Пробелы в российском законодательстве
Научный рецензируемый юридический журнал.
Издатель
Свидетельство о регистрации журнала в Роскомнадзор ПИ № ФС 77 - 46785 от 30.09.2011.
О журнале
Концепция журнала - исследование всех областей права.
Каждый автор выявляет пробелы в рассматриваемой им области права — изъяны, создающие угрозу построению правового государства, дает научно обоснованные рекомендации по их устранению вплоть до проектов статей законодательных актов. Результаты доводятся до сведения законодательных органов страны.
Журнал предназначен для юристов, руководителей организаций, сотрудников правоохранительных органов, аппарата Президента РФ и территориальных органов управления, законодательных органов страны, регионов, городов, юридических факультетов и вузов.
- Юридическим факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова
- Финансовым университетом при Правительстве РФ
- Российским Университетом Дружбы Народов (РУДН)
- Всероссийской академией внешней торговли (ВАВТ)
для публикации основных результатов диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по праву.
Журнал входит в категорию К2 под №1827 Перечня рецензируемых научных изданий по категориям.
- 5.1. Юридические науки
- 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки
- 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
- 5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки
- 5.1.4. Уголовно-правовые науки
- 5.1.5. Международно-правовые науки
Индексация
- РИНЦ
- Google Scholar
- Ulrich's Periodical Directory
- Crossref
- Dimensions
- Math-Net.ru
- CyberLeninka
- East View
Текущий выпуск
Том 18, № 6 (2025)
Уголовно-правовые науки
Массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ) как объект научного исследования
Аннотация
В представленной статье рассматривается проблема использования методологического инструментария при проведении научных исследований в области юридических наук. На примере проводимых диссертационных исследований статьи 212 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Массовые беспорядки» показываются допущенные нарушения в применении методологического инструментария.
11-18
Особенности первоначального этапа расследования грабежей и разбойных нападений
Аннотация
Цель исследования заключается в изучении особенностей первоначального этапа расследования грабежей и разбойных нападений. Статья включает в себя методику проведения первоначального этапа расследования грабежей и разбойных нападений. Важность данного этапа обоснована дальнейшей эффективностью расследования. Следователь или дознаватель должен правильно построить первоначальный этап расследования, чтобы получить все имеющиеся доказательства, которые в дальнейшем будут использованы в суде. Выводы. В результате исследования выявлены наиболее важные методы расследования грабежей и разбойных нападений, которые должны быть использованы следователем. Среди предложений звучит необходимость расширения компетенций следователей путем использования цифровых технологий в криминалистике, компьютерном моделировании.
19-24
Представительство в уголовном судопроизводстве: дискуссионные вопросы
Аннотация
Вопросы представительства в уголовном судопроизводстве относятся до настоящего времени к числу дискуссионных. Как отмечается в работе, это обусловлено слабой законодательной регламентацией данного института в уголовном процессе. В частности, порядок привлечения представителя к участию в деле слабо урегулирован, а также не определена категория лиц, которые представителями могут быть. Среди предложений звучит необходимость внесения соответствующих изменений в нормы действующего законодательства.
25-29
Защита прав граждан в сфере биомедицины
Аннотация
В России потребность населения в качественных медицинских услугах, в т.ч. основанных на биотехнологиях, возрастает с каждым годом. Достижения биотехнологий в сфере медицины позволяют более глубоко изучить механизмы заболеваний, производить новые медицинские изделия и лекарства, тем самым расширяя возможности для повышения эффективности как диагностики, так и лечения. Исследуются вопросы нормативно-правового регулирования и правовой защиты прав граждан при использовании биотехнологий. Уделено внимание обеспечению контроля качества услуг, являющихся результатом широкого внедрения результатов биотехнологий в гражданский оборот, ответственности за ненадлежащее качество оказанных услуг, защиты прав граждан при использовании биотехнологий. Сегодня прослеживается явная недостаточность научных исследований, посвященных вопросам законодательного регулирования, использования достижений в сфере биомедицины, противодействия злоупотреблениям в этой сфере и средствам охраны прав граждан. В связи с этим представляется актуальным теоретическое и практическое исследование средств защиты прав граждан при использовании биомедицины. Целью данной работы является выявление возможных негативных последствий для граждан в сфере применения биотехнологий, выработка предложений, направленных на их предупреждение и минимизацию. Уделено внимание соблюдению прав человека при проведении геномных исследований и предоставлению правовой охраны их результатов. В работе сделан вывод, что современные технологии в медицине могут поставить под угрозу права граждан. В статье представлены правовые и криминалистические аспекты обеспечения безопасности использования достижений биомедицины. В статье обосновывается необходимость уголовно-правового реагирования на преступления в сфере биомедицины и новые подходы в борьбе с ними.
