Отражение общественных и научных дискуссий периода перестройки в школьных учебниках 1986–1990 годов по отечественной истории
- Авторы: Огоновская И.С.1
-
Учреждения:
- Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 17, № 1 (2025)
- Страницы: 138-165
- Раздел: Исторические науки
- Статья опубликована: 31.03.2025
- URL: https://ogarev-online.ru/2077-1770/article/view/305508
- DOI: https://doi.org/10.12731/2077-1770-2025-17-1-502
- EDN: https://elibrary.ru/NSQGRZ
- ID: 305508
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Актуализируется проблема трансформации содержания школьных учебников отечественной истории вследствие развернувшихся в годы перестройки общественных и научных дискуссий о советском периоде отечественной истории, а также по причине изменений взглядов, мнений и оценок историков – авторов учебных изданий. Выделены ключевые темы советской истории, обсуждаемые в общественной и профессиональной среде и подвергнутые переосмыслению и переоценке.
Цель исследования – доказать взаимосвязь содержания школьных учебников отечественной истории и развернувшихся в общественной и научной среде дискуссий периода перестройки по проблемам советского общества, для чего выделить основные дискуссионные темы, выявить факторы, влиявшие на взгляды авторов школьных учебников отечественной истории в период переосмысления основополагающих догматов советской исторической науки, выделить в содержании учебников темы, более всего подвергнутые пересмотру, и темы, наиболее табуированные.
Материалы и методы. Источниковой базой исследования являются школьные учебники истории, издаваемые в СССР в 1986-1990 гг., воспоминания, записки и интервью историков Ю.И. Кораблева, Ю.С. Кукушкина, А.П. Ненарокова, материалы периодической печати (журналы «Огонек», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Преподавание истории в школе»), выступления Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, рассмотренные на основе историко-описательного (в качестве основного), аналитического и историко-сравнительного методов исторического исследования.
Результаты. Изучение документов КПСС и министерства просвещения СССР (1985-1988) / Государственного комитета СССР по народному образованию (1988-1991), выявление предмета общественных и научных дискуссий по вопросам развития советского общества, анализ содержания школьных учебников отечественной истории позволили доказать вывод о взаимосвязи содержания школьных учебников и развернувшихся в стране дискуссий; выделить темы, в содержание которых были внесены самые значительные коррективы; определить факторы, влиявшие на взгляды авторов школьных учебников отечественной истории в условиях перестройки.
Об авторах
Изабелла Станиславовна Огоновская
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Автор, ответственный за переписку.
Email: izabella-irro@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0834-6757
SPIN-код: 4094-1108
кандидат исторических наук; Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ)
Россия, ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620062, Российская Федерация
Список литературы
- Бацын, В. К. (1989). Учебники по истории СССР: какими им быть? Преподавание истории в школе, (1), 2–7.
- Борисов, А. Ю. (2000). Юрий Степанович Борисов (1928–1998). В Историки России: послевоенное поколение (с. 9–20). Москва: АИРО-ХХ.
- Борисов, Ю. С. (1989). История СССР. 9 класс: Материалы к учебнику для девятого класса средней школы. Москва: Просвещение. 80 с.
- Борисов, Ю. С., Курицын, В. М., & Хван, Ю. С. (1988). Политическая система конца 20–30-х годов. О Сталине и сталинизме. В Историки спорят. Тринадцать бесед (с. 228–303). Москва: Политиздат.
- Бурлакова, Р. А. (1989). «Круглый стол» в редакции журнала «Вопросы истории». Преподавание истории в школе, (2), 92–100.
- Головатенко, А. Ю. (1997). Учебники истории сегодня и завтра. История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября», (7), 1–5.
- Данилов, А. А. (2009). Юрий Иванович Кораблев. В История и историки: историографический вестник (с. 315–320). Москва: Наука.
- Есаков, В. (2002). Между социальным заказом и профессиональной историографией. В Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы (под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова, с. 47–60). Москва: АИРО-XX.
- Есаков, В. Д., Кукушкин, Ю. С., & Ненароков, А. П. (1984). История СССР. Учебник для 10 класса средней школы. Москва: Просвещение. 239 с.
- Заседание секции «Преподавание истории и общественных наук» Всесоюзного съезда работников народного образования (стенографический отчёт). (1989). Преподавание истории в школе, (3), 3–66.
- Из доклада М. С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается» на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвящённом 70-летию Октябрьской революции. (1987). Коммунист, (17), 10–15.
- Чернобаев, А. А. (Ред.). (2001). Историки России. Биографии. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 912 с.
- Историческая наука и школьное историческое образование. «Круглый стол» редакции журнала «Преподавание истории в школе» 28 марта 1990 г. (стенографический отчёт). (1990). Преподавание истории в школе, (4), 7–30.
- Кинкулькин, А. Т. (1990). Гуманизация образования и формирование исторического сознания. Преподавание истории в школе, (1), 138–142.
- Кораблев, Ю. И. (1988). Пути перестройки и дальнейшего развития исторической науки. Преподавание истории в школе, (2), 2–8.
- Кораблев, Ю. И., Кукушкин, Ю. С., Федосов, И. А., & Шерстобитов, В. П. (1986). История СССР. Учебник для 9 класса средней школы (под ред. Ю. С. Кукушкина). Москва: Просвещение. 314 с.
- Кораблев, Ю. И., Федосов, И. А., & Борисов, Ю. С. (1989). История СССР. Учебник для 10 класса средней школы (под ред. Ю. С. Кукушкина). Москва: Просвещение. 351 с.
- Круглый стол в редакции журнала «Преподавание истории в школе» 2 декабря 1988 г. (1989). Преподавание истории в школе, (2), 77–92.
- Миллер, А. (2009). Россия: власть и история. Pro et Contra, май-август, 6–23.
- Молодяков, В. (2011). Историческая политика и политика памяти. В Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет (под ред. Г. А. Бордюгова, с. 922–942). Москва: АИРО-XXI.
- Ненароков, А. П. (2009). В поисках жанра. Записки архивиста с документами, комментариями, фотографиями и посвящениями. Книга 1. Вдаль к началу. Москва: Новый хронограф. 296 с.
- Огоновская, И. С. (2024). Школьные учебники отечественной истории как инструмент политики памяти советского государства. Современные исследования социальных проблем, 16(4), 193–223. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-470
- О проведении конкурсов на создание учебников для средних общеобразовательных школ. (1989). Преподавание истории в школе, (2), 125–128.
- Оружие не менее острое... (Беседа корреспондента К. Елютина с академиком И. И. Минцем). (1987). Огонек, (1), 3–4.
- Островский, В. П., Старцев, В. И., Старков, Б. А., & Смирнов, Г. М. (1990). История СССР. Учебник для 11 класса средней школы. Москва: Просвещение. 224 с.
- Островский, В. П., Старцев, В. И., Старков, Б. А., & Смирнов, Г. М. (1992). История Отечества, 1939–1991: Учебник для 11-го класса средней школы. Москва: Просвещение. 286 с.
- Ответы декана исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академика РАН Ю. С. Кукушкина на вопросы журнала «Новая и новейшая история». (1992). Новая и новейшая история, (5), 73–76.
- Постановление общего собрания отделения истории АН СССР 21 января 1988 г. (1988). История СССР, (3), 207–208.
- Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС. (1988). Правда, (1 июля), 1–2.
- Сахаров, А. Н. (2005). История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений (3-е изд.). Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 320 с.
- Старцев, В. И. (1988). Политические руководители Советского государства в 1922 – начале 1923 года. История СССР, (5), 101–122.
Дополнительные файлы
