Отражение общественных и научных дискуссий периода перестройки в школьных учебниках 1986–1990 годов по отечественной истории

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Актуализируется проблема трансформации содержания школьных учебников отечественной истории вследствие развернувшихся в годы перестройки общественных и научных дискуссий о советском периоде отечественной истории, а также по причине изменений взглядов, мнений и оценок историков – авторов учебных изданий. Выделены ключевые темы советской истории, обсуждаемые в общественной и профессиональной среде и подвергнутые переосмыслению и переоценке.

Цель исследования доказать взаимосвязь содержания школьных учебников отечественной истории и развернувшихся в общественной и научной среде дискуссий периода перестройки по проблемам советского общества,  для чего выделить основные дискуссионные темы, выявить факторы, влиявшие на взгляды авторов школьных учебников отечественной истории в период переосмысления основополагающих догматов советской исторической науки, выделить в содержании учебников темы, более всего подвергнутые пересмотру, и темы, наиболее табуированные.

Материалы и методы. Источниковой базой исследования являются школьные учебники истории, издаваемые в СССР в 1986-1990 гг., воспоминания, записки и интервью историков Ю.И. Кораблева, Ю.С. Кукушкина, А.П. Ненарокова, материалы периодической печати (журналы «Огонек», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Преподавание истории в школе»), выступления Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, рассмотренные на основе историко-описательного (в качестве основного), аналитического и историко-сравнительного методов исторического исследования.

Результаты. Изучение документов КПСС и министерства просвещения СССР (1985-1988) / Государственного комитета СССР по народному образованию (1988-1991), выявление предмета общественных и научных дискуссий по вопросам развития советского общества, анализ содержания школьных учебников отечественной истории позволили доказать вывод о взаимосвязи содержания школьных учебников и развернувшихся в стране дискуссий; выделить темы, в содержание которых были внесены самые значительные коррективы; определить факторы, влиявшие на взгляды авторов школьных учебников отечественной истории в условиях перестройки.

Об авторах

Изабелла Станиславовна Огоновская

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Автор, ответственный за переписку.
Email: izabella-irro@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0834-6757
SPIN-код: 4094-1108

кандидат исторических наук; Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ)

 

Россия, ул. Мира, 19, г. Екатеринбург, Свердловская область, 620062, Российская Федерация

