Конституционно-правовой статус парламентского омбудсмана по контролю за администрацией в Норвегии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования: В конституционно-правовом механизме многих современных государств существует должность парламентского омбудсмана, призванная выполнять две основные функции: осуществлять контроль за законностью деятельности администрации и рассматривать жалобы граждан о нарушении их прав и свобод. В Норвегии должность парламентского омбудсмана по делам администрации (гражданского омбудсмана) была учреждена в 1962 году, десять лет спустя введения поста военного омбудсмана. В настоящей статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса норвежского парламентского гражданского омбудсмана, порядок назначения его на должность, анализируются функции и полномочия, порядок рассмотрения поступающих жалоб. Отдельное внимание авторы уделяют такому аспекту статуса этого должностного лица, как функционирование в качестве национального превентивного механизма. Статья написана на основании анализа положений нового Закона о парламентском омбудсмане по контролю за администрацией от 18 июня 2021 г., внесшего ряд изменений в статус и порядок осуществления гражданским омбудсманом своих полномочий. Выводы: Новый закон вносит изменения в название должности. Теперь эта должность официально именуется парламентский омбудсман по контролю за администрацией. Появившееся слово «контроль» в названии должности подчеркивает усиление охранительной функции в деятельности норвежского гражданского омбудсмана, а также расширение его полномочий по надзору за законностью деятельности публичных органов и должностных лиц. Действующее законодательство одновременно рассматривает парламентского гражданского омбудсмана как национальный превентивный механизм, правомочный издавать рекомендации с целью улучшения обращения и условий содержания лиц, лишенных свободы, а также с целью предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказаний. Несмотря на довольно широкие полномочия норвежского парламентского омбудсмана, у него, в отличие от парламентских омбудсманов некоторых других стран, отсутствует законодательно закрепленное право инициировать изменения в действующее законодательство по восполнению обнаруженных пробелов или по его совершенствованию на предмет более полного регулирования механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина. Анализ статистических данных свидетельствует о тенденции роста количества обращений к парламентскому гражданскому омбудсману в последние годы. Данный факт обусловлен не только увеличением случаев злоупотреблений и нарушений властными органами и должностными лицами прав человека в период пандемии COVID-19, но и в целом повышением доверия со стороны рядовых граждан к этому внутригосударственному механизму защиты основных прав человека. Принятие нового закона свидетельствует также о стремлении норвежского законодателя к совершенствованию модели парламентского гражданского омбудсмана с целью обеспечения наибольшей эффективности его деятельности.

Об авторах

Инна Александровна Ракитская

МГИМО МИД России

Email: inna_rakitskaya@hotmail.com
канд. юрид. наук, доцент, кафедра конституционного права. Москва, Россия

Евгений Яковлевич Павлов

МГИМО МИД России

Email: 7434645@gmail.com
д-р юрид. наук, профессор, кафедра конституционного права Москва, Россия

Список литературы

  1. Волков Д.Н. Сравнительный анализ института омбудсмана в мире // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 2. С. 111-114.
  2. Исаев М.А. Государственный строй Норвегии. - М.: МГИМО, 1999.
  3. Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. Монография. - М.: Городец, 2004.
  4. Конституционно-правовые основы статуса личности в зарубежных странах : учебное пособие / под ред. Е.А.Кремянской. - Москва : МГИМО-Университет, 2019.
  5. Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм: теория и практика. - М.: РГГУ, 2001.
  6. Грудинин Н.С. Конституционные основы деятельности омбудсмана в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 4 (42). С. 182-188.
  7. Aall J. Rettsstat og menneskerettigheter. - Bergen: Fgbokforlaget, 2022.
  8. Andenæs J., Fliflet A. Statsforfatningen i Norge. 10 utgave. - Oslo: Universitetsforlag, 2006.
  9. Andenæs J. Ombudsmannsinstitusjonen 25 år // Lov og rett. - 1988. - Vol. 27 - Iss. 9. Pp. 519-527.
  10. Berggrav D. Slik styres Norge. - Oslo: Schibsted, 1994.
  11. Helset P., Stordrange B. Norsk