Исследование работоспособности и эффективности алгоритма управления ускорением и замедлением транспортного колёсного средства посредством педали хода в условиях магистрального движения
- Авторы: Климов А.В.1,2, Оспанбеков Б.К.1,2, Антонян А.В.1,2
-
Учреждения:
- Инновационный центр «КАМАЗ»
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 18, № 2 (2024)
- Страницы: 129-138
- Раздел: Транспортные и транспортно-технологические комплексы
- URL: https://ogarev-online.ru/2074-0530/article/view/268204
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-625971
- ID: 268204
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Современные аккумуляторные транспортные средства всё ещё не отвечают потребностям потребителей по величине автономного пробега. Поэтому остро актуальна задача повышения энергоэффективности с целью снижения расхода энергии на движение. Одним из направлений наряду с применением более эффективных агрегатов и систем может служить создание алгоритмов управления, минимизирующих данные затраты, которые позволяют управлять движением с помощью только педали хода.
Цель работы — исследование работоспособности и эффективности алгоритма управления транспортным средством только с помощью педали хода с применением имитационного виртуального моделирования движения и дальнейшей практической реализации алгоритма в системе управления.
Материалы и методы. Исследование выполнено с применением программного комплекса Matlab Simulink.
Результаты. В статье приводятся описание функционирования алгоритма однопедального управления на примере пассажирского транспортного средства с индивидуальным тяговым электроприводом, результаты виртуального имитационного моделирования, доказывающие его работоспособность и энергоэффективности для случая движения в магистральном цикле.
Заключение. Практическая ценность исследования заключается в подтверждённой работоспособности и энергоэффективности и возможности применения алгоритма для разработки программного обеспечения систем управления движением транспортных средств.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Александр Владимирович Климов
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: klimmanen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5351-3622
SPIN-код: 7637-3104
канд. техн. наук, руководитель службы электрифицированных автомобилей, доцент Перспективной инженерной школы электротранспорта
Россия, Москва; МоскваБауржан Кенесович Оспанбеков
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Email: ospbk@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2756-7907
SPIN-код: 4857-4073
канд. техн. наук, заместитель руководителя службы электрифицированных автомобилей по системам управления, доцент Перспективной инженерной школы электротранспорта
Россия, Москва; МоскваАкоп Ваганович Антонян
Инновационный центр «КАМАЗ»; Московский политехнический университет
Email: AntonyanAV@kamaz.ru
ORCID iD: 0000-0002-5566-6569
SPIN-код: 4797-9808
канд. техн. наук, главный специалист по программированию и имитационному моделированию, доцент, старший научный сотрудник Передовой инженерной школы электротранспорта
Россия, Москва; МоскваСписок литературы
- Характеристики электробуса КАМАЗ 6282. [internet] Набережные Челны. Дата обращения: 15.10.2022. Режим доступа: https://kamaz.ru/upload/bus/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81%20KAMAZ-6282.pdf
- Климов А.В., Чиркин В.Г., Тишин А.М. О некоторых конструктивных особенностях и видах транспортных тяговых электрических двигателей // Автомобильная промышленность. 2021. № 7. С. 15–21.
- Климов А.В., Тишин А.М., Чиркин В.Г. Различные виды тяговых синхронных двигателей для городских условий эксплуатации // Грузовик. 2021. № 6. С. 3–7.
- Жилейкин М.М., Климов А.В., Масленников И.К. Алгоритм формирования управляющего сигнала со стороны педали акселератора, обеспечивающий энергоэффективное потребление электроэнергии тяговым приводом электробуса // Известия МГТУ «МАМИ». 2022. Т. 16, № 1. С. 51–60. doi: 10.17816/2074-0530-100232
- Бутарович Д.О., Скотников Г.И., Эраносян А.В. Алгоритм управления рекуперативным торможением с помощью педали акселератора // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2022. № 4.