30-35
Субъекты противодействия экстремистской деятельности: некоторые правовые и организационные аспекты
Аннотация
Проблема противодействия экстремизму, в условиях глобализации, цифровизации и быстрого распространения информации, требует оперативного реагирования на факты проявления экстремизма и принятия незамедлительных мер по недопущению их распространения. Влияние на этот процесс оказывают как органы государственной власти, так и гражданское общество. Каждый из субъектов противодействия экстремистской деятельности играет свою уникальную роль в формировании комплексного подхода в противодействии экстремистской деятельности.
36-41
Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью привлечения в качестве обвиняемого как гарантия справедливости приговора суда
Аннотация
Законность, обоснованность и справедливость—обязательные условия, которым должен соответствовать приговор суда по уголовному делу. В противном случае он подлежит отмене или, как минимум, изменению судами апелляционной, кассационной инстанций в связи с существенными нарушениями уголовного или уголовно-процессуального законов. При этом несправедливым считается приговор, которым осужденному назначено наказание, хотя и не выходящее за рамки санкции соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, но явившегося либо чрезмерно суровым, либо чрезмерно мягким.
Вынесение судом справедливого приговора в определенной степени зависит от позиции прокурора—государственного обвинителя, представляющего суду уличающие подсудимого доказательства в судебном следствии и анализирующего их в судебных прениях. Вместе с тем нельзя отрицать, что правовая и фактическая база справедливого приговора формируется еще в досудебном производстве при условии обеспечения следователем всесторонности, полноте и объективности исследования обстоятельств расследуемого преступления, законности и обоснованности предъявленного лицу обвинения. Этому должен способствовать и соответствующий уровень организации и осуществления прокурорского надзора на данной стадии уголовного процесса.
Оценка прокурором законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемого—один из важнейших этапов осуществления им надзора в досудебном производстве. Данную мыслительную операцию он выполняет дважды: 1) при поступлении копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 2) при изучении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением. Однако в первом случае прокуроры чаще констатируют данный факт, не всегда знакомятся с материалами уголовного дела, содержащими доказательства совершения обвиняемым инкриминируемого ему преступления. При изучении уголовных дел, поступивших с обвинительными заключениями, эта работа выполняется прокурорами боле полно, однако еще не изжиты факты игнорирования ими всех необходимых при этом действий и мыслительных операций. Итогом является направление в суд уголовных дел, при рассмотрении дается негативная оценка не только качеству расследования, но и качеству прокурорского надзора в досудебном производстве.
Предупреждение прокурором направления в суд уголовного дела, в досудебном производстве по которому допущены существенные нарушения закона, в том числе при предъявлении обвинения, обоснованный отказ государственного обвинителя от уголовного преследования подсудимого содержат в себя несомненную этическую составляющую, соответствуют требованиям справедливости. В деятельности органов прокуратуры критерий справедливости должен присутствовать постоянно, быть необходимым компонентом прокурорского мировоззрения. Безусловно, соблюдение формальных предписаний закона—прямая обязанность прокурорского работника. Но при ее выполнении в поле его зрения должна находиться и этическая сторона деятельности участников досудебного производства, практическая реализация данного требования в их деятельности, в том числе при осуществлении надзора за исполнением законов при привлечении в качестве обвиняемого.
