Топологическая оптимизация силовой конструкции каркаса безопасности

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Проведённое раннее исследование напряжённо-деформированного состояния каркаса безопасности, спроектированного в соответствии с требованиями Российской автомобильной федерацией (РАФ), показало, что конструкция не обеспечивает требования по деформации при боковом воздействии. Следовательно, исходная конструкция требует дополнительной проработки с применением современных подходов к проектированию.

Цель. В данной статье рассматривался вопрос поиска оптимальной конструкции каркаса безопасности гоночного автомобиля на базе топологической оптимизации с целью обеспечения требований по жёсткости при минимизации массы.

Методы. Для реализации метода топологической оптимизации проведено математическое моделирование при помощи модуля Structural Optimization программного комплекса Ansys. Для проверки эффективности оптимизированной конструкции были выбраны испытания, регламентированные РАФ. Для оценки результатов сравнивались результаты моделирования испытаний до и после оптимизации.

Результаты. Масса оптимизированной конструкции уменьшилась на 6% относительно исходной. При испытаниях на главной и передней дуге жёсткость конструкции сохранилась. При испытании с боковой нагрузкой главной дуги деформации оптимизированной конструкции уменьшились на 98%.

Выводы. Результаты моделирования регламентированных РАФ испытаний показали, что конструкция каркаса безопасности, разработанная на основе карты псевдоплотностей материала, полученной в результате топологической оптимизации, соответствует требованиям по допускаемой деформации. Дальнейшее исследование НДС каркаса безопасности должно проводиться совместно с конечноэлементной моделью автомобиля для учёта нагрузок, возникающих в результате деформации кузова.

Об авторах

Даниил Анатольевич Жителев

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Автор, ответственный за переписку.
Email: daniil2699@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8080-1419
SPIN-код: 6751-6872

студент, кафедра Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы

Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Тихон Дмитриевич Поздняков

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Email: t.pozdnyakov@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-8966-1806
SPIN-код: 9150-2654

старший преподаватель, кафедра Многоцелевые гусеничные машины и мобильные роботы

Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Дмитрий Андреевич Сулегин

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Email: d_sulegin@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0003-3359-3829
SPIN-код: 6960-2909

доцент, канд. техн. наук, первый заместитель декана факультета Специальное машиностроение

Россия, 105005, Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5, стр. 1

Список литературы

  1. Российская автомобильная федерация. Оборудование безопасности: приложение J. М.: РАФ. 2014. С. 253.
  2. Жителев Д.А., Поздняков Т.Д., Сулегин Д.А., и др. Исследование экспериментального и численного поведения тонкостенных труб при квазистатическом режиме нагружения // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2022. № 4(139). С. 85-96. EDN: TVZSXR doi:
  3. 10.46960/1816-210X_2022_4_85
  4. Сулегин Д.А., Зузов В.Н. Топологическая оптимизация конструкции крыши легкового автомобиля с целью повышения энергоёмкости при боковом ударе // Известия МГТУ “МАМИ“. 2021. Т. 15, №1. C. 81-88. EDN: UFBAPZ doi: 10.31992/2074-0530-2021-47-1-81-88
  5. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Особенности поиска оптимальных параметров усилителей задней части кабины грузового автомобиля на базе параметрической и топологической оптимизации с целью обеспечения требований по пассивной безопасности по международным правилам и получения ее минимальной массы // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2019. № 2(125). С. 163-170. EDN ZTSJEL doi: 10.46960/1816-210X_2019_2_163
  6. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Топологическая оптимизация конструкции бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности // Известия МГТУ “МАМИ“. 2018. Т. 12, №2. C. 2-9. EDN XUWXVB doi: 10.17816/2074-0530-66811
  7. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Особенности моделирования каркасных элементов кузовов и кабин автомобилей при исследовании пассивной безопасности // Наука и образование. Электрон. журн. 2012. № 11. C. 81–104. doi: 10.7463/1112.0486675
  8. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Анализ влияния конструктивных факторов кабины на пассивную безопасность грузовых автомобилей при ударе по передним стойкам // Наука и образование. Электрон. журн. 2013. № 11. C. 95–106. doi: 10.7463/1113.0636798
  9. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Анализ влияния конструктивных факторов на пассивную безопасность кабины грузового автомобиля при фронтальном ударе // Наука и образование. Электрон. журн. 2013. № 8. C. 91–108. doi: 10.7463/0813.0580257
  10. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Проблемы поиска оптимальных конструктивных параметров бампера автомобиля при ударном воздействии с позиций пассивной безопасности // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2018. № 3 (122). С. 130–136.
  11. Гончаров Р.Б., Зузов В.Н. Проблемы поиска оптимальных решений для обеспечения пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей при минимальной массе // Известия МГТУ “МАМИ“. 2018. Т. 12, №4. C. 92-102. doi: 10.17816/2074-0530-66869.
  12. Зузов В.Н., Сулегин Д.А. Исследование влияния на энергоёмкость основных силовых элементов кузова автомобиля в зоне бокового удара // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. 2020. Т. 20, № 4. С. 20-34. EDN MJDFIQ doi: 10.14529/engin200403
  13. Сулегин Д.А., Зузов В.Н. Исследование влияния усиливающих элементов двери автомобиля на пассивную безопасность при боковом ударе // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. 2021. № 1(132). С. 86-97. EDN MPXGAF doi: 10.46960/1816-210X_2021_1_86
  14. Шабан Б.А., Зузов В.Н. Особенности построения конечно-элементных моделей кабин для исследования пассивной безопасности при ударе в соответствии с правилами ЕЭК ООН № 29 // Наука и образование. Электрон. журн. 2013. № 3. С. 129–156. doi: 10.7463/0313.0542301.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Деформированное состояние при горизонтальном испытании главной дуги.

Скачать (79KB)
3. Рис. 2. Стержневая модель.

Скачать (59KB)
4. Рис. 3. Поверхностная модель.

Скачать (45KB)
5. Рис. 4. Результат топологической оптимизации.

Скачать (68KB)
6. Рис. 5. Каркас безопасности по результатам оптимизации.

Скачать (93KB)
7. Рис. 6. КЭМ каркаса безопасности.

Скачать (109KB)
8. Рис. 7. Билинейная характеристика стали 20.

Скачать (76KB)
9. Рис. 8. Деформированное состояние при испытании на главной дуге.

Скачать (338KB)
10. Рис. 9. Деформированное состояние при испытании на передней дуге.

Скачать (332KB)
11. Рис. 10. Деформированное состояние при горизонтальном испытании главной дуги.

Скачать (347KB)

© Эко-Вектор, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».