Трансляция картины мира в процессе декорирования костюма у народа мари
- Авторы: Павлова А.Н.1
-
Учреждения:
- Поволжский государственный технологический университет
- Выпуск: Том 16, № 1 (2024)
- Страницы: 103-109
- Раздел: Культурология
- Статья получена: 16.12.2025
- Статья одобрена: 16.12.2025
- Статья опубликована: 31.03.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2076-2577/article/view/358324
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.016.2024.01.103-109
- ID: 358324
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Декорирование предметов одежды у народа мари, являвшееся традиционным женским занятием, играло важную роль в трансляции этнической картины мира. Наряду с художественными образами передавались и технологические приемы, неразрывно связанные с ними в архаическом мировоззрении. В статье на основании сопоставления археологических и этнографических источников предпринимается попытка раскрыть преемственность женского ремесла и рукоделия как способа сохранения и трансляции картины мира.
Материалы и методы. В основу исследования положены археологические и этнографические материалы, относящиеся к сфере женского ремесла и рукоделия. Методологическую основу составили культурологический, адаптативный и семантико-функциональный подходы, идеи психологии народов В. Вундта.
Результаты исследования и их обсуждение. Для народа мари был характерен предметно-ситуационный тип мышления, при котором в процессе передачи информации важное значение имел не только образ, но и технология его создания. Подтверждением этого является технология создания традиционной вышивки, включая способы обучения этому искусству, а также изготовление металлических украшений в эпоху Средневековья.
Заключение. Женское ремесло, особенно вышивка, занимало важное место в трансляции традиционной картины мира, так как было основано на единстве технологии и создаваемого образа. В процессе декорирования одежды воспроизводилась древняя символическая система, воплощавщаяся и в металлических украшениях древнемарийского костюма, и в традиционной вышивке. Каждый образ занимал четко определенное место в символической системе костюма, являясь носителем смысла. Сакральность женского ремесла была обусловлена древней связью с религиозно-магическими практиками.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Анжелика Николаевна Павлова
Поволжский государственный технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: angpan@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-1446-9390
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории и психологии
Россия, Йошкар-ОлаСписок литературы
- Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структур.-семант. анализ восточнослав.обрядов. СПб.: Наука, 1993. 240 с.
- Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: сб. ст. Л., 1981. С. 215–226. (Сб.Музея антропологии и этнографии; т. 37).
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино,2001. 224 с.
- Большов С. В., Большова Н. А., Данилов О. В. Древние культовые памятники Марий Эл (по археологическим, этнографическим, фольклорным и историческим источникам). Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 162 с.
- Владыкин В. Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск: Удмуртия,1994. 407 с.
- Вундт В. Проблемы психологии народов.СПб.: Питер, 2001. 160 с. URL: http://bookap.info/clasik/vundt/gl5shtm (дата обращения:03.04.2023).
- Евсевьев Т. Этнографические коллекции.Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2002. 146 с.
- Калиев Ю. А. Мифы марийского народа.Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 446 с.
- Калинина И. В. Семантический подход в изучении технологии древней керамики //Российская археология. 2010. № 3. С. 157–159.
- Крюкова Т. А. Марийская вышивка / Мар.науч.-исслед. ин-т языка, литературы и истории. Гос. музей этнографии народов СССР.Л., 1951. 195 с.
- Лебедева С. Х. Удмуртская народная вышивка = Удмурт калык пужыятон = Udmurt folk embroidery. Ижевск: Удмуртия, 2009. 88 с.
- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методол. анализ). М.:Мысль, 1983. 284 с.
- Маркелов М. Т. Вышивание у марийцев //Этнографическое обозрение. 1994. № 6.С. 138–143.
- Молданова Т. А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис.Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 260 с.
- Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1992.111 с.
- Никитина Т. Б. Погребальные памятники IX–XI вв. Ветлужско-Вятского междуречья.Казань: [Б. и.], 2012. 408 с. (Археология Евразийских степей; вып. 14).
- Никитина Т. Б. Русенихинский могильник //Археология Евразийских степей. 2018. № 3.С. 8–240.
- Никитина Т. Б., Ефремова Д. Ю. Особенности погребений с орудиями литья на марийских могильниках IX–XII вв. // Финно-угроведение. 2011. № 2. С. 12–24.
- Никитина Т. Б., Ефремова Д. Ю. Погребальный обряд комплексов с литейными принадлежностями из средневековых могильников IX–XII вв. Ветлужско-Вятского междуречья // Поволжская археология. 2012. № 2.С. 146–165.
- Рыбаков Б. А. Происхождение и семантика ромбического орнамента // Музей народного искусства и художественные промыслы. М.,1972. С. 127–134. (Сборник трудов НИИХП /Науч.-исслед. ин-т худож. пром-сти; вып. 5).
- Соловьева Г. И. Орнамент марийской вышивки. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1982.94 с.
- Федорова Н. Н. К вопросу о структуре традиционного орнамента обских угров //Орнамент народов Западной Сибири: сб. ст.Томск, 1992. С. 120–126.
- Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.324 с.
- Шигурова Т. А. Картина мира в этнокультуре мордвы // Культура в глобализирующемся мире: вызовы и перспективы: сб. тез. докл.участников междисциплинар. науч.-практ.конф. с междунар. участием. М., 2014.С. 163–165.
- Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: моногр.Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 156 с.
- Шкалина Г. Е. Священный мир марийский.Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 303 с.
- Wichmann J. Beiträge zur Ethnographie der Tscheremissen. Helsinki: Société Finno-Ougrienne, 1913. 146 s.
Дополнительные файлы



