Assessment of environmental safety and energy efficiency of vehicles serving the routes of the urban ground transport complex

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The urban passenger transport complex is the most important part of the infrastructure of modern cities and provides a number of key functions. The condition for the effective operation of the transport complex is the balanced development of the subsystems included in its structure, which in turn necessitates the formation of a methodological framework that determines the conditions for such development.

Based on the indicated provisions, the purpose of the study is formulated, which is to increase the efficiency of the operation of vehicles serving the routes of the urban ground passenger transport complex, based on the results of an assessment of their environmental safety and energy efficiency.

To achieve this goal, it is necessary to solve a number of tasks:

  • study and analysis of the content of research papers, regulatory and technical documents in the field of environmental safety assessment of energy efficiency of vehicles;
  • development of a methodology for assessing and comparative analysis of environmental safety and energy efficiency, vehicles serving urban public transport routes;
  • assessment of environmental safety of various categories of vehicles serving the routes of the urban ground passenger transport complex;
  • generalization and analysis of the results obtained, formulation of conclusions and practical recommendations.

During the study, an approach was used that assumes: modeling of energy consumption parameters of vehicles implementing various technologies of fuel and energy supply and a comparative assessment of indicators determining their energy efficiency and environmental safety in traffic conditions on urban passenger routes. Based on the implemented approach, the methods of system and statistical analysis of the initial information, mathematical modeling and methods of multi-criteria evaluation of the results are used in the work.

The main result of the study is the numerical values of the indicators of energy efficiency and environmental safety of vehicles implementing various technologies of fuel and energy supply in the conditions of urban ground passenger transport complex, which is the scientific novelty of the study.

The use of the obtained values in assessing the efficiency of passenger transportation by vehicles of various categories allows for the formation of a fleet of vehicles based on the results of a multi-criteria analysis.

One of the directions of further research involving the use of the results obtained is the development of a comprehensive methodology for determining the optimal structure and coordinated formation of subsystems that make up the urban ground passenger transport complex.

Full Text

Введение

Городской пассажирский транспортный комплекс – это комплекс видов транспорта и инфраструктурных объектов, объединённых единой целью – удовлетворение транспортных потребностей городского населения с заданными показателями качества. Многогранная роль городского пассажирского транспортного комплекса определяется рядом выполняемых функций, к числу которых относятся: удовлетворение транспортных потребностей всех слоёв населения, в том числе лиц с ограниченными возможностями, старшее поколение, молодежь и другие слои населения, которые не могут водить или приобрести в собственность автомобиль. Городской пассажирский транспорт способствует развитию экономики городских территорий, предоставляя удобные способы транспортировки для персонала и увеличивая доступность мест работы и бизнес-объектов. Групповой характер перевозок способствует кратному уменьшению загруженности улично-дорожной сети, уменьшению транспортных заторов на городских улицах. Следствием снижения интенсивности городского движения является уменьшение потребления различных видов топлив, основу которых составляют не возобновляемые углеводородные энергоносители. Снижение потребления углеводородов приводит к соответствующему уменьшению образования продуктов сгорания, включающих в свой состав токсичные компоненты и парниковые газы. Наибольшая эффективность обозначенных тенденций проявляется при согласованном формировании структурных параметров транспортного комплекса, создающего условия для эффективного внедрения современных технологий топливно-энергетического обеспечения, представляющих высокую эффективность использования энергоресурсов и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Под термином «топливно-энергетическое обеспечение» понимается совокупность взаимосвязанных технологических процессов и связанных с ними методов, обеспечивающих доставку энергоносителя на борт транспортного средства, его хранение и преобразование с целью последующего преобразования в механическую энергию.

Обзор литературы по теме исследования

Проблемы повышения экологической безопасности и энергетической эффективность транспортных средств, в том числе, транспортных средств, обслуживающих маршруты городского наземного транспортного комплекса, тесно взаимосвязаны между собой и, в той или иной степени, рассмотрены в работах, посвящённых применению альтернативных видов топлив и источников энергии. Как правило, альтернативная транспортная энергетика формируется, исходя из применения альтернативного энергоносителя в совокупности с разработанной инновационной технологией его применения.

Обычно, в качестве альтернативы традиционным углеводородным топливам нефтяного происхождения, для транспортных средств, обслуживающих маршруты городского пассажирского транспорта, рассматриваются углеводородные газообразные топлива (метан) и электроэнергия. Следует отметить, что электричество целесообразно рассматривать не как самостоятельный вид энергии, а как способ её передачи от стационарной энергетической установки.