Список литературы

  1. Бацын, В. К. (1989). Учебники по истории СССР: какими им быть? Преподавание истории в школе, (1), 2–7.
  2. Борисов, А. Ю. (2000). Юрий Степанович Борисов (1928–1998). В Историки России: послевоенное поколение (с. 9–20). Москва: АИРО-ХХ.
  3. Борисов, Ю. С. (1989). История СССР. 9 класс: Материалы к учебнику для девятого класса средней школы. Москва: Просвещение. 80 с.
  4. Борисов, Ю. С., Курицын, В. М., & Хван, Ю. С. (1988). Политическая система конца 20–30-х годов. О Сталине и сталинизме. В Историки спорят. Тринадцать бесед (с. 228–303). Москва: Политиздат.
  5. Бурлакова, Р. А. (1989). «Круглый стол» в редакции журнала «Вопросы истории». Преподавание истории в школе, (2), 92–100.
  6. Головатенко, А. Ю. (1997). Учебники истории сегодня и завтра. История: еженедельное приложение к газете «Первое сентября», (7), 1–5.
  7. Данилов, А. А. (2009). Юрий Иванович Кораблев. В История и историки: историографический вестник (с. 315–320). Москва: Наука.
  8. Есаков, В. (2002). Между социальным заказом и профессиональной историографией. В Историки читают учебники истории. Традиционные и новые концепции учебной литературы (под ред. К. Аймермахера и Г. Бордюгова, с. 47–60). Москва: АИРО-XX.
  9. Есаков, В. Д., Кукушкин, Ю. С., & Ненароков, А. П. (1984). История СССР. Учебник для 10 класса средней школы. Москва: Просвещение. 239 с.
  10. Заседание секции «Преподавание истории и общественных наук» Всесоюзного съезда работников народного образования (стенографический отчёт). (1989). Преподавание истории в школе, (3), 3–66.
  11. Из доклада М. С. Горбачёва «Октябрь и перестройка: революция продолжается» на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвящённом 70-летию Октябрьской революции. (1987). Коммунист, (17), 10–15.
  12. Чернобаев, А. А. (Ред.). (2001). Историки России. Биографии. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 912 с.
  13. Историческая наука и школьное историческое образование. «Круглый стол» редакции журнала «Преподавание истории в школе» 28 марта 1990 г. (стенографический отчёт). (1990). Преподавание истории в школе, (4), 7–30.
  14. Кинкулькин, А. Т. (1990). Гуманизация образования и формирование исторического сознания. Преподавание истории в школе, (1), 138–142.
  15. Кораблев, Ю. И. (1988). Пути перестройки и дальнейшего развития исторической науки. Преподавание истории в школе, (2), 2–8.
  16. Кораблев, Ю. И., Кукушкин, Ю. С., Федосов, И. А., & Шерстобитов, В. П. (1986). История СССР. Учебник для 9 класса средней школы (под ред. Ю. С. Кукушкина). Москва: Просвещение. 314 с.
  17. Кораблев, Ю. И., Федосов, И. А., & Борисов, Ю. С. (1989). История СССР. Учебник для 10 класса средней школы (под ред. Ю. С. Кукушкина). Москва: Просвещение. 351 с.
  18. Круглый стол в редакции журнала «Преподавание истории в школе» 2 декабря 1988 г. (1989). Преподавание истории в школе, (2), 77–92.
  19. Миллер, А. (2009). Россия: власть и история. Pro et Contra, май-август, 6–23.
  20. Молодяков, В. (2011). Историческая политика и политика памяти. В Между канунами. Исторические исследования в России за последние 25 лет (под ред. Г. А. Бордюгова, с. 922–942). Москва: АИРО-XXI.
  21. Ненароков, А. П. (2009). В поисках жанра. Записки архивиста с документами, комментариями, фотографиями и посвящениями. Книга 1. Вдаль к началу. Москва: Новый хронограф. 296 с.
  22. Огоновская, И. С. (2024). Школьные учебники отечественной истории как инструмент политики памяти советского государства. Современные исследования социальных проблем, 16(4), 193–223. https://doi.org/10.12731/2077-1770-2024-16-4-470
  23. О проведении конкурсов на создание учебников для средних общеобразовательных школ. (1989). Преподавание истории в школе, (2), 125–128.
  24. Оружие не менее острое... (Беседа корреспондента К. Елютина с академиком И. И. Минцем). (1987). Огонек, (1), 3–4.
  25. Островский, В. П., Старцев, В. И., Старков, Б. А., & Смирнов, Г. М. (1990). История СССР. Учебник для 11 класса средней школы. Москва: Просвещение. 224 с.
  26. Островский, В. П., Старцев, В. И., Старков, Б. А., & Смирнов, Г. М. (1992). История Отечества, 1939–1991: Учебник для 11-го класса средней школы. Москва: Просвещение. 286 с.
  27. Ответы декана исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова академика РАН Ю. С. Кукушкина на вопросы журнала «Новая и новейшая история». (1992). Новая и новейшая история, (5), 73–76.
  28. Постановление общего собрания отделения истории АН СССР 21 января 1988 г. (1988). История СССР, (3), 207–208.
  29. Резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС. (1988). Правда, (1 июля), 1–2.
  30. Сахаров, А. Н. (2005). История России с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений (3-е изд.). Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС». 320 с.
  31. Старцев, В. И. (1988). Политические руководители Советского государства в 1922 – начале 1923 года. История СССР, (5), 101–122.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».