Мотивы творения мира из яйца в мифах прибалтийско-финских народов, коми и мордвы в контексте образа божественной птицы: сравнительный анализ
- Авторы: Иликаев А.С.1
-
Учреждения:
- Уфимский университет науки и технологий
- Выпуск: Том 15, № 4 (2023)
- Страницы: 472-482
- Раздел: Культурология
- Статья получена: 15.12.2025
- Статья одобрена: 15.12.2025
- Статья опубликована: 22.12.2023
- URL: https://ogarev-online.ru/2076-2577/article/view/358144
- DOI: https://doi.org/10.15507/2076-2577.015.2023.04.472-482
- ID: 358144
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. В статье предпринимается попытка обзора и систематизации основных имеющихся космогонических мифов мордвы и коми с участием птиц, а также данных по птичьему культу и образу божественной птицы у указанных этносов с целью выяснения специфики мифа творения мира из яйца у финно-угров Урало-Поволжья в сравнении с аналогичным мотивом у прибалтийско-финских народов.
Материалы и методы. Материалом для исследования послужили научная литература и сборники фольклора. Сравнительный метод позволил сопоставить те или иные элементы мифологических представлений, выявить их общие и особенные черты.
Результаты исследования и их обсуждение. Миф о творении мира из яйца имеется у прибалтийско-финских народов, а также у мордвы и коми. На основе проведенного анализа автор, наряду с версией балкано-европейского заимствования, предлагает версию самостоятельного возникновения мифа творения мира из яйца в прафинно-угорской и, шире, прауральской мифологии. Высказывается предположение, что гибридный космогонический миф коми не является результатом взаимодействия с западными соседями, а сохраняет изначальный комплекс представлений, объединяющих в себе мотивы мифа о ныряющей птице и мифа о творении из яйца. Выясняется, что образ божественной птицы может непосредственно восходить к наиболее древнему комплексу космогонических мифов, включающему в себя мотивы братьев-творцов.
Заключение. Наиболее архаичное состояние изначальной космогонии сохранила мифология коми. В то же время образ божественной птицы получил дальнейшую разработку в мордовской мифологии и оказался вписан в патриархальный пантеон во главе с Нишкепазом.
Ключевые слова
Полный текст
-
Об авторах
Александр Сергеевич Иликаев
Уфимский университет науки и технологий
Автор, ответственный за переписку.
Email: jumo@bk.ru
ORCID iD: 0009-0003-6773-9053
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и связей с общественностью
Россия, УфаСписок литературы
- Авдеева Т. В. Птица в строении восточнославянских мифов о Мировом яйце // Евразийский Cоюз Ученых. 2014. № 5–2. С. 131–133.
- Березкин Ю. Е., Дувакин Е. Н. Космическое яйцо. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. URL: https://ruthenia.ru/folklore/berezkin/ (дата обращения: 14.01.2023).
- Веселовский А. Н. Избранное: Традиционная духовная культура. М.: РОССПЭН, 2009. 622 с.(Российские Пропилеи).
- Владыкина Т. Г. Удмуртский фольклорный миротекст: образ, символ, ритуал: моногр.Ижевск: МонПоражён, 2018. 298 с.
- Дорошин Б. А. Архетипический образ птицы-демиурга в мифологических представлениях финно-угров Поволжья: некоторые антропокосмические аспекты // Социосфера. 2010. № 4.С. 156–160.
- Иликаев А. С. Матриархальные проявления ранних форм религии в космогонических мифах народов Урало-Поволжья: башкиры,марийцы, русские: моногр. Уфа: РИЦ БашГУ,2022. 336 с.
- Иликаев А. С. Мотивы творения мира из яйца в космологических мифах прибалтийско-финских народов, марийцев и удмуртов: сравнительно-сопоставительный анализ // Исторический журнал: научные исследования. 2023. № 2. С. 140–153. doi: 10.7256/2454-0609.2023.2.40547.
- Напольских В. В. Древнейшие этапы происхождения народов уральской языковой семьи:данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, 1991. 189 с. (Материалы к серии «Народы Советского Союза». Вып. 5.Народы уральской языковой семьи).
- Напольских В. В. Мифологема мирового древа и мифологии народов уральской языковой семьи // Этнографическое обозрение. 2012. № 6.С. 19–28.
- Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М.: АСТ:Транзиткнига, 2003. 463 с.
- Садиков Р. Р. Традиционная религия закамских удмуртов (история и современность). 2-е изд.,доп. Уфа: Первая тип., 2019. 320 с.
- Спиридонов С. Н., Лысенков Е. В., Кузнецов В. А., Водясова Л. П., Макушкина Л. И., Рузанкин Н. И., Лапшин А. С., Гришуткин Г. Ф.,Ручин А. Б., Артаев О. Н. Мордовские названия птиц и млекопитающих Республики Мордовия // Труды Мордовского государственного природного заповедника им. П. Г. Смидовича.2011. Вып. 9. С. 201–218.
- Туюнен С. В. К вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорах // Фольклористика Карелии: сб. науч. ст. Петрозаводск, 1995.С. 109–117. URL: https://www.vottovaara.ru/kvoprosu-o-praroditele-ognya-v-karelo-finskixzagovorax.html (дата обращения: 24.11.2023).
- Харва (Хольмберг) У. Верования и мифология народов Северной Евразии / пер. с англ. И. В.Кучумова, Т. Г. Миннияхметовой. М.: Касталия, 2022. 354 с.
- Maticsák S. Az erza-mordvin állatnevek ősi képzői //Nyelvtudományi Közlemények. Budapest, 2014.Kötet 110. O. 97–130. URL: https://finnugor.arts.unideb.hu/adatok/maticsak/pdf/052_2-Allatnevek-NyK.pdf (дата обращения: 29.03.2023).
Дополнительные файлы