Исследованиям в области применения углеводородных газовых топлив на автомобильном транспорте посвящены труды Е. В. Бондаренко, Е. Г. Григорьева, В.И. Ерохова, Б. Д. Колубаева, В. Льотко, В. Н. Луканина, Н. Г. Певнева, А. С. Тищенко, А. С. Хачияна, и других авторов [5; 6; 9; 15; 16; 22]. В работах этих исследователей рассмотрены технико-экономические, технологические и экологические аспекты применения углеводородных газов в качестве автомобильных топлив.

Вопросам применения электроэнергии на автомобильном транспорте и решению проблем, связанных с формированием электротранспортных систем посвящены труды Д. В. Капского, О. А. Михалева, А. А. Штанга [4; 22].

Исходя из единства экологических и энергетических аспектов эксплуатации транспортных средств, при проведении литературного обзора рассмотрены научные труды и нормативные документы в области транспортной экологии. К числу таких работ относятся труды В. К. Азарова, М. А. Арсланова, А. Аслама (A. Aslam), Е. В. Бондаренко, А. В. Васильева, С. Ву (S. Wu), В. В. Донченко, А. А. Ипатова, Ю. И. Кунина, В. Ф. Кутенева, В. Н. Ложкина, О. В. Ложкиной, А. В. Рузского, И. Ф. Сулейманова, П. Трипати (P. Tripathi), Ю. В. Трофименко, А. А. Филиппова, Н. А. Хрипача, В. Н. Щербакова, М. Р. Якимова и других авторов [2; 7; 8; 11; 12; 13; 14; 18; 19; 20; 23; 24; 25; 26; 27; 28].

Вопросам экономической оценки экологического ущерба посвящены труды Л. Л. Абржиной, В. К. Азарова, А. И. Артемникова, Е. Р. Магарил, О. Е. Медведевой, В. Ф. Кутенева, [1; 3; 10].

По результатам литературного обзора можно сделать предварительный вывод о том, что, несмотря на значительный объём проведённых исследований, отсутствует систематизированная информация, позволяющая сравнить энергетические характеристики и экологические показатели практического применения различных источников энергии и связанных с ними технологий топливно-энергетического обеспечения в рамках локальных транспортных систем.

Исходя из обозначенной проблемы, сформулирована цель исследования – повышение эффективности эксплуатации транспортных средств, обслуживающих маршруты городского наземного пассажирского транспортного комплекса, на основе результатов оценки их экологической безопасности и энергетической эффективности.

Теоретическая часть

Загрязнение воздушного бассейна является наиболее значимой составляющей экологического ущерба, связанного с эксплуатацией транспортных средств. Влияние транспорта на атмосферный воздух определяется тремя составляющими: выбросами токсичных веществ; выбросами парниковых газов; потреблением атмосферного кислорода.

Исходя из перечня представленных составляющих, применительно к городскому наземному транспортному комплексу, целесообразно определить, как относительную величину, приходящуюся на одного перевезённого пассажира:

ЭКΣ1=УЭТВ+УЭПАР+УЭПРОПТ, (1)

где УЭТВ – суммарный ущерб от выброса токсичных веществ, руб.;

УЭПАР – суммарный ущерб от выброса парниковых газов, руб.;

УЭПР – суммарный ущерб от использования природного ресурса, руб.

Расчёт величины экологического ущерба определяется по методике, утверждённой Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды от 09.03.1999 г.:

УЭТВ=УУДi=1NmikikЭ, (2)

где УУД – показатель удельного ущерба атмосферному воздуху, для экономического района РФ, руб./усл. т;

mi – фактическая масса производимого i-го вида загрязняющего вещества, т;

ki – коэффициент относительной экологической опасности i-го загрязняющего вещества;

kЭ – коэффициент экологической ситуации для данного региона.

Ущерб от выброса парниковых газов (углекислый газ) определяется по формуле:

УЭПАР=1SРЕГУСО2QСО2, (3)

где УСО2 – удельный экологический ущерб от поступления в атмосферный воздух одной тонны углекислого газа, руб./т;

QСО2 – фактическая масса поступившего в атмосферный воздух углекислого газа, т.;

SРЕГ – единый коэффициент удельного сокращения выбросов парниковых газов, определяемый с учетом достижения углеродной нейтральности субъекта Российской Федерации.

