Об автоматизации и цифровизации процесса обучения в аспирантуре при подготовке кадров высшей квалификации: правовой аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Предметом исследования в настоящей статье выступают отношения в сфере образования в контексте автоматизации и цифровизации процесса обучения в аспирантуре при подготовке кадров высшей квалификации с позиции права на основе ряда российских нормативно-правовых актов, в числе которых Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Закон о науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, Постановление Правительства РФ о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре от 30 ноября 2021 г. № 2122, Постановление Правительства РФ о порядке присуждения ученых степеней от 24.09.2013 № 842, Указ Президента Российской Федерации о некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования от 12 мая 2023 г. № 343 и др.

Автор исходит из объективно-субъективной заданности мира, опираясь в исследовании на диалектику, как метод аргументации, форму и способ рефлексивного теоретического мышления, и частно-научные методы исследования (напр., сравнительно-правовой метод и др.), метод функционального анализа и т. д.

Научная новизна обусловлена целью исследования. Автор пришел к заключению, что:

  1. Диалектический подход к обучению в аспирантуре, основанный на современном информационно-техническом обеспечении является моральным, этическим и педагогически обоснованным.
  2. Для реализации указанного диалектического подхода обучения в аспирантуре требуется разработать с использованием алгоритмов искусственного интеллекта проект федеральной Диаграммы Ганта по всем видам работ в аспирантуре — с его обсуждением в среде научной общественности, Министерстве образования и науки РФ, Российской академии наук и Высшей аттестационной комиссии для внесения в него (проект) изменений и дополнений.

3. В соответствии с установленным порядком внести, на основании принятого за основу проекта (п. 2), изменения и дополнения в рассмотренные в настоящей статье законодательные и иные акты в сфере подготовки кадров высшей квалификации.

Об авторах

Ксения Михайловна Беликова

ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»

Автор, ответственный за переписку.
Email: KMBelikova@msal.ru
ORCID iD: 0000-0001-8068-1616
SPIN-код: 2541-3498

д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права

Россия, Москва

Список литературы

  1. Беликова К. М. Проблема правовой оценки содержания научных и образовательных текстов с позиции роли и места автора в генеративном контенте нейросетей // Право и политика. 2024. № 1. С. 1–22. doi: 10.7256/2454-0706.2024.1.69692. EDN: LRKPFL. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69692 (дата обращения: 30.06.2024).
  2. Беликова К. М. Нужен ли России фиксированный процент оригинальности и сама оригинальность научных работ: размышления юриста. // Юридические исследования. 2023. № 3. С. 62–104. doi: 10.25136/2409-7136.2023.3.40421. EDN: MGAHSR. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40421 (дата обращения: 06.12.2023).
  3. Беликова К. М., Диас Мартинс Р., Казанба Е. Т. Международное сотрудничество в преодолении цифрового неравенства: правовые основы, барьеры и параметры развития. // Journal of Digital Technologies and Law, 2024. — № 2(4). — С. 1003–1030. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.47 URL: https://www.lawjournal.digital/jour/article/view/490/206 (дата обращения: 31.12.2024).
  4. Chard R., Pruyne J., McKee K. et. al. Globus automation services: Research process automation across the space-time continuum // Future Generation Computer Systems. 2023. No. 142. Pp. 393–409. https://doi.org/10.1016/j.future.2023.01.010.
  5. Bernabei M., Costantino F. Adaptive automation: Status of research and future challenges. //Robotics and Computer-Integrated Manufacturing. 2024. No. 88. Pp. 102724. https://doi.org/10.1016/j.rcim.2024.102724.
  6. Feinauer S., Schuller L., Groh I., et al. The potential of gamification for user education in partial and conditional driving automation: A driving simulator study. // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2022. No. 90. Pp. 252–268. https://doi.org/10.1016/j.trf.2022.08.009.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Диаграмма Ганта – планирование подготовки текста диссертации (до этапа защиты) и публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, общий вид. Источник: Подготовлена автором статьи в 2022 г.

Скачать (436KB)
3. Рис. 2. Диаграмма Ганта — планирование подготовки текста публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации. Источник: Подготовлена автором статьи в 2022 г. для использования в работе над статьями, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, является частью более общей Диаграммы с рис. 1.

Скачать (324KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».