- Wen He, Chen Wang, Hui Jia. A single-pedal regenerative braking control strategy of accelerator pedal for electric vehicles based on adaptive fuzzy control algorithm // Energy Procedia. 2018. Vol. 152. P. 624–629. doi: 10.1016/j.egypro.2018.09.221
- Yongqiang Zhao, Xin Zhang, Jiashi Li, et al. A research on evaluation and development of single-pedal function for electric vehicle based on PID // J. Phys.: Conf. Ser. 2020. Vol. 1605.
- Hongwen He, Chen Wang, Hui Jia, Xing Cui. An intelligent braking system composed single-pedal and multi-objective optimization neural network braking control strategies for electric vehicle // Applied Energy. 2020. Vol. 259. doi: 10.1016/j.apenergy.2019.114172
- Zhang J., Lv C., Gou J., et al. Cooperative control of regenerative braking and hydraulic braking of an electrified passenger car // Proc. Inst. Mech. Eng., Part D: J Automob. Eng. 2012. Vol. 226, N. 10. P. 1289–1302.
- Guo J., Wang J., Cao B. Regenerative braking strategy for electric vehicles. In: Intelligent Vehicles Symposium. IEEE, 2009. P. 864–868.
- Xu Guoqing, Li Weimin, Xu Kun, et al. An intelligent regenerative braking strategy for electric vehicles // Energies. 2011. Vol. 4, N. 9. P. 1461–1477.
- Zhang J., Lv C., Qiu M., et al. Braking energy regeneration control of a fuel cell hybrid electric bus // Energy Conversion & Management. 2013. Vol. 76. P. 1117–1124.
- Wang J.W., Tsai S.H., Li H.X., et al. Spatially Piecewise Fuzzy Control Design for Sampled-Data Exponential Stabilization of Semi-linear Parabolic PDE Systems // IEEE Transactions on Fuzzy Systems. 2018. Vol. 26, N. 5. P. 2967–2980.
- Zhang Kangkang, Xu Liangfei, Jianfeng Hua, et al. A Comparative Study on Regenerative Braking System and Its Strategies for Rear-wheel Drive Battery Electric Vehicles // Automotive Engineering. 2015. N. 02. P. 125–131.
- Lv C., Zhang J., Li Y., et al. Mechanism analysis and evaluation methodology of regenerative braking contribution to energy efficiency improvement of electrified vehicles // Energy Conversion and Management. 2015. Vol. 92. P. 469–482.
- Kulas R.A., Rieland H., Pechauer J. A System Safety Perspective into Chevy Bolt’s One Pedal Driving // SAE Technical Paper. 2019. doi: 10.4271/2019-01-0133
- Wang J., Besselink I.J.M., van Boekel J.J.P., Nijmeijer H. Evaluating the energy efficiency of a one pedal driving algorithm In: 2015 European Battery, Hybrid and Fuel Cell Electric Vehicle Congress (EEVC 2015), Brussels, Belgium. Tu/e, 2015.
- Патент РФ № 2797069 / 31.05.2023. Бюл. № 16. Климов А.В., Оспанбеков Б.К., Жилейкин М.М. и др. Способ управления индивидуальным тяговым электроприводом ведущих колес многоколесного транспортного средства. EDN: QAUBVR
- Климов А.В. Алгоритм формирования уставок крутящего и тормозного моментов на валу тягового электродвигателя посредством одной педали // Известия МГТУ «МАМИ». 2023. Т. 17, № 3. С. 261–271. doi: 10.17816/2074-0530-321668
- Жилейкин М.М., Котиев Г.О. Моделирование систем транспортных средств. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2020.
- Бирюков В.В., Порсев Е.Г. Тяговый электрический привод. Новосибирск: НГТУ, 2018.
- ГОСТ Р 54810-2011. Автомобильные транспортные средства. Топливная экономичность. Методы испытаний. М.: СТАНДАРТИНФОРМ, 2012.
Дополнительные файлы