Оценка экологического ущерба, связанного с потреблением природных ресурсов (кислорода), производится в соответствии с методикой, предложенной Д. И. Щербаковым [9]. Для расчёта численного значения данной составляющей использована формула:

УЭПР=3,45ЗКQТКИ, (4)

где ЗК – восстановительная стоимость свободного кислорода, руб./т;

КИ – коэффициент индексации цен;

QТ – вес израсходованного топлива, т.

Исходя из условий преобразования энергии невозобновляемых природных ресурсов, все технологии топливно-энергетического обеспечения транспортного комплекса можно разделить на два вида: со стационарными и с мобильными энергетическими установками. К первому виду отнесены технологии, используемые в электротранспортных системах, где преобразование энергии производится на электростанции. Второй вид – использование транспортных средств, оснащённых тепловыми двигателями.

Для транспортных средств, реализующих технологическую схему второго вида, оценка общего экологического ущерба производится исходя из величины пробеговых выбросов, нормируемых экологическими стандартами, разработанными для транспортных средств различных экологических классов.

Для транспортных средств, эксплуатируемых в транспортных системах, реализующих технологическую схему первого вида (стационарные энергетические установки), оценка экологического ущерба производится исходя из способа преобразования энергии и энергетических потерь при её передаче от стационарного источника к мобильному транспортному средству. Оценка энергоэффективности технологий данного вида производится исходя из величины суммарного КПД, определяемого по формуле:

КПДСТ=КПДТРАНСКПДПЕРКПДАК, (5)

где КПДТРАНС – общий коэффициент полезного действия устройств преобразования энергии, ед.;

КПДПЕР – общий коэффициент полезного действия передающих устройств, ед.;

КПДАК – общий коэффициент полезного действия процессов аккумулирования и расходования энергии на борту транспортного средства, ед.

Для решения поставленной задачи, связанной со сравнительной оценкой показателей энергопотребления транспортных систем, реализующих технологии первого и второго вида, произведён расчёт энергозатрат, необходимых для обеспечения движения пассажирских транспортных средств, дискретно движущихся на перегонах между остановочными пунктами, в условиях действия совокупности силовых факторов.

Движение транспортного средства, обслуживающего маршрут городского наземного пассажирского транспортного комплекса, представлено как чередование режимов равноускоренного, равномерного и равнозамедленного движения на перегоне между остановочными пунктами.

Тяговая сила, действующая на ведущие колёса транспортного средства, определяется из уравнения силового баланса:

FК¯+Fj¯+FТ¯+FВ¯=0, (6)

где FК¯ – тяговая сила на ведущих колёсах автотранспортного средства, Н;

Fj¯ – сила инерции, Н;

FТ¯ – сила трения качения, Н;

FВ¯ – сила сопротивления воздуха, Н.

Исходя из результатов преобразования выражения 6, определено выражение для расчёта удельных затрат энергии, необходимой для перемещения пассажирского транспортного средства на расстояние один километр:

А1КМ=FKISP+FKIISa=00,3FKIIISТSОСТ, (7)

где FKI – тяговая сила на ведущих колёсах в режиме разгона, Н;

SР – расстояние, преодолеваемое транспортным средством в режиме разгона, м;

FKII – тяговая сила на ведущих колёсах в режиме равномерного движения, Н;

Sа=0 – расстояние, преодолеваемое в режиме равномерного движения, м;

FKIII – тяговая сила на ведущих колёсах в режиме торможения, Н;

ST – расстояние, преодолеваемое в режиме торможения, м;

SОСТ – среднее расстояние между остановочными пунктами, км.

Поставки энергии для транспортных средств, реализующих технологию топливно-энергетического обеспечения первого вида, как правило, осуществляются в рамках единой энергетической системы Российской Федерации, включающей в свой состав стационарные энергетические установки различного типа. В качестве источника отрицательного воздействия на окружающую среду рассматриваются лишь энергетические установки, преобразующие тепловую энергию, образующуюся при окислении углеводородных топлив. Исходя из этого, при оценке экологического ущерба необходимо учесть долю энергии, генерируемую энергетическими установками данного типа. Исходя из этого, для энергообеспечения городского пассажирского транспортного комплекса тепловыми электростанциями генерируется энергия, объём которой может быть рассчитан по формуле:

ЕТЕПЛ=А1КМLГОДПТЕПЛКПДСТ, (8)

где ПТЕПЛ – доля энергии, генерируемая тепловыми электростанциями, ед.;

КПДСТ – суммарный коэффициент полезного действия процессов трансформации и передачи энергии к транспортному средству.