42-49
Проблемы обеспечения безопасности граждан, участвующих в оперативно-розыскной деятельности
Аннотация
В статье исследуются вопросы обеспечения безопасности граждан, участвующих в оперативно-розыскной деятельности, так законом об ОРД предусмотрено, что в целях обеспечения безопасности граждан, сотрудничающих с органами осуществляющими ОРД, и членов их семей допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами России. Так как защита граждан от посткриминального воздействия является весьма актуальной задачей в ходе оперативно-розыскной деятельности, которая, как и уголовно-процессуальная – обусловлена потребностью борьбы с преступностью и, наряду с уголовным судопроизводством, направлена на достижение конечной цели – осуществление правосудия. Целью представленного исследования является определение системы оснований и принципов, где одной из предпосылок реальной защиты конфидентов является ее нормативно-правовая регламентация. В принципы этой деятельности включены: конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств, при этом большое внимание уделяется принципу конспирации. Его содержание заключается в осуществлении ОРД таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних (прежде всего от лиц, совершающих преступления) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства проведения конкретных ОРМ и операций. На основании исследования авторы приходят к выводу, что, регулирующее ОРД российское законодательство содержит необходимые нормы, которые гарантируют безопасность её участникам. Особенностью значительной части мер безопасности, предусмотренных в Законе об ОРД, является то, что, как было показано, они не вычленены в отдельные, самостоятельные нормы. Причина данной особенности в том, что обеспечение безопасности лиц, сотрудничающих с осуществляющими органами ОРД, является неотъемлемой стороной различных ОРМ, и потому меры безопасности интегрированы в нормы, определяющие в целом порядок осуществления ОРМ, и в иные нормы рассмотренного Закона. Указанные недостатки Закона об ОРД следует учесть в ходе его совершенствования.
50-58
Правообеспечительные механизмы при реализации мер пресечения в уголовном процессе
Аннотация
Данная статья посвящена анализу правообеспечительных механизмов при реализации мер пресечения в отечественном уголовном судопроизводстве. Анализируются причины постоянного совершенствования нормативных сегментов правообеспечения, связанных с избранием мер пресечения, их изменением или отменой.
Авторы проводят критический анализ ключевого противоречия, присущего институту мер пресечения в уголовном процессе: столкновения между необходимостью обеспечения эффективности судопроизводства и обязанностью государства гарантировать неприкосновенность прав и свобод личности. Авторы не только констатирует это противоречие, но и выявляют его конкретные проявления в современной правоприменительной практике. В работе доказывается, что, несмотря на очевидный прогресс в сфере судебно-санкционированных мер (снижение числа заключений под стражу), в досудебном производстве сохраняется серьезный дисбаланс. Главной проблемой признается «правовой вакуум», образующийся вокруг мер пресечения, избираемых без судебного решения. На примере подписки о невыезде демонстрируется, как отсутствие четких законодательных критериев и эффективного последующего контроля приводит к ее превращению в фикцию, применяемую по умолчанию.
Исследование подчеркивает, что подобная практика не только нарушает права обвиняемого, но и в стратегической перспективе подрывает легитимность всего правосудия, девальвируя восстановительные права потерпевшего. В качестве выхода авторы предлагают комплекс мер, направленных на законодательное «жесткое связывание» применения любой меры пресечения с установлением индивидуальной, а не гипотетической процессуальной необходимости.
59-66
О наказании за преступления в сфере экономической деятельности
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы наказаний применительно к ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, дается ее оценка, предлагаются меры по улучшению этого направления уголовно-правовой политики.
Цель публикации: анализ действующей системы наказаний в сфере экономической деятельности. Разработка на базе этого предложений по ее совершенствованию.
Выводы, полученные в ходе исследования. В статье сформулированы выводы по совершенствованию системы наказаний, в части осужденных за преступления в сфере экономической деятельности, а также рекомендаций по применению отдельных видов наказания в отношении указанных лиц.
Научное значение публикации. В статье дается обстоятельный анализ системы наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в сфере экономической деятельности. По-новому оценивается применение наказаний, не связанных с лишением свободы к лицам, осужденным за эти деяния.
Практическое значение публикации. Материал, изложенный в публикации, способствует более глубокому усвоению содержания наказаний, применяемых к лицам, совершившим подобные преступления. Рекомендации по применению отдельных видов наказания способствует деятельности судов по назначению наказаний за анализируемые преступления и в служебной деятельности сотрудников ФСИН России по исполнению наказаний в отношении лиц, осужденных за преступления в сфере экономической деятельности.
