с. EDN: YHBTKN.
  17. Скорик А. П., Щербакова Л. И. Социовитальные институты казачьей повседневности: категориально-понятийный анализ // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14. № 3. C. 37–52. doi: 10.19181/vis.2023.14.3.3; EDN: LRTOIC.
  18. Смолич И. К. История Русской церкви 1700–1917 гг. М.: СПВМ, 1997. 799 с.
  19. Снесарев Н. П. Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона: В 2 вып. Новочеркасск: Областная войска Донского типография, 1877. Вып. 1. 238 с.
  20. Сорокин П. А. Система социологии. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991. 187 с.
  21. Толмачев И. П. В степях донских. (Военные мемуары). М.: Воениздат, 1959. 183 с.
  22. Церковно-приходская летопись храма во имя св. прпмц. Евдокии слободы Маньково-Березовской // Церковно-приходские летописи Донской и Новочеркасской епархии / Сост., авт. коммент. А. В. Шадрина. Ростов н/Д: ДИД, 2019. С. 225–247. EDN: PMZOJK.
  23. Шадрина А. В. Сектантство в Области Войска Донского в начале ХХ в. по данным Министерства внутренних дел Российской империи // Новое прошлое (The new Past). 2022. № 3. С. 82–95. doi: 10.18522/2500-3224-2022-3-82-95; EDN: WRPLAO.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».