Тенденции развития современных электродвигателей: вызовы, сложности и результаты
- Авторы: Жердев П.И.1, Биксалеев Р.Ш.1, Карпухин К.Е.1
-
Учреждения:
- Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
- Выпуск: Том 19, № 1 (2025)
- Страницы: 422-429
- Раздел: Электротехнические комплексы и системы
- URL: https://ogarev-online.ru/2074-0530/article/view/311268
- DOI: https://doi.org/10.17816/2074-0530-676821
- EDN: https://elibrary.ru/TPXHSY
- ID: 311268
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Перспективы отрасли связаны с внедрением инновационных материалов и технологий, а также со снижением зависимости от редкоземельных элементов. Необходима оценка тенденций развития для нахождения решений, связанных с дефицитом редкоземельных материалов, высокими требованиями к энергоэффективности и ограничению по весу и габаритам электрических машин, электрифицированных транспортных средств.
Целью работы является анализ тенденций в развитии современных технологий и опыта в области машиностроения, позволяющих снизить затраты на производство электродвигателей и улучшающих их энергоэффективность.
Материалы и методы. Используемые в статье методы базируются на систематическом литературном обозрении, качественном и метаанализе доступной информации.
Результаты. Выполнен анализ научных трудов по нахождению тенденции в развитии современных тяговых электродвигателей. Предложена экспертно-аналитическая оценка подходов и оптимальных методов, направленных на уменьшение затрат ресурсов на производство электродвигателей для электрифицированных транспортных средств.
Заключение. Перспективы развития электродвигателей связаны с внедрением инновационных материалов и технологий. Активное развитие и внедрение машин с аксиальным магнитным потоком свидетельствует о значительном прогрессе в отрасли, но требует дальнейших исследований и разработок для преодоления существующих ограничений в виде дефицита редкоземельных материалов, а также ограничений, связанных с габаритами и весом изделий.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Павел Игориевич Жердев
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: pavel.zherdev@nami.ru
ORCID iD: 0009-0004-1002-0256
SPIN-код: 2857-7951
инженер-конструктор 1 категории Центра «Электронные устройства»
Россия, МоскваРинат Шакирович Биксалеев
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
Email: rinat.biksaleev@nami.ru
ORCID iD: 0009-0004-0199-9394
SPIN-код: 5186-4044
канд. техн. наук, ведущий инженер Научно-образовательного центра
Россия, МоскваКирилл Евгеньевич Карпухин
Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ»
Email: kirill.karpukhin@nami.ru
ORCID iD: 0000-0002-6192-7817
SPIN-код: 8926-2694
канд. техн. наук, доцент, директор проектов Центра «Управление проектами»
Россия, МоскваСписок литературы
- Tuan NKh, Karpukhin KE, Terenchenko AS, Kolbasov AF. World Trends in the Development of Vehicles with Alternative Energy Sources. ARPN Journal of engineering and applied sciences. 2018;13(7):2535–2542. CODEN: JEASHK
- Terenchenko AS, Karpukhin KE, Shorin AA, Sklyarinskiy SF. Optimization of losses in traction asynchronous motor as a part of combined power plant. Scientific, technical and industrial journal «Vestnik Mashinostroeniya». 2014:12–14. (In Russ.) EDN: UYZOVP
- Leonard TC. Principles of Electric Machines and Power Electronics. 3rd ed. Hoboken: Wiley; 2014. 672 p.
- Mom G. The Electric Vehicle: Technology and Expectations in the Automobile Age. Baltimore: Johns Hopkins University Press; 2004. 416 p.
- Mom G. The Electric Vehicle: Technology and Expectations in the Automobile Age. New Brunswick: Rutgers University Press; 2000. 320 p.
- Sperling D, Gordon D. Two Billion Cars: Driving Toward Sustainability. Oxford: Oxford University Press; 2009. 368 p.
- Carlson WB. Tesla: Inventor of the Electrical Age. Princeton: Princeton University Press; 2013. 520 p.
- Global EV sales grow by 18% in 2025 vs 2024. [internet] Accessed: 27.02.2025. Available from: https://rhomotion.com/news/global-ev-sales-grow-by-18-in-2025-vs-2024/
- Boldea I, Nasar SA. Electric Drives. CRC Press; 2010. 472 p.