67-72
Проблемы предварительного судебного контроля за следственными действиями в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ
Аннотация
Цель исследования. Судебный контроль играет важную роль как гарант конституционных прав личности, обеспечивая независимость и неприкосновенность лиц, осуществляющих общественно-значимые функции (судей, адвокатов, депутатов и др.). Эффективное функционирование механизма судебного контроля требует совершенствования норм российского уголовно-процессуального законодательства, которые в части регламентации полномочий участников судебно-контрольного производства в порядке ст. 165 и гл. 52 УПК РФ не соответствуют требованиям правовой определенности и непротиворечивости. В статье рассмотрен ряд актуальных проблем в данной сфере и предложены направления совершенствования законодательства. Выводы. Авторы предлагают дополнить ч. 5 ст. 450 УПК РФ перечнем субъектов, кто будет уполномочен согласовывать внесение в суд ходатайств о производстве следственных действий, например, в отношении адвоката, прокурора района, города, руководителя следственного органа СК РФ по району, городу, депутата выборного органа местного самоуправления—руководитель следственного органа СК по субъекту РФ, в отношении судей—Председатель Следственного комитета РФ и т. д., чтобы обеспечить единообразное толкование и применение гарантий их независимости при возбуждении уголовного дела, привлечении в качестве обвиняемого и производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права человека. В работе проанализированы проблемы разрешения коллизий между положениями ст. 448, ч. 5 ст. 450 УПК РФ и п. 7 ст. 16 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и обусловленные ими проблемы толкования соответствующих гарантий независимости и неприкосновенности присяжных заседателей. Данные коллизии должны быть устранены законодателем.
73-78
Преступления в сфере незаконного оборота промышленной продукции: виды и особенности
Аннотация
Статья посвящена вопросам уголовной ответственности за незаконный оборот промышленной продукции в Российской Федерации.
В качестве основы указанного негативного социально-правового явления, рамках настоящей статьи, принимается оборот контрафактных и фальсифицированных товаров (промышленной продукции).
Проанализированы положения уголовного законодательства в части, относящейся к уголовно-наказуемым деяниям, составляющим основу незаконного оборота промышленной продукции. Выделены признаки соответствующих составов преступлений, позволяющие отнести конкретные статьи Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации к поддающимся классифицированию группам преступлений, связанных с оборотом контрафактной и фальсифицированной промышленной продукции.
Выделены признаки уголовно-правовой характеристики, позволяющие отнести конкретные статьи из рассматриваемой группы преступлений к сфере организованной преступности.
Сделан ряд выводов относительно состояния защищенности сферы общественных отношений от угрозы контрафакта и фальсификата уголовно-правовыми средствами.
Сформулированы предложения, направленные на совершенствование политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.
Работа ориентирована на законодателя и правоприменителей в сфере уголовного судопроизводства, студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, изучающих курсы уголовного права, криминологии, государственного управления в сфере безопасности.
79-84
Система средств для разрешения проблемно-поисковых следственных ситуаций
Аннотация
Цель исследования. В статье рассматривается система средств для разрешения проблемно-поисковых следственных ситуаций в криминалистике, возникающих в условиях информационной неопределенности расследования преступлений. Цель исследования—анализ существующих классификаций средств (криминалистических, уголовно-правовых, процессуальных, оперативно-розыскных и других), предложение унифицированной классификации и разработка рекомендаций по их комплексному применению в следственной практике. На основе анализа научной литературы и судебно-следственной практики автор приходит к выводу о необходимости интегративного подхода к использованию средств, включая тактико-криминалистические (аналитические и операциональные), научно-технические и информационно-аналитические, для оптимизации расследования. Предлагается переход к модульной подготовке следователей и созданию цифровых платформ для экспертного сопровождения, что позволит повысить эффективность разрешения ситуаций и минимизировать информационную неопределенность. Выводы подчеркивают, что комплексное применение средств обеспечивает адаптацию к изменяющимся условиям и способствует установлению истины в уголовном судопроизводстве.
