Энергосберегающие технологии и энергоэффективность автотранспортных энергоустановок

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены перспективные альтернативные углеводородам источники энергии, используемые в настоящее время в мире. Анализируются энергосберегающие технологии использования углеводородного топлива на автотранспорте.

Отмечается необходимость развивать применение электропривода на автомобилях, а также планомерно накапливать и анализировать существующий опыт эксплуатации автомобилей с электроприводом за рубежом и в Российской Федерации. Мониторинг разрабатываемых за рубежом технологий и проблем, возникающих при эксплуатации автомобилей с электроприводом, позволит определить приоритетные пути их развития и сконцентрировать усилия исследователей в направлении, обеспечивающем максимальную эффективность их применения.

Одним из привлекательных и экономически выгодных в настоящее время для отечественной практики путей развития автомобильного транспорта является применение автомобилей с гибридными силовыми установками. Показано, что производство гибридных автомобилей и электромобилей за рубежом успешно развивается и является в настоящее время одним из самых динамичных в мире.

Приведены показатели эффективности расхода электроэнергии автомобилей с электроприводом различных автомобилестроительных фирм. Выполнен сравнительный анализ технологий применения автомобилей с электроприводом для улучшения экологической ситуации в мегаполисах и рассмотрены проблемы повышения эффективности автомобильных энергоустановок.

Показано, что климатические условия Российской Федерации с длительными периодами низких температур атмосферного воздуха сильно влияют на потери энергии, связанные с обогревом салона, и в значительной степени – на энергоэффективность силовой установки электромобилей.

Для оценки эффективности использования автомобилей с электроприводом предложено использовать универсальный показатель эффективности расхода энергии. Сравнительную оценку энергетических затрат различных автомобилей предложено проводить по энергетическому параметру qEL.

Приведенные расчетные данные показывают, что использование автомобилей с электроприводом и, в частности, подзаряжаемых гибридов более выгодно по сравнению с использованием автомобилей, оборудованных исключительно ДВС.

Об авторах

А. В. Шабанов

НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»

Автор, ответственный за переписку.
Email: saaha-1955@mail.ru

к.т.н.

Россия, Москва

В. К. Ванин

ФГУП «НАМИ»

Email: saaha-1955@mail.ru
Россия, Москва

А. Е. Есаков

Московский политехнический университет

Email: saaha-1955@mail.ru

к.т.н.

Россия, Москва

Список литературы

  1. Шабанов А.В., Ломакин В.В., Шабанов А.А. Характеристики электромобилей и тенденции развития электропривода // Журнал автомобильных инженеров. 2014. № 3(86). С. 38–43.
  2. Мастепанов А.М. Водородная энергетика России: состояние и перспективы // Энергетическая политика, 2020, № 12(154). С. 50–52.
  3. Каталоги автомобилей Automobil revue. 2009. 2015 г.
  4. Водородные автомобили: есть ли у них будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.drom.ru/info/misc/81326.html. Дата доступа: 02.11.2021. Загл. с экрана.
  5. Tesla Model S [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tesla.drom.ru/model_s. Дата доступа: 02.11.2021. Загл. с экрана.
  6. Шмелев Е.Н. Экологический транспорт в России – зачем? // Журнал автомобильных инженеров. 2012. № 1(72). С. 54–57.
  7. Девянин С.Н., Марков В.А., Савастенко А.А., Савастенко Э.А. Перспективы развития электромобилей в России // 9-е Луканинские чтения. Проблемы и перспективы развития автотранспортного комплекса: сборник докладов Междунар. науч.-техн. конф. М.: МАДИ, 2021. С. 114–122.
  8. Загарин Д.А., Шабанов А.В., Ломакин В.В., Шабанов А.А. Характеристики комбинированных энерго-установок гибридных автомобилей // Материалы Междунар. науч.-практич. конф. «Прогресс транспортных средств и систем» (Волгоград, 24 – 26 сентября 2013 г.) Волгоград: ВолгГТУ, 2013. С. 50–52.
  9. Загарин Д.А., Сальников В.И., Шабанов А.В. [и др.] Гибридные автомобили. Пути повышения их энергетической эффективности // Автомобильная промышленность, 2016, № 1. С. 4–7.
  10. Загарин Д.А., Сальников В.И., Шабанов А.В. Аккумуляторные батареи автомобилей с электроприводом // Автомобильная промышленность, 2016, № 5. С. 24–27.
  11. Морозов С.А., Семенихина И.К., Коробов Д.Г. Быть или не быть? Особенности эксплуатации электромобиля в зимний период // Журнал автомобильных инженеров. 2013. № 4(81), С. 14–16.
  12. Загарин Д.А., Шабанов А.В., Ломакин В.В. [и др.] Некоторые аспекты и тенденции развития экологически чистых автомобилей с электроприводом // Автомобильная промышленность. 2014. № 7. С. 6–8.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шабанов А.В., Ванин В.К., Есаков А.Е., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».