Об автоматизации и цифровизации процесса обучения в аспирантуре при подготовке кадров высшей квалификации: правовой аспект
- Авторы: Беликова К.М.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
- Выпуск: Том 18, № 1 (2025)
- Страницы: 62-73
- Раздел: Частно-правовые (цивилистические) науки
- URL: https://ogarev-online.ru/2072-3164/article/view/288810
- DOI: https://doi.org/10.33693/2072-3164-2025-18-1-62-73
- EDN: https://elibrary.ru/SVMZOI
- ID: 288810
Цитировать
Аннотация
Предметом исследования в настоящей статье выступают отношения в сфере образования в контексте автоматизации и цифровизации процесса обучения в аспирантуре при подготовке кадров высшей квалификации с позиции права на основе ряда российских нормативно-правовых актов, в числе которых Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Закон о науке и государственной научно-технической политике от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, Постановление Правительства РФ о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре от 30 ноября 2021 г. № 2122, Постановление Правительства РФ о порядке присуждения ученых степеней от 24.09.2013 № 842, Указ Президента Российской Федерации о некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования от 12 мая 2023 г. № 343 и др.
Автор исходит из объективно-субъективной заданности мира, опираясь в исследовании на диалектику, как метод аргументации, форму и способ рефлексивного теоретического мышления, и частно-научные методы исследования (напр., сравнительно-правовой метод и др.), метод функционального анализа и т. д.
Научная новизна обусловлена целью исследования. Автор пришел к заключению, что:
- Диалектический подход к обучению в аспирантуре, основанный на современном информационно-техническом обеспечении является моральным, этическим и педагогически обоснованным.
- Для реализации указанного диалектического подхода обучения в аспирантуре требуется разработать с использованием алгоритмов искусственного интеллекта проект федеральной Диаграммы Ганта по всем видам работ в аспирантуре — с его обсуждением в среде научной общественности, Министерстве образования и науки РФ, Российской академии наук и Высшей аттестационной комиссии для внесения в него (проект) изменений и дополнений.
3. В соответствии с установленным порядком внести, на основании принятого за основу проекта (п. 2), изменения и дополнения в рассмотренные в настоящей статье законодательные и иные акты в сфере подготовки кадров высшей квалификации.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ксения Михайловна Беликова
ФГАОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Автор, ответственный за переписку.
Email: KMBelikova@msal.ru
ORCID iD: 0000-0001-8068-1616
SPIN-код: 2541-3498
д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права
Россия, МоскваСписок литературы
- Беликова К. М. Проблема правовой оценки содержания научных и образовательных текстов с позиции роли и места автора в генеративном контенте нейросетей // Право и политика. 2024. № 1. С. 1–22. doi: 10.7256/2454-0706.2024.1.69692. EDN: LRKPFL. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=69692 (дата обращения: 30.06.2024).
- Беликова К. М. Нужен ли России фиксированный процент оригинальности и сама оригинальность научных работ: размышления юриста. // Юридические исследования. 2023. № 3. С. 62–104. doi: 10.25136/2409-7136.2023.3.40421. EDN: MGAHSR. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40421 (дата обращения: 06.12.2023).
- Беликова К. М., Диас Мартинс Р., Казанба Е. Т. Международное сотрудничество в преодолении цифрового неравенства: правовые основы, барьеры и параметры развития. // Journal of Digital Technologies and Law, 2024. — № 2(4). — С. 1003–1030. https://doi.org/10.21202/jdtl.2024.47 URL: https://www.lawjournal.digital/jour/article/view/490/206 (дата обращения: 31.12.2024).
- Chard R., Pruyne J., McKee K. et. al. Globus automation services: Research process automation across the space-time continuum // Future Generation Computer Systems. 2023. No. 142. Pp. 393–409. https://doi.org/10.1016/j.future.2023.01.010.
- Bernabei M., Costantino F. Adaptive automation: Status of research and future challenges. //Robotics and Computer-Integrated Manufacturing. 2024. No. 88. Pp. 102724. https://doi.org/10.1016/j.rcim.2024.102724.
- Feinauer S., Schuller L., Groh I., et al. The potential of gamification for user education in partial and conditional driving automation: A driving simulator study. // Transportation Research Part F: Traffic Psychology and Behaviour. 2022. No. 90. Pp. 252–268. https://doi.org/10.1016/j.trf.2022.08.009.
Дополнительные файлы