85-95
Классификация организационно-управленческих следственных ситуаций расследования преступлений
Аннотация
Цель исследования. Статья посвящена классификации организационно-управленческих следственных ситуаций в процессе предварительного расследования преступлений. На основе анализа ряда криминалистических теорий предлагается деление указанных ситуаций на упорядоченные и неупорядоченные по основанию организационно-управленческой неопределенности. Упорядоченные ситуации характеризуются отсутствием структурно-функциональных проблем и фокусируются на процессуальной фиксации фактов. Неупорядоченные ситуации формируются под влиянием практических неясностей, административных барьеров и ограничений в доступных средствах, что побуждает следователя к поиску способов улучшения координации процесса. Обсуждаются принципы классификации, влияние неопределенности на процесс расследования и пути ее преодоления. Статья подчеркивает важность распознавания ситуаций для эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства. Целью исследования является разработка классификации организационно-управленческих следственных ситуаций предварительного расследования преступлений на основе ситуационного подхода, с учетом принципов криминалистической классификации, для оптимизации организационно-управленческой функции следователя, направленной на добывание криминалистически значимой информации и выполнение назначения уголовного судопроизводства. Выводы. В результате анализа криминалистических классификаций и принципов деления понятий предлагается классифицировать организационно-управленческие следственные ситуации по основанию организационно-управленческой неопределенности на два вида: упорядоченные и неупорядоченные. Упорядоченные ситуации представляют собой идеальную обстановку расследования, где отсутствуют структурно-функциональные проблемы, и процесс сводится к процессуальной фиксации обстоятельств преступления. Неупорядоченные ситуации отличаются наличием административных помех, практических неясностей и дефицита реальных или личных возможностей для их устранения, что требует привлечения дополнительных средств и корректировки подходов. Главная проблема заключается в сокращении организационной неопределенности с помощью процессуальных и криминалистических средств. Правильное распознавание и разрешение этих ситуаций обеспечивает эффективность предварительного расследования, минимизируя риски ошибок и способствуя достижению целей уголовного судопроизводства.
96-101
Особенности расследования злоупотребления должностными полномочиями в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд
Аннотация
В настоящей статье осуществляется комплексный анализ уголовно-правовых и криминалистических аспектов расследования злоупотреблений должностными полномочиями, совершаемых в процессе организации и проведения закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основе анализа норм уголовного, бюджетного и контрактного законодательства, а также судебной практики формулируются подходы к определению эффективности закупочной деятельности, как одного из критериев оценки наличия общественно опасных последствий рассматриваемого преступного посягательства.
Обосновывается необходимость специальных познаний в области экономики и финансового контроля при расследовании дел указанной категории. Определены проблемы правоприменения, связанные с оценочными понятиями «интересы службы», «существенное нарушение» и «тяжкие последствия». Для методического руководства расследованием предлагается исследование признаков криминалистической характеристики состава преступления, предусмотренного статьей 285 Уголовного кодекса РФ, применительно к сфере закупок. Обоснована необходимость оценки эффективности и результативности закупки, роли органов финансового контроля и главного распорядителя бюджетных средств на первоначальной стадии расследования уголовного дела, а также при проведении проверки сообщения о преступлении.
102-111
О проблемах проведения научно-исследовательской работы в высших юридических образовательных учреждениях
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией научно—исследовательской работы в юридических вузах Российской Федерации. Дается анализ этой деятельности в современных условиях, формулируются выводы и предложения, направленные на совершенствование этого направления в деятельности указанных учреждений.
Цель публикации проанализировать реальное состояние организации научно-исследовательской работы в юридических образовательных учреждениях Российской Федерации, подготовить предложения, направленные на ее совершенствование.
Выводы, полученные в ходе исследования. В статье сформулированы выводы о реальном положении дел в сфере организации научно-исследовательской работы в различных вузах страны. Приводится положительный опыт этого направления деятельности отдельных вузов с предложением по его использованию и совершенствованию в реальных условиях жизни российского образования.
Научное значение публикации. В статье дается обстоятельный анализ организации научно-исследовательской работы в ряде юридических вузов Российской Федерации. Дается оценка таким формам организации научно-исследовательской работы как проведение ее в специализированных исследовательских отделах вузов. Предлагаются наиболее перспективные формы ее совершенствования с учетом других обстоятельств работы вузов, в т. ч. взаимодействия научно-исследовательской работы с учебно-методической работой, которая проводится в юридическом образовательном учреждении.
Практическое значение публикации. Материалы, выводы, предложения, имеющиеся в статье, могут быть использованы в различных сферах проведения научно-исследовательской работы на кафедрах и других подразделениях юридических вузах.