- Fitzgerald AE, Kingsley C, and Umans SD. Electric machinery. 5th ed. McGraw-Hill. New York; 2003. 620 p.
- Krishnan R. Permanent Magnet Synchronous and Brushless DC Motor Drives. CRC Press; 2017. 584 p.
- Hanselman DC. Brushless Permanent Magnet Motor Design. 2nd ed. Magna Physics Publishing; 2006. 408 p.
- Hughes A. Electric Motors and Drives: Fundamentals, Types and Applications. 4th ed. Newnes; 2013. 384 p.
- Infineon Technologies. BLDC Motor Control Overview. Infineon Technologies, 2020. [internet] Accessed: 23.05.2025. Available from: https://www.infineon.com
- Magnax NV. Axial Flux Motor Technology Whitepaper. Magnax, 2022. [internet] Accessed: 23.05.2025. Available from: https://www.magnax.com
- YASA Motors Ltd. Technical Specifications and Whitepapers. YASA, 2021. [internet] Accessed: 23.05.2025. Available from: https://www.yasamotors.com
- Tuma J, Novak M, Prokop J. Axial Flux vs. Radial Flux Motors for Electric Vehicles. IEEE Transactions on Industry Applications. 2021;57(6):6198–6207. doi: 10.1109/TIA.2021.3105216
- Oliver B. An Innovative EV Motor Used by Lamborghini, McLaren, and Ferrari Is Being Mass-Produced by Mercedes. WIRED. [internet] Accessed: 28.02.2025. Available from: https://www.wired.com/story/yasa-motors-mercedes-axial-flux-2024/
- Malyshev AV. Modeling the vector control system of the axial flux permanent magnet motor. Scientific and technical journal «Izvestia Transsiba». 2023;53(1):121–130. (In Russ.) EDN: GUCPVR
- Edmondson J, Siddiqi S, Takahashi M. Electric Motors for Electric Vehicles 2025–2035: Technologies, Materials, Markets, and Forecasts. IDTechEx Ltd. [internet] Accessed: 28.02.2025. Available from: https://www.idtechex.com/en/research-report/electric-motors-for-electric-vehicles-2025-2035-technologies-materials-markets-and-forecasts/1031
- Havel A, Sobek M, Stepanec L, Strossa J. Optimization of Permanent Magnet Parameters in Axial Flux Rotary Converter for HEV Drive. Energies. 2022;15(3):724. doi: 10.3390/en15030724
- Celik E, Gor H, Ozturk N, Kurt E. Application of artificial neural network to estimate power generation and efficiency of a new axial flux permanent magnet synchronous generator. Int. J. Hydrog. Energy. 2017;42(28):17692–17699. doi: 10.1016/j.ijhydene.2017.01.168
- Polat M, Yildiz A, Akinci R. Performance Analysis and Reduction of Torque Ripple of Axial Flux Permanent Magnet Synchronous Motor Manufactured for Electric Vehicles. IEEE Transactions on Magnetics. 2021;57(7):1–9. doi: 10.1109/TMAG.2021.3078648
- Nakahara A, Deguchi K, Kikuchi S, Enomoto Y. Comparative electrical design of radial-and axial-flux permanent magnet synchronous machines under space limitation. International Conference on Electrical Machines (ICEM) IEEE. 2014:422–428. doi: 10.1109/ICELMACH.2014.6960215
- Chumakov KA. Electric motors using the example of Tesla Model S: Advantages and disadvantages. XXVII Agro-industrial Forum of the South of Russia. 2024:131–135. (In Russ.) doi: 10.23947/interagro.2024.131-134
- Automotive E-Axle Market Research Covering Growth Analysis and Industry Trends with Forecast 2032. [internet] Accessed: 01.03.2025. Available from: https://contentenginellc.com/2024/02/18/automotive-e-axle-market-research-covering-growth-analysis-and-industry-trends-with-forecast-2032-dana-incorporated-gkn-robert-bosch-gmbh-schaeffler-ag-zf-friedrichshafen-ag/
