К выбору параметров аккумуляторной батареи гибридного автомобиля категории М₁

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Для оптимизации работы силовой установки гибридного автомобиля необходим правильный выбор параметров его тяговой аккумуляторной батареи, которые в значительной степени влияют на алгоритм управления и зарядно-разрядный баланс. Наличие методики, позволяющей обоснованно осуществить такой выбор в зависимости от характеристик целевого автомобиля, условий и режимов его эксплуатации, даст возможность повысить показатели энергоэффективности.

Цель — разработка методики расчёта параметров тяговой аккумуляторной батареи гибридного автомобиля c применением энергетического зарядно-разрядного баланса его силовой установки.

Методы. Предложена математическая модель зарядно-разрядного энергетического баланса, с использованием которой можно произвести соответствующие расчёты по количеству энергии, затраченной силовой установкой при движении автомобиля по этапам европейского городского цикла, и проанализировать различные алгоритмы управления ею на предмет достижения максимальной энергоэффективности, а также произвести подбор ёмкости и мощности тяговой батареи. Основой для расчётов послужил цикл, описанный в Правилах ООН № 83.

Результаты. Рассмотрен процесс накопления энергии в тяговой аккумуляторной батарее, указаны критерии выбора алгоритма работы силовой установки автомобиля. Определена энергия движения автомобиля в городском цикле с учётом времени работы агрегатов и рассчитан зарядно-разрядный энергетический баланс, что, в свою очередь, позволило найти должную ёмкость батареи. Установлено, что значение заряженности батареи в конце цикла должно быть равно первоначальному значению, что позволяет использовать батарею меньшей ёмкости и обеспечить максимальную энергоэффективность силовой установки. Также по результатам расчётов вынесены рекомендации, касающиеся оптимизации удельных энергетических и массогабаритных показателей батареи.

Заключение. Предложенная методика позволяет осуществить обоснованный выбор параметров силовой установки гибридного автомобиля для обеспечения её энергоэффективности.

Об авторах

Александр Викторович Шабанов

Московский политехнический университет

Email: saaha-1955@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2742-5311
SPIN-код: 2711-5000

канд. техн. наук, эксперт «Экспертного отдела»

Россия, 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38

Алексей Евгеньевич Есаков

Научно-исследовательский Центр по испытаниям и доводке автомототехники Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: ravn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4393-958X
SPIN-код: 8766-5750
ResearcherId: AAW-3049-2021

канд. техн. наук, доцент кафедры «Наземные транспортные средства»

Россия, 125438, Москва, ул. Автомоторная, д. 2

Владислав Витольдович Бернацкий

Московский политехнический университет

Email: vladislav_bern@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3754-8729
SPIN-код: 1826-6290

Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor, Professor of the Ground Vehicles Department

Россия, 107023, Москва, ул. Большая Семёновская, д. 38

Павел Александрович Красавин

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

Email: krasavin.mami@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-5727-6843
SPIN-код: 4763-5542

канд. техн. наук, доцент, доцент кафедры «Автомобили»

Россия, 125319, Москва, Ленинградский проспект, д. 64

Список литературы

  1. Загарин Д.А, Сальников В.И., Шабанов А.В., и др. Гибридные автомобили. Пути повышения их энергетической эффективности // Автомобильная промышленность. 2016. № 1. С. 4–7.
  2. Шабанов А.В., Ванин В.К., Есаков А.Е. Энергосберегающие технологии и энергоэффективность автотранспортных энергоустановок // Известия МГТУ «МАМИ». 2021. № 4 (50). C. 83–91. doi: 10.31992/2074-0530-2021-50-4-83-91
  3. Шабанов А.А., Шабанов А.В., Соколов С.А. К расчёту зарядного баланса тяговой батареи комбинированной силовой установки автомобиля и выбору её мощности // Труды НАМИ. 2018. № 4 (273). С. 38–47.
  4. Загарин Д.А., Сальников В.И., Шабанов А.В. Аккумуляторные батареи автомобилей с электроприводом // Автомобильная промышленность. 2016. № 5. С. 24–27.
  5. Карпухин К.Е. Принципы и алгоритм управления автомобилем с гибридной силовой установкой. дисс. … канд. техн. наук. Москва, 2008.
  6. Шабанов А.В., Бернацкий В.В., Соколов С.А. Моделирование алгоритма работы комбинированной силовой установки спортивного автомобиля // Автомобильная промышленность. 2020. № 6. C. 10–16.
  7. Загарин Д.А., Шабанов А.В., Ломакин В.В. и др. Характеристики комбинированных энергоустановок гибридных автомобилей. В кн.: Материалы Международной научно-практической конференции «Прогресс транспортных средств и систем»; Сентябрь 24–26, 2013. Волгоград, 2013. С. 50–52.
  8. Биксалеев Р.Ш., Карпухин К.Е., Климов А.В.и др. Имитационная модель системы термостатирования тяговой аккумуляторной батареи с пассивным охлаждением // Труды НАМИ. 2020. №4 (283). C. 42–51. doi: 10.51187/0135-3152-2020-4-42-51
  9. Маликов Р.Р., Климов А.В., Биксалеев Р.Ш.и др. Имитационное моделирование тяговой аккумуляторной батареи в составе транспортного средства // Автомобильная промышленность. 2022. № 5. C. 8–13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Сравнение КПД ЭД различной мощности [7]. Чёрными линиями обозначены области, соответствующие ЭД мощностью 40 кВт, синими линиями — ЭД мощностью 60 кВт.

Скачать (161KB)
3. Рис. 2. Цикл движения автомобиля категории М1 и энергетические показатели его СУ (для алгоритма, обеспечивающего нулевой зарядно-разрядный баланс на ТАБ).

Скачать (245KB)
4. Рис. 3. Зависимость между КПД СУ и зарядным балансом.

Скачать (57KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».