Символическая философия искусства в контексте антропологии и межкультурного взаимодействия: Россия, Китай, Европа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет собой философско-критическое размышление, которое возникло после прочитанной лекции для широкой общественности1. Автором обнаружена антропологическая и социокультурная «перекличка» Китая, России, Европы в философской герменевтике искусства. Цель исследования – показать, что в межкультурном взаимодействии важным фактором выступает универсальная способность к символизации, символическим отношениям, проявленным в искусстве. Сделан вывод, что символическая философия искусства указывает на эстетическое бессознательное как достоинство человеческого разума и способна обусловливать межкультурные взаимодействия на основе антропологической всеобщей символизации, которая может одновременно вести и к объединению, и к разобщению людей в диалоге культур современного многополярного мира. Автор следует антропосоциоэкологическому подходу и аксиологической методологии, предполагающей ценностное взаимодействие в системе: человек-социум-жизнь-природа. Во введении раскрыты понятия, связанные с символизацией и философией искусства, выделено «эстетическое бессознательное», связанное с философской теорией символизма. В основной части представлены краткий исторический экскурс в философию и эстетику символизма, антропологические основания символической философии искусства и в качестве примеров рассмотрены символические формы в китайском, российском, европейском поэтическом искусстве.

Обращено внимание на то, что эстетическое, согласно кантианской философии, указывает на антропологическую всеобщую способность к символизации, если символы и образы находят место в искусстве. Символическая философия искусства имеет глубокие философские традиции от древности к нашему времени. Характеризуя философско-антропологические и социокультурные основы символической философии искусства, автор ссылается на сторонников семантического искусства и символической эстетики при более подробном рассмотрении символической философии искусства в российской, китайской, европейской поэзии. В заключении высказана мысль о необходимости расширения работы по исследованию символической философии искусства как фактора межкультурного взаимодействия в диалоге культур. Символическая философия на примере поэтического искусства в данной статье затрагивает музыкальную символизацию и предполагает другие виды человеческой деятельности.

Об авторах

Галина Григорьевна Коломиец

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: kolomietsgg@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1027-9095

доктор философских наук, почетный работник сферы образования Российской Федерации, профессор, профессор кафедры философии, культурологии и социологии

Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Бакулин В. Если есть у времени душа: стихи. – Оренбург, изд. «Печатный дворик», 2020. – 87 с.
  2. Бакулин В. Музыка души. Стихи. – Калуга: Золотая аллея, 1995. – 64 с.
  3. Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. – М. Гуманитарий, 2012. – 348 с.
  4. Баумгартен А. Г. Эстетика / пер. с лат. языка Г. С. Беликова, А. В. Белоусова, Д. В. Бугая, М. И. Касьяновой, А. О. Корчагина, Е. Ю. Чепель и Ю.А. Шахова, под общей редакцией А. В. Белоусова и Ю. А. Шахова. – М. : Русский фонд содействия образованию и науке. Издательство Университета Дмитрия Пожарского, 2021. – 760 с.
  5. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 2. пер с англ. 2-е изд. – М: «Прогесс», 2000. – 316 с.
  6. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях./ Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза: Пер. с франц. – М. : ПЕР СЭ, 2001. – С. 145–228.
  7. Доброхотов А. Л. Символ / Новая философская энциклопедия Электронная библиотека ИФ РАН. 2-е изд., испр. и допол. – М.: Мысль, 2010. – URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194da6c4039902e5f864994 (дата обращения: 03.04.2024).
  8. Древнекитайская философия: собрание текстов в двух томах. Т. 2. – М.: «Мысль», 1973. – 382 с.
  9. Киссель М. А. Уайтхед / Современная западная философия: Словарь. 2-е изд, перераб и доп. Сост. и отв.ред.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. – М.: ТОН – Остожье, 2000. – С. 417–418.
  10. Китайская классическая поэзия / Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. – М.: «Художественная литература». – 1977. – С. 193–384.
  11. Коломиец Г. Г. Антропологическая символизация в контексте современных духовных ценностей многополярного мира // Этнос и культура в эпоху глобализации, сборник материалов VI Международной научной очно-заочной конференции (1–2 июля 2023 г.)/ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», – Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО КубГТУ 2023. – С. 151–155.
  12. Коломиец Г. Г. Некоторые вопросы философской мысли о музыке Древнего Китая: статус и назначение в антропо-социальном аспекте // Вестник Оренбургского государственного университета, 2009. – № 7 (101). – С. 181–187. – EDN: KYFDYX.
  13. Коломиец Г. Г. От древнекитайских текстов к новой конфуцианской эстетике жизни и философии музыки // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 5. – С. 114–125. – https://doi.org/10.25198/2077-7175-2024-5-114. – EDN: VODOXH.
  14. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики, разума, ритуала и искусства: пер. с англ. С. П. Евтушенко. – М.: Республика, 2000. – 287 с.
  15. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. – 488 с.
  16. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное / Сост., пер. с франц. и послесл. В. Е. Лапицкого. СПб; М.; Machina, 2004. –128 с.
  17. Соловьев В. С. Китай и Европа / Избранные произведения, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – С. 332–407.
  18. У Сян. Голос яшмовой флейты слышу / Голос яшмовой флейты. Из китайской поэзии в жанре цы: в переводах Михаила Басманова – М. : Художественная литература,1988. – 424 с.
  19. Хазиев В. С. Герменевтические упражнения над стихотворением Гейне «Fichtenbaum» // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 2006, № 6. – С. 42–55.
  20. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / под общ. ред. М. Ф. Овсянникова, пер. с нем П. С. Попова. – М.: «Мысль», 1999. – 608 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коломиец Г.Г., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».