Рецензируемый научно-методический журнал «Гуманитарные науки и образование» издается с 2010 г.
Учредитель журнала – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева».
Решением ВАК России с февраля 2011 г. он включен в Перечень ведущих российских рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Входит в базу РИНЦ (договор №282-12/2010 от 14.01. 2011 г.), индексируется в международных базах данных UlrichsWeb Global Serials Directory, InfoBase Index, CiteFactor. Регистратором DOI для научных публикаций выступает Crossref.
По периодичности это ежеквартальное издание (четыре номера в год).
Изначально главным редактором журнала был В. В. Кадакин, ректор (2007 г. – декабрь 2018 г.), а затем – президент (декабрь 2018 г. – 2023 г.) федерального государственного бюджетного образовательное учреждения высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», кандидат педагогических наук, доцент (№№ 1/2010 – 3/2021), заместителем главного редактора – Т. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор, проректор по науке, ответственным секретарем – В. И. Лаптун, кандидат исторических наук, доцент. С 2012 г. ответственный секретарь – Л. П. Водясова, доктор филологических наук, профессор.
С 2021 г. главным редактором журнала становится доктор педагогических наук, профессор, проректор по науке Т. И. Шукшина, заместителем главного редактора – доктор филологических наук, профессор Л. П. Водясова, ответственным секретарем – кандидат педагогических наук, доцент И. Б. Буянова.
В составе редакционного совета – широко известные в своих областях высококвалифицированные специалисты: А. З. Абдуллаев, доктор философских наук, профессор (Азербайджан, Баку), Е. А. Александрова, доктор педагогических наук, профессор (Россия, Саратов), Н. М. Арсентьев, доктор исторических наук, профессор (Россия, Саранск), Е. В. Бережнова, доктор педагогических наук, профессор (Россия, Москва), М. В. Богуславский, доктор педагогических наук, профессор (Россия, Москва), Е. С. Гриценко, доктор филологических наук, профессор (Россия, Нижний Новгород), А. В. Мартыненко, доктор исторических наук, профессор (Россия, Саранск), В. И. Меньковский, доктор исторических наук, профессор (Республика Беларусь, Минск), Т. Д. Надькин, доктор исторических наук, профессор (Россия, Саранск), И. С. Насипов, доктор филологических наук, профессор (Россия, Уфа), О. Е. Осовский, доктор филологических наук, профессор (Россия, Саранск), В. И. Рогачев, доктор филологических наук, доцент (Россия, Саранск), В. В. Рубцов, доктор психологических наук, профессор (Россия, Москва), Н. В. Рябова, доктор педагогических наук, доцент (Россия, Саранск), С. В. Сергеева, доктор педагогических наук, профессор (Россия, Пенза), А. В. Торхова, доктор педагогических наук, профессор (Республика Беларусь, Минск), М. А. Якунчев, доктор педагогических наук, профессор (Россия, Саранск).
Редактирование журнала осуществляет И. В. Прохорова (до № 2/2023 – Н. Ф. Голованова, кандидат филологических наук). Макетированием занимается директор редакционно-издательского центра кандидат педагогических наук доцент В. Е. Дерюга (до него – И. В. Сюбаев, Т. В. Кузенкова). За правильностью переводов следит кандидат филологических наук, доцент И. И. Каштанова (с 2015 г. по № 2/2024 г. переводами занималась кандидат филологических наук, доцент Л. В. Самосудова, до нее – Н. И. Романова, Н. В. Винокурова и др.). Дизайн обложки принадлежит А. Г. Чиняевой.
Журнал является важнейшим инструментом профессиональной подготовки и совершенствования педагогического мастерства специалистов в области гуманитарной науки и образования. На его страницах находят отражение приоритетные для гуманитарной науки темы, разрабатываются актуальные вопросы фундаментальных наук, поднимаются и решаются значимые теоретико-методологические и научно-методические проблемы общего среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Главной задачей журнала является их ответственная и компетентная информационная поддержка. Большое внимание уделяется опыту реализации инновационных направлений в педагогике. Политика редакции базируется на современных юридических требованиях в отношении клеветы, авторского права, законности и плагиата, изложенных в российском законодательстве, и этических принципах, поддерживаемых сообществом ведущих издателей научной периодики.
Объем и рубрики варьируются в зависимости от содержания, тематики поступившего материала.
В 2010–2014 гг. в журнале публиковались материалы преимущественно по рубрикам «Педагогика», «Психология», «Философия», «История», «Филология». В ряде номеров присутствовали рубрики «Специальная педагогика». «Культурология», «Юриспруденция». Была рубрика для молодых исследователей Aspirants.
С 2015 по № 2 2018 г. материалы располагались по направлениям «Педагогические науки», «Филологические науки», «Исторические науки и археология».
С № 2 2018 г. и по настоящее время журнал предлагает авторам опубликовать свои статьи по рубрикам «Педагогика», «История», «Языкознание».
С 2010 г. и по настоящее время авторы могут опубликовать рецензии, отзывы на какие-либо научно-технические мероприятия и пр. в рубрике «Рецензии, информация, мнения».
В настоящее время в журнале публикуются материалы по следующим направлениям:
Педагогика (5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования; 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования); 5.8.7. Методология и технология профессионального образования;
История (5.6.1. Отечественная история; 5.6.2. Всеобщая история; 5.6.3. Археология; 5.6.4. Этнология, антропология и этнография);
Языкознание 5.9. Филология (5.9.5. Русский язык. Языки народов России; 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков); 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика).
Наиболее перспективные публикации способствуют объединению усилий ученых разных вузов для решения общечеловеческих проблем. Редакция журнала придает большое значение работе с молодыми талантливыми учеными.
Успех в деятельности журнала во многом определяется его взаимодействием с авторами и читательской аудиторией, расширение и укрепление которого являются приоритетным направлением работы коллектива редакции. На сегодняшний день география авторов и подписчиков журнала представлена более чем 50 образовательными и научными учреждениями Российской Федерации и стран ближнего и дальнего зарубежья, среди которых Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск, Республика Беларусь), Шанхайский университет иностранных языков (г. Шанхай, Китай), Дагестанский государственный университет (г. Махачкала), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород), Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск), Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов), Уфимский университет науки и технологий (г. Уфа), Университет Фудань (г. Шанхай, Китай), ТОО КМГПРОЕКТ (г. Атырау, Казахстан), Московский педагогический государственный университет (г. Москва) и др.