Представленная последовательность расчётных формул является основой для выполнения сравнительного анализа экологической безопасности и энергоэффективности транспортных средств различных классов в условиях городского наземного пассажирского транспортного комплекса.

Результаты сравнительной оценки экологической безопасности и энергетической эффективности различных категорий транспортных средств

Для практического выполнения расчётов в соответствии с разработанной методикой, проведён анализ информации о параметрах энергоэффективности различных технологий топливно-энергетического обеспечения транспортного процесса. На основе результатов выполненного анализа получены данные, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ энергоэффективности технологий топливно-энергетического обеспечения транспортного процесса

Звенья энергетической цепи

Стационарная энергетическая установка

Мобильная энергетическая установка

Непрерывная передача энергии

Дискретная передача энергии

Преобразование тепловой энергии энергетической установкой

38,4

32,5

Понижающая трансформация

95

-

Передача энергии по линии электропередачи

98

-

Понижающая трансформация

95

-

Передача по кабельной линии

99

-

Преобразование энергии тяговой подстанцией

95

-

-

Передача энергии по контактному проводу

85

-

-

Преобразование энергии зарядной станцией

-

97

 

Заряд и разряд аккумуляторной батареи

-

95

 

Преобразование энергии электродвигателем

87

87

-

Передача механической энергии трансмиссией

97

97

85

Передача энергии движителем транспортного средства

98,5

98,5

98,5

Общий КПД передачи

59,2

67,4

83,7

Общий КПД (ΣКПД)

22,9

25,7

27,2

     

Источник: заимствовано из [8]

 

Исходя из уравнений силового баланса, составленных в отношении электротранспортных средств, эксплуатируемых в условиях городского наземного пассажирского транспортного комплекса, определены показатели энергопотребления, представленные в таблице 2.

 

Таблица 2. Показатели энергопотребления электротранспортных средств различных классов и пассажировместимости

Категория транспортного средства

Пассажиро-вместимость, чел.

Энерго-потребление, кВт×ч/км

Энергия, генерируемая тепловыми электростанциями, кВт×ч/км

Электробус

22

0,593

0,36

100

1,563

0,949

150

2,224

1,351

Троллейбус

100

1,781

1,082

150

2,532

1,538

Трамвай

150

1,282

0,779

175

1,605

0,975

200

1,927

1,17

250

2,508

1,523

Источник: разработано авторами

 

На основе данных о значениях удельных выбросов тепловых электростанций определены условные пробеговые выбросы различных категорий электротранспортных средств. Полученные данные представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Удельные выбросы тепловой электростанции при выработке электроэнергии для совершения одного километра пробега различными категориями электротранспортных средств

Вид выбросов / объём израсходован-ного топлива

Удельный

выброс

на 1 кВт×ч, г

Удельный выброс на 1 км пробега, г

Электробус

Троллейбус

Трамвай

22 чел

100

чел

150

чел

100 чел

150

чел

150 чел

175

чел

200

чел

250

чел

Объём топлива (метан)

0,221 м3

0,131м3/км

0,3454 м3/км

0,4915 м3/км

0,393м3/км

0,5596 м3/км

0,283м3/км

0,3516 м3/км

0,4259 м3/км

0,5543 м3/км

Сернистые газы (SOX)

0,0014

0,0008

0,0022

0,0031

0,0025

0,0035

0,0018

0,0022

0,0027

0,0035

Оксиды азота (NOX)

1,4

0,830

2,1882

3,1136

2,4934

3,5448

1,7948

2,2278

2,6978

3,5112

Твердые частицы (сажа)

0,0524

0,031

0,0819

0,1165

0,0933

0,1327

0,0672

0,0834

0,1010

0,1314

Диоксид углерода (СО2)

443

262,7

692,4

985,2

789,0

1121,7

567,9

704,9

853,7

1111,0

Источник: разработано авторами

 

Для расчёта абсолютной величины годовых выбросов веществ, определяющих экологический ущерб, формируемый в результате эксплуатации транспортных средств городского пассажирского транспортного комплекса, кроме величины пробеговых выбросов, необходимо определить численность транспортных средств, обслуживающих городские маршруты и среднюю величину годового пробега единичного транспортного средства.

