Японские и южнокорейские «креативные индустрии» на глобальных рынках: конкуренция и потенциал сотрудничества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрен ряд тенденций, определяющих специфику развития «креативных индустрий» Японии и Южной Кореи и их позиции на глобальных рынках культурных благ. Отмечается, что Япония сравнительно менее активно участвовала в процессе цифровизации производства и дистрибуции культурных благ. Напротив, в Южной Корее c 1990-х годов индустрии популярной культуры последовательно развиваются в сопряжении с информационными технологиями. На текущем этапе наметилась интенсификация сотрудничества двух стран в «креативных индустриях» – рассмотрены факторы, потенциально способствующие эффективности такого сотрудничества в производствах культурных благ. Подчеркивается риск инструментализации культурных производств, связанный с концепцией «креативных индустрий».

Об авторах

Георгий Давидович Паксютов

Институт Китая и современной Азии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: gpaksyutov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7153-4315

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований

Москва, Россия

Список литературы

  1. Towse R. Creative Industries // Towse R., Navarrete Hernández T. (eds.). Handbook of Cultural Economics (Third edition). Cheltenham and Northampton: Edward Elgar Publishing, 2020. Pp. 137–144.
  2. Музычук В.Ю. Творческие (креативные) индустрии: вызовы для некоммерческого сегмента культуры // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 5. C. 7–39. doi: 10.52180/2073-6487_2023_5_7_39. EDN: BXIKUF.
  3. Demir E.M. On the Current Situation of Creative Industries in Turkey // Etkileşim. 2022. № 9. Pp. 224–239. doi: 10.32739/etkilesim.2022.5.9.162.
  4. Kim S. Aggressive Yet Benign: Korea’s Engagement in Creative Industries in Africa // International Journal of Cultural Policy. Vol. 26. № 7. Pp. 929–941. doi: 10.1080/10286632.2020.1828383.
  5. Scott A. Hollywood and the World: The Geography of Motion-Picture Distribution and Marketing // Review of International Political Economy. 2004. Vol. 11. № 1. Pp. 33–61.
  6. Lee H.-K. Introduction: Understanding of the Cultural and Creative Industries in Asia // Lim L., Lee H.-K. (eds.). Routledge Handbook of Cultural and Creative Industries in Asia. London and New York: Routledge, 2019. Pp. 24–39.
  7. Newsinger J.A. A Cultural Shock Doctrine? Austerity, the Neoliberal State and the Creative Industries Discourse // Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. № 2. Pp. 302–313.
  8. Beirne M. et al. Autonomy and Resilience in Cultural Work: Looking Beyond the ‘Creative Industries’ // Journal for Cultural Research. 2017. Vol. 21. № 2. doi: 10.1080/14797585.2016.1275311.
  9. Flew T., Cunningham S. Creative Industries after the First Decade of Debate // The Information Society: An International Journal. 2010. Vol. 26. № 2. Pp. 113–123. doi: 10.1080/01972240903562753.
  10. Oyama S. In the closet: Japanese Creative Industries and their Reluctance to Forge Global and Transnational Linkages in ASEAN and East Asia // ERIA Discussion Paper Series. 2019. Vol. 295. Pp. 1–25.
  11. Jin D.Y. The Korean Government’s New Cultural Policy in the Age of Social Media // Kawashima N., Lee H.-K. (eds.). Asian Cultural Flows: Cultural Policies, Creative Industries, and Media Consumers. Singapore: Springer, 2020. Pp. 3–17.
  12. Otmazgin N. State Intervention Does Not Support the Development of the Media Sector: Lessons from Korea and Japan // Global Policy. 2020. Vol. 11. № S2. Pp. 40–46. doi: 10.1111/1758-5899.12821.
  13. McGray D. Japan’s Gross National Cool // Foreign Policy. 2002. Vol. 130. Pp. 44–54. doi: 10.2307/3183487.
  14. Паксютов Г.Д. Экономическое значение японской «индустрии контента» // Японские исследования. 2019. № 1. С. 51–72. doi: 10.24411/2500-2872-2019-10004. EDN: ZCWHWX.
  15. Steinberg M. The Platform Economy: How Japan Transformed the Consumer Internet. Minneapolis and London: Minnesota University Press, 2019.
  16. Matsui T. Nation branding through stigmatized popular culture: The «Cool Japan» craze among central ministries in Japan // Hitotsubashi Journal of Commerce and Management. 2014. Vol. 48. № 1. Pp. 81–97.