112-117
Теоретико-исторические правовые науки
Политический сыск и тайный приказ в царствование Алексея Михайловича
Аннотация
Целью написания статьи является исследование вопросов, связанных с политическим сыском в Московском государстве в XVII веке. На основе ряда источников анализируется деятельность первого органа политической полиции в России – Тайного приказа (Приказа тайных дел). В качестве объекта исследования выступает государственная политика в царствование Алексея Михайловича в части обеспечения государственной безопасности, борьбы с государственными преступлениями. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, касающиеся выявления, пресечения, расследования государственных преступлений в указанную эпоху, а также иные источники, касающиеся учреждения и функционирования Тайного приказа. В рамках методологии исследования с использованием историко-правового, сравнительно-правового и сравнительно-исторического методов осуществлен анализ деятельности Тайного приказа в период 1656–1676 г. Указаны причины создания Тайного приказа, описана структура данного государственного органа, его функции, способы и средства осуществления деятельности. В частности, отображен порядок расследования дел по «слову и делу государеву», взаимодействия Тайного приказа с другими органами и учреждениями, осуществлявшими полицейские функции. Приводятся примеры сыскной деятельности приказа. Обозначены роль и значение Тайного приказа в обеспечении государственной безопасности и дальнейшем формировании органов политической полиции в дореволюционной России.
118-124
Меры профилактики административной деликтности в области обеспечения безопасности дорожного движения
Аннотация
Целью статьи является изучение понятия административной деликтности, ее основных черт и особенностей, причин противоправного поведения в области обеспечения безопасности дорожного движения, профилактических мер, направленных на сокращение правонарушений и ДТП. В статье отмечается, что административная деликтность является одной из угроз национальной безопасности, а ее отличительными чертами являются разнообразие форм и масштабность противоправного поведения, что представляет существенную опасность для охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан. Автором изучается теоретическая основа, позволяющая количественно и качественно оценить уровень административных правонарушений в области дорожного движения, исследуются причины роста правонарушений, профилактические меры, направленные на их снижение, высказываются рекомендации, способствующие предотвращению рецидивов правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения полиции.
125-130
О конвергенции частного и публичного права в контексте решения Конституционного Суда от 31 октября 2024 года № 49-П
Аннотация
В статье рассматривается правовая природа механизма взыскания имущества, нажитого вследствие нарушения антикоррупционных запретов и требований с учетом состоявшейся дискуссии в ходе публичного заседания Конституционного Суда Российской Федерации 8 октября 2025 года. Автором анализируются подходы к интерпретации отраслевой принадлежности указанного института, которые были представлены участниками конституционного процесса, а также осмысливаются дефекты правового регулирования, послужившие основанием для направления запроса в орган конституционного контроля. Излагается мнение, в соответствии с которым причиной возникновения конституционного спора послужило применение правовых норм к общественным отношениям, имеющим различную отраслевую природу— частного и публичного характера соответственно – в совокупности с наличием законодательного пробела. Отмечается, что обеспечение единой отраслевой направленности элементов сложных законодательных конструкций, затрагивающих сразу несколько сфер общественных отношений, является значимым аспектом законодательной работы. Значимость данного аспекта наиболее ярко проявляет себя в сфере соприкосновения интересов бизнеса и государства, что демонстрирует актуальная судебная практика. По мнению автора, указанные обстоятельства обуславливают востребованность более углубленного изучения процессов конвергенции в праве как самостоятельного направления исследований в области юриспруденции.
131-138
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Профессор М.М. Федоров: «Развитие высшего юридического образования и правовой науки в Якутии—цель моей жизни!»
Аннотация
В статье рассматривается деятельность профессора М.М. Федорова. В юности Михаил изучал азы юриспруденции, а затем стал защитником Родины в борьбе против фашистской Германии. После войны Федоров М.М. продолжил профессиональную деятельность в области прокуратуры, пройдя путь от помощника прокурора до прокурора республики. Новым этапом в деятельности Михаила Михайловича стало становление кандидатом юридических наук, и он перешел к научной работе. В дальнейшем, чтобы открыть самостоятельный юридический факультет при Якутском государственном университете, он защитил докторскую диссертацию по юриспруденции.
139-143
Надзор и взаимодействие органов прокуратуры и Ростехнадзора: промышленная безопасность и давление на бизнес
Аннотация
Осмысливая содержание нормативно-правовых актов в области осуществления контрольно-надзорной деятельности правомочными субъектами за деятельностью малого и среднего бизнеса, проведен анализ институционального взаимодействия в этой области между органами прокуратуры и Ростехнадзора.
Предложены рекомендации, направленные на оптимизацию и совершенствование деятельности указанных органов, в том числе посредством совершенствования действующих нормативно-правовых актов.
144-149
Особенности цифрового суверенитета: международно-правовой подход
Аннотация
Статья посвящена особенностям цифрового суверенитета с международно-правовой точки зрения. Рассматривается концепция суверенитета в киберпространстве: от идей о независимости Интернета от государственных границ до современных подходов, где государства всё активнее распространяют юрисдикцию на цифровую сферу. Выделяются три подхода к цифровому суверенитету в международном праве: кибернигилизм (отрицание государственного контроля в сети), юрисдикционный компромисс (применение национальной юрисдикции без объявления суверенитета над Интернетом) и цифровой реализм (полное распространение принципа суверенитета на киберпространство). На примере законодательства России (закон о «суверенном Рунете»), доктрины Китая о «киберсуверенитете» и политики ЕС (защита данных после решения Schrems II) показано, как реализуется цифровой суверенитет на практике. Исследуется международно-правовая база цифрового суверенитета и практика международных организаций: подтверждение принципов суверенного равенства и невмешательства в киберпространстве в резолюциях ООН, компромиссная модель Всемирного саммита по информационному обществу и другие инициативы. Анализ судебной практики (Суда ЕС, ЕСПЧ) демонстрирует, что осуществление цифрового суверенитета ограничено обязательствами государств по международному праву, прежде всего в сфере прав человека. В заключение отмечается, что цифровой суверенитет становится важной частью международного права, требуя баланса между государственным контролем, юрисдикцией и международным сотрудничеством в киберпространстве.
150-159
Производитель, оператор или владелец: распределение юридической ответственности при эксплуатации беспилотных транспортных средств
Аннотация
Стремительное развитие технологий автономного вождения создает принципиально новые правовые вызовы в области распределения юридической ответственности между различными субъектами, участвующими в жизненном цикле беспилотных транспортных средств. Настоящее исследование посвящено анализу сложившихся и формирующихся подходов к определению ответственности производителей технологий, операторов систем и владельцев транспортных средств в контексте их взаимодействия при эксплуатации автономных систем. Особое внимание уделяется правовой неопределенности, возникающей на стыке традиционных институтов гражданской ответственности и инновационных технологических решений. Исследование выявляет ключевые проблемные зоны современного правового регулирования и предлагает концептуальные подходы к их разрешению через призму сравнительно-правового анализа опыта ведущих юрисдикций.
Материалы и методы исследования. Методологическую основу исследования составляет комплексный подход, включающий сравнительно-правовой анализ законодательства и судебной практики Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, государств Европейского союза, Объединенных Арабских Эмиратов и Китайской Народной Республики. Применены методы системного анализа правовых институтов, структурно-функциональный анализ механизмов распределения ответственности, а также прогностический метод для оценки тенденций развития правового регулирования. Эмпирическую базу составили действующие нормативные правовые акты, проекты законодательных инициатив, материалы судебной практики и доктринальные источники ведущих специалистов в области транспортного и информационного права.
Результаты. Исследование выявило существенную фрагментарность существующих правовых подходов к распределению ответственности при эксплуатации беспилотных транспортных средств. Установлено, что традиционные модели гражданско-правовой ответственности нуждаются в концептуальном переосмыслении для адекватного регулирования отношений в сфере автономного транспорта. Выявлены три основные модели распределения ответственности: модель строгой ответственности производителя, смешанная модель с дифференцированным подходом и модель ответственности оператора системы. Определены ключевые факторы, влияющие на выбор субъекта ответственности, включая уровень автономности системы, характер причиненного вреда и степень человеческого вмешательства в процесс управления.
Дискуссия. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости формирования новой правовой парадигмы, учитывающей специфику цифровых технологий и искусственного интеллекта в транспортной сфере. Дискуссионным остается вопрос о степени унификации подходов к распределению ответственности между различными юрисдикциями и целесообразности создания специальных правовых режимов для автономных транспортных систем. Критический анализ зарубежного опыта показывает тенденцию к усилению роли страховых механизмов и компенсационных фондов как инструментов обеспечения защиты потерпевших.
160-166
Частно-правовые (цивилистические) науки
Искусственный интеллект в судебной системе: международный опыт, правовые риски и пределы допустимого применения в России
Аннотация
Цель исследования заключается в комплексном анализе возможностей и ограничений применения искусственного интеллекта в судебной системе с учётом международного опыта и особенностей российского правосудия. В работе рассматриваются направления цифровизации судебной деятельности, выявляются правовые риски и этические вызовы, связанные с использованием алгоритмических технологий. Методологическую основу исследования составили сравнительно-правовой и системный подходы. В результате определены правовые и организационные условия безопасной интеграции искусственного интеллекта в судебную систему России, соответствующие принципам независимости судей, законности и защиты прав человека, в целях обеспечения вынесения судьями справедливых судебных решений. Сделан вывод о необходимости установления чётких пределов допустимого применения искусственного интеллекта в правосудии для сохранения доверия общества к судебной власти.
167-173
Предмет договора о переходе (трансфере) профессионального футболиста
Аннотация
Невозможно представить себе современный футбол без громких сенсаций о переходах (трансферах) профессиональных игроков из одного клуба в другой. Периоды трансферов бесспорно стали важной частью данного вида спорта, скрупулёзно наблюдаемые не только со стороны футбольных фанатов, так и со стороны тех, благодаря кому осуществляется тот или иной трансфер. Поэтому данный процесс требует четкого и понятного для его участников регламентного и договорного регулирования.
В настоящей статье рассматриваются особенности предмета договора о переходе (трансфере) профессионального футболиста, исходя из анализа применимых регламентных норм футбольных федераций, типовых форм трансферных контрактов, а также существующей арбитражной практики. В договорных отношениях особенно важно правильно определить их предмет, чтобы сделка точно могла состояться. В виду спортивной специфики рассматриваемых отношений вопрос о точном определении предмета трансферного договора является открытым в науке. При этом в настоящей работе отдельное внимание уделяется некоторым условиям трансферного договора.
Таким образом, правильное понимание и закрепление предмета договора о переходе (трансфере) профессионального футболиста является особенно важным для нормального функционирования трансферных отношений в футболе.
174-179
Проблемы законодательного определения правосубъектности региональных спортивных федераций
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые проблемы законодательного регулирования правового статуса региональных спортивных федераций в Российской Федерации. Автор анализирует противоречия между Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также выявляет неопределенность в вопросах правосубъектности и корпоративного статуса региональных спортивных федераций. Автор уделяет внимание различиям между региональными спортивными федерациями, обладающими статусом юридического лица, и федерациями, действующими без него. На основе анализа нормативных актов и уставов отдельных спортивных федераций автором сделан вывод о необходимости уточнения законодательства в целях урегулирование порядка создания, ликвидации и участия региональных спортивных федераций в гражданском обороте, а также их корпоративных отношений с общероссийской спортивной федерацией, и предложены возможные подходы к совершенствованию законодательства.
180-187
Международно-правовые науки
О проблеме понимания международного права современным политическим руководством Великобритании
Аннотация
Консервативная и Лейбористская политические партии Великобритании, сменяя друг друга во власти, традиционно провозглашают строгую приверженность международному праву, заявляют о необходимости повышения эффективности его применения. В июле 2024 г. к руководству в стране пришла Лейбористская партия во главе с К.Стармером (Keir Starmer). Новый премьер-министр, будучи юристом и имея серьезный опыт практической работы по этой специальности, назначил на ответственные посты своих сторонников, среди которых также имеются правоведы. Несмотря на приход к власти людей с существенно иными политическими взглядами, подходы к международному праву в Соединенном Королевстве в основе своей не изменились. Главным образом, ввиду сохраняющейся приверженности концепции международного порядка, основанного на правилах, которой глубокого разграничиваются взгляды на международное право в странах Запада и в иных государствах, прежде всего, в России. Основываясь на этой концепции как на политическом инструменте, представители лейбористского правительства доводят до нелепости свои суждения о подходах к международному праву в нашей стране. При этом вызывает немало вопросов и то, как понимается британскими политиками развитие международного права в исторической ретроспективе, особенно с момента создания Организации Объединенных Наций. Стремясь показать свое мнимое лидерство в формировании миропорядка после Второй мировой войны, Великобритания в лице нынешнего лейбористского кабинета министров, как и предыдущего правительства консерваторов, продолжает негативно влиять на формирование международного правосознания.
188-198