Необходимая численность транспортных средств определяется исходя из выполнения двух условий [12; 17]:

I – обеспечение заданного интервала движения;

II – формирование провозной способности парка, обеспечивающей возможность вывоза всех пассажиров в периоды пиковых нагрузок.

Обеспечение первого условия определяется неравенством:

NАВТminILМАРШImaxVМАРШСР, (9)

где NАВТminI – минимально-необходимая численности транспортных средств, определяемая исходя из обеспечения интервала движения, ед.;

LМАРШ – общая протяжённость маршрута (оборотного рейса), км.;

VМАРШСР – средняя скорость движения транспортных средств на маршруте, км/ч;

Imax – максимально-допустимый интервал движения транспортных средств на маршруте, час.

Численность транспортных средств, обеспечивающая выполнение второго условия, определяется неравенством:

NАВТminIIQМАРШMAXLМАРШРVМАРШСР, (10)

где QМАРШMAX – максимальный часовой объём перевозок на наиболее нагруженном участке маршрута, пасс/час;

Р – пассажировместимость транспортных средств, обслуживающих маршрут, пасс.

В качестве итогового значения принимается большее из величин, полученных при помощи формул 9 и 10.

Исходя из обозначенных условий, произведено моделирование оптимальных структурных параметров парка типовых маршрутов городского пассажирского транспортного комплекса. Моделирование выполнено для периодов смены, охватывающих, как пиковые, так и межпиковые временные интервалы.

На основе данных, полученных в результате моделирования, определены значения экологического ущерба, производимого различными категориями транспортных средств и определяемые, как функция от годового объёма перевозок. Фрагмент полученных данных представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Зависимости экологического ущерба при эксплуатации транспортных средств городского наземного пассажирского транспортного комплекса от годового объёма перевозок
Источник: разработано авторами

 

Таким образом, получены данные, позволяющие произвести формирование структурных параметров парка транспортных средств, обслуживающих маршруты городского наземного пассажирского транспортного комплекса, с учётом установленной величины экологического ущерба.

Заключение

Исходными данными для выполнения научной работы послужила информация о составляющих, формирующих величину экологического ущерба, производимого транспортными средствами, эксплуатируемыми на маршрутах городского наземного пассажирского транспортного комплекса. При расчёте энергопотребления различных категорий транспортных средств учтены показатели энергоэффективности, определяемые величиной суммарного КПД. При помощи разработанной методики произведён расчёт показателей энергопотребления различными категориями транспортных средств. На основе полученных данных, с учётом результатов моделирования структурных параметров парка, определены зависимости экологического ущерба при эксплуатации транспортных средств городского наземного пассажирского транспортного комплекса от годового объёма перевозок, что является одним из компонентов научной новизны данного исследования.

Полученные данные позволяют сформировать структурный состав парка транспортных средств городского наземного пассажирского транспортного комплекса с учётом экологического ущерба, производимого различными категориями транспортных средств. Оптимизация структурных параметров парка транспортных средств, обслуживающих маршруты городского пассажирского транспортного комплекса, является одним из этапов согласованного формирования структурных параметров подсистем, входящих в его состав. Разработка методологии согласованного формирования структурных составляющих транспортного комплекса является одним из направлений продолжения проводимого исследования.

×

About the authors

Dmitry Alekseevich Dryuchin

Orenburg State University

Author for correspondence.
Email: dmi-dryuchin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1311-6462

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Technical Operation and Automotive Repair

Russian Federation, Orenburg

Nikolai Nikolaevich Yakunin

Orenburg State University

Email: yakunin-n@yandex.ru

Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department of Automotive Transport; expert member of the public council under the Ministry of Transport of Russia

Russian Federation, Orenburg

Natalya Vladimirovna Yakunina

Orenburg State University

Email: nat.yakunina56@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8952-2694

Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Automotive Transport

Russian Federation, Orenburg

References

  1. Abrzhina, L. L., Magaril, E. R. (2008) [Methodological approach to the economic assessment of damage to atmospheric air]. Vestnik UGTU-UPI. Seriya: Ekonomika i upravleniye [Bulletin of UGTU-UPI. Series: Economics and Management]. Vol. 2, pp. 100–103. (In Russ.).
  2. Azarov, V. K., Vasilev, A. V., Kutenyov, V. F. (2022) [Modern environmental problems of motor vehicle operation]. Dvigatel [Engine]. Vol. 1–3 (139–141), pp. 50–53. – EDN: CXZGJM (In Russ.).
  3. Azarov, V. K., Zozulin, E. M., Kutenyov, V. F. (2022) [Environmental damage from car engines, depending on the type of fuel consumed]. Transport na al'ternativnom toplive [Alternative fuel transport]. Vol. 6 (90), pp. 48–55. – EDN: BIPOMF (In Russ.).
  4. Kapsky, D. V. (2022) [Analysis of the development of various types of urban electric transport in Polotsk and Novopolotsk]. Nauka i tekhnika [Science and technology] Vol. 21, No. 2, pp. 150–157. – https://doi.org/10.21122/2227-1031-2022-21-2-150-157. – EDN: JHSSJB (In Russ.).
  5. Grigoriev, E. G., et al. (1986) [Gas cylinder cars]. Mashinostroyeniye [Mechanical engineering.]. Moscow. 216 p. (In Russ.).
  6. Dryuchin, D. A., Gorbachev, S. V. (2022). [Technical and economic analysis of the use of liquefied natural gas in road transport]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 4, pp. 116–127. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2022-4-116. – EDN: TSEQVQ (In Russ.).
  7. Lozhkin, V. N., Burenin, N. S., Medejko, V. V. (2005) [Modern environmental requirements for vehicles in production and operation conditions]. Transport rossiyskoy federatsii [Transport of the Russian Federation]. Vol. 1 (1), pp. 64–65. – EDN: JXZZRZ (In Russ.).
  8. Lozhkina, O. V. (2023) [Monitoring and forecasting of dangerous technogenic pollution of the atmosphere by greenhouse gases of transport]. Monitoring i prognozirovanie opasnogo tekhnogennogo zagryazneniya atmosfery parnikovymi gazami transporta [The University of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation, Army General E.N. Zinichev]. Saint-Petersburg. – 164 p. – EDN: NZAFLN.
  9. Lyotko, V., Lukanin, V. N., Khachiyan, A. S. (2000) Primeneniye al'ternativnykh topliv v dvigatelyakh vnutrennego sgoraniya [Application of alternative fuels in internal combustion engines]. M.: MADI, 311 p.
  10. Medvedeva, O. E., Artemenkov, A. I. (2019) [Assessment of damage from atmospheric air pollution in Russia. Modern approaches and methods]. Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom [Economics and management of the national economy]. Vol. 8 (215), pp. 31–42. – https://doi.org/10.24411/2072-4098-2019-10802 (In Russ.).
  11. Donchenko, V. V., et al. (2023) Metodicheskie osnovy organizacii ekologicheskih zon s nizkimi vybrosami avtomobil'nogo transporta [Methodological foundations of the organization of ecological zones with low emissions of motor transport]. [IPK «Costa»]. Saint-Petersburg, 264 p. – EDN: JATLIJ.
  12. Donchenko, V. V. (2014) [Methods for calculating emissions from motor vehicles and the results of their application]. Metody raschota vybrosov ot avtotransporta i rezul'taty ikh primeneniya [Journal of Automotive Engineers]. Vol. 3 (86), pp. 44–51. – EDN: SNGMIR (In Russ.).
  13. Yakunin, N. N., et al. (2018) [Modeling of the optimal interval of movement of passenger vehicles]. Transport. Transportnyye sooruzheniya. Ekologiya [Transport. Transport facilities. Ecology.]. Vol. 2, pp. 88–100. –https://doi.org/10.15593/24111678/2018.02.10 (In Russ.).
  14. Ipatov, A. A. (2010) [On trends in the automotive industry in the field of reducing negative impacts on the environment]. Trudy NAMI [Proceedings of NAMI]. Vol. 244, pp. 52–72. – EDN: NGAYCT (In Russ.).
  15. Pevnev, N. G., Banquet, M. V., Bakunov, A. S. (2014) [Prospects for the development of CNG use infrastructure in Omsk]. Transport na al'ternativnom toplive [Alternative fuel transport] No. 5 (41), pp. 7–11. (In Russ.).
  16. Tishchenko, A. S., et al. (2020) [Improving the efficiency of the functioning of the motor transport complex of the region based on the use of alternative fuel and energy supply schemes]. Transport na al'ternativnom toplive [Gas industry]. Vol. 1 (795), pp. 74–80. – EDN: YKLPYS (In Russ.).