  17. Рубинштейн А.Я. Креативная экономика патерналистского государства: что день грядущий нам готовит? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. Т. 54. № 2. С. 209–212. doi: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-11. EDN: NMEKGH.
  18. Kawashima N. ‘Cool Japan’ and Creative Industries: An Evaluation of Economic Policies for Popular Culture Industries in Japan // Asian Cultural Flows: Cultural Policies, Creative Industries, and Media Consumers. Pp. 18–36.
  19. Kwon S., Kim J. The cultural industry policies of the Korean government and the Korean Wave // International Journal of Cultural Policy. 2014. Vol. 20. № 4. Pp. 422–439. doi: 10.1080/10286632.2013.829052.
  20. Jin D.Y. Construction of Digital Korea: The Evolution of New Communication Technologies in the 21st Century // Media, Culture & Society. 2017. Vol. 39. № 5. Pp. 715–726. doi: 10.1177/0163443717709441.
  21. Jung S. Korean Masculinities and Transcultural Consumption: Yonsama, Rain, Oldboy, K-pop Idols. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2011.
  22. Lee H.-K., Lim L. Culture, Digitalization and Diversity: Asian Perspectives // Routledge Handbook of Cultural and Creative Industries in Asia. Pp. 527–547.
  23. Kim Y. Sell Your Loneliness: Mukbang Culture and Multisensorial Capitalism in South Korea // Routledge Handbook of Cultural and Creative Industries in Asia. Pp. 363–382.
  24. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000.
  25. Кистанов В.О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы // Японские исследования. 2019. № 3. С. 33–48. doi: 10.24411/2500-2872 2019-10019. EDN: VNXHTQ.
  26. Chua B.H., Iwabuchi K. Introduction // Chua B.H., Iwabuchi K. (eds.). East Asian Pop Culture: Analyzing the Korean Wave. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2008. Pp. 1–12.
  27. Toshiyuki B. Changes in International Competition Regarding Auto-parts in China, Korea, and Japan // Journal of International Economic Studies. 2016. Vol. 30. Pp. 27–40. doi: 10.15002/00012843.
  28. Bown C.P. How the United States Marched the Semiconductor Industry into its Trade War with China // East Asian Economic Review. 2020. Vol. 24. № 4. Pр. 349–388. doi: 10.11644/KIEP.EAER.2020.24.4.384.
  29. Gnyavali D.R., Park B.-J. Co-opetition Between Giants: Collaboration with Competitors for Technological Innovation // Research Policy. 2011. Vol. 40. № 5. Pp. 650–663.
  30. Kuwahara Y. Introduction // Kuwahara Y. (ed.). The Korean Wave: Korean Popular Culture in Global Context. New York: Pulgrave Macmillan, 2014. Pp. 1–12.
  31. Shin S., Balistreri J. The Other Trade War: Quantifying the Korea-Japan Trade Dispute // Journal of Asian Economics. 2022. Vol. 79. doi: 10.1016/j.asieco.2022.101442.
  32. Hoskins C., Mirus R. Reasons for the US Dominance of the International Trade in Television Industry // Media, Culture & Society. 1988, Vol. 10. № 4. Pp. 499–515.
  33. Takara Y. Do Cultural Differences Affect the Trade of Cultural Goods? A Study of Trade in Music // Journal of Cultural Economics. 2017. Vol. 42. №. 3. Pp. 393–417.
  34. Holloway I.R. Foreign Entry, Quality, and Cultural Distance: Product-Level Evidence from US Movie Exports // Review of World Economics. 2014. Vol. 150. Pp. 371-392. doi: 10.1007/s10290-013-0180-3.
  35. Kuwahara Y. Hanryu: Korean Popular Culture in Japan // The Korean Wave: Korean Popular Culture in Global Context. Pp. 213–222.
  36. Iwabuchi K. Recentering Globalization: Popular Culture and Japanese Transnationalism. Durham and London: Duke University Press, 2002.
  37. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.
  38. de Valck M. Film Festivals: From European Geopolitics to Global Cinephilia. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2007.
  39. Паксютов Г.Д. «Мягкая сила» и «культурный капитал» наций: пример киноиндустрии // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 11. С. 106-113. doi: 10.20542/0131-2227-2020-64-11-106-113. EDN: HWSIJI.
  40. Рубинштейн А.Я., Бураков Н.А. Экономика культуры. М.: Школа-студия МХАТ, Государственный институт искусствознания, 2024. EDN: GHRTJJ.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».