Актуальные вопросы методологии применения ролевой игры в обучении (на примере изучения учебной дисциплины «правоведение»)

Обложка
  • Авторы: Скрячев А.М.1, Жданов С.П.2,3,4, Лаушкин С.А.1
  • Учреждения:
    1. Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского
    2. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
    3. Московский энергетический институт
    4. Российский университет транспорта
  • Выпуск: Том 18, № 1 (2025)
  • Страницы: 148-154
  • Раздел: Методология преподавания юридических дисциплин
  • URL: https://ogarev-online.ru/2072-3164/article/view/288820
  • EDN: https://elibrary.ru/ZRWUGZ
  • ID: 288820

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Работа посвящена анализу опыта авторов в формировании у обучающихся в ходе ролевой игры познавательной и функциональной компетенции, в том числе и правой грамотности (предигровой этап — выданное задание: контекстная и практико-ориентированная задача) в процессе изучения непрофильной для любого направления подготовки, для любой специальности — учебной дисциплины «Правоведение» (по теме «Семейное право», не призванной на первый взгляд явно формировать профессиональные компетенции). Целеполаганием ролевой игры является: формирование и развитие правовой грамотности, как одной из составляющих познавательной компетенции у обучающихся в образовательных учреждениях высшего образования. По итогам анализа содержательной части представленного в статье материала авторы делают некоторые выводы.

В частности: во-первых, еще раз приведены доказательства использования в обучении всего методического инструментария концепции контекстного обучения (здесь — ролевая игра), во-вторых, вывод о необходимости моделировать обучение посредством квазипрофессиональной деятельности обучающихся по всему спектру учебных дисциплин, где это только представляется возможным, так как построенный на научной основе и опыте такой этап обучения с применением активных форм в подготовке и обучении значительно сокращает время и иные средства в переходе от знания и навыков к сознанию через практику (осознанию), что представляет собой убеждения, в-четвертых, еще раз подчеркивается значимость увеличения проведения занятий в виде ролевых игр, что благоприятно «подпирается, питается» таким управлением профессиональной мотивацией как активизация профессионального интереса и развитие учебно-профессиональных взаимодействий и межличностных отношений, в-пятых, с методологической точки зрения ролевая игра может рассматриваться как метод обучения, но с точки зрения правового статуса — ролевая игра, как метод, не имеет права так называться, так как ролевая игра в этом случае, обладающая всеми признаками объекта авторских прав (результат творческого труда и формализованное выражение в понятной форме), не станет объектом гражданских правоотношений, на который будут распространяться авторские права (часть 2 статьи 1255 ГК РФ) в силу норм, установленных частью 5 статьи 1259 ГК РФ.

Об авторах

Александр Михайлович Скрячев

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

Автор, ответственный за переписку.
Email: askrjachev@ya.ru
SPIN-код: 6393-9660

канд. юрид. наук, доцент, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Россия, Санкт-Петербург

Сергей Павлович Жданов

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Московский энергетический институт; Российский университет транспорта

Email: zhdanov120009@yandex.ru
SPIN-код: 5309-4333

канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры философии, политологии, социологии имени Г. С. Арефьевой, доцент базовой кафедры «Экономические и правовые экспертизы» Союза судебных экспертов «Экспертный совет», доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела»

Россия, Москва; Москва; Москва

Сергей Анатольевич Лаушкин

Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

Email: askrjachev@ya.ru
SPIN-код: 7841-6441

старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Буланов Ю. Ю. Значение концепции контекстного обучения А. А. Вербицкого для современного профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: //http://sclenceforum.ru > 2018/article/… (дата обращения: 25.10.2024).
  2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие. — М.: Высшая школа, — 1991. — С. 207.
  3. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. // М.: ИЦ ПКПС, — 2004.С. 84.
  4. Лымарев В. Н., Уварина Н. В. Теория профессиональной мотивации и ее прикладное значение в современной высшей школе // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 71–77.
  5. Модель ключевых компетенций руководителей и специалистов органов публичной власти: исследование и обоснование применения / О. Ю. Переверзина, А. В. Рожок, Л. Н. Татаринова, Е. Г. Чирковская / под общ. ред. И. Б. Шебураков — М., — 2023. — С. 8–9.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».