  17. Ruzskij, A. V., Kunin, Yu. I., Parfenov, E. V. (2012) [Ensuring the environmental safety of motor vehicles during operation: issues of rationing and control]. Zhurnal avtomobil'nykh inzhenerov [Journal of Automotive Engineers] No. 13 (74), pp. 19–25. – EDN: PEHONV (In Russ.).
  18. Bondarenko, E. V., et al. (2022) [Systematic assessment of the impact of the road network on the atmosphere of an urbanized area]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo avtomobil'no-dorozhnogo universiteta [Bulletin of the Siberian State Automobile and Road University]. Vol. 19, No. 2 (84), pp. 184–197.– https://doi.org/10.26518/2071-7296-2022-19-2-184-197. – EDN: JGFTGV (In Russ.).
  19. Trofimenko, Yu. V., Komkov, V. I. (2023) [Aktualizirovannyj prognoz chislennosti, struktury avtomobil'nogo parka Rossii po tipu energoustanovok i vybrosov parnikovyh gazov do 2050 goda]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo avtomobil'no-dorozhnogo universiteta [Bulletin of the Siberian State Automobile and Road University]. Vol. 20, No. 3 (91), pp. 350–361. – https://doi.org/10.26518/2071-7296-2023-20-3-350-361. – EDN: DDEUBI (In Russ.).
  20. Filippov, A. A., Suleymanov, I. F., Arslanov, M. A. (2019) [Theoretical foundations of an integrated approach to the assessment of the environmental hazard of vehicles on the site of an urbanized territory]. Intellekt. Innovacii. Investicii [Intellect. Innovations. Investments]. Vol. 1, pp. 97–103. –https://doi.org/10.25198/2077-7175-2019-1-97. – EDN: YZKKWD (In Russ.).
  21. Bondarenko, E. V., et al (2017) [Formation of gas refueling infrastructure adapted to the parameters of passenger route transport]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [Bulletin of the Siberian State Automobile and Road University]. Vol. 1–4 (55), pp. 25–29. –https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.55.163. – EDN: XRHGSX (In Russ.).
  22. Shtang, A. A., Mikhaleva, O. A. (2012) [Designing a hybrid vehicle based on modern energy storage devices]. Molodoy uchenyy [Young scientist]. Vol. 11 (46), pp. 107–109. – EDN: PFXCRR (In Russ.).
  23. Shcherbakov, V. N. (2006) [Environmental safety of vehicles]. Vestnik RUDN. Ser. Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Bulletin of the RUDN. Ser. Ecology and life safety]. Vol. 1 (13), pp. 167–171. – EDN: HNFYLM. (In Russ.).
  24. Yakimov, M. R. (2006) [Approaches to the formation of an effective route network of large cities]. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta putey soobshcheniya [Bulletin of the Ural State University of Railway Engineering]. Vol. 3, pp. 107–113. – https://doi.org/10.20291/2079-0392-2022-3-107-113. – EDN: ESGEPA (In Russ.).
  25. Aslam, A. et al. (2020) Pollution characteristics of particulate matter (PM2,5 and PM10) and constituent carbonaceous aerosols in a south asian future megacity. Applied Sciences (Switzerland). Vol. 10, No. 24, pp. 1–17. (In Eng.).
  26. Lozhkin, V., et al. (2020) On information technology development for monitoring of air pollution by road and water transport in large port cities. Communications in computer and information science. Vol. 1201, pp. 384–396. – https://doi.org/10.1007/978-3-030-46895-8_30. – EDN: BONOPH (In Eng.).
  27. Tripathi, P. et al. (2018) Variation in doses and duration of particulate matter exposure in bronchial epithelial cells results in upregulation of different genes associated with airway disorders. Toxicol In Vitro. Vol. 51, pp. 95–105. – https://doi.org/10.1016/j.tiv.2018.05.004 . (In Russ.).
  28. Wu, S. et al. (2013) Blood pressure changes and chemical constituents of рarticulate air pollution: results from the Healthy Volunteer Natural Relocation (HVNR) Study. Environmental Health Perspectives. Vol. 121. No 1, pp. 66–72. – https://doi.org/10.1289/ehp.1104812. (In Eng.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Figure 1. Dependence of environmental damage during operation of vehicles of the urban ground passenger transport complex on the annual volume of transportation

Download (81KB)

Copyright (c) 2024 D. A. Dryuchin, N. N. Yakunin, N. V. Yakunina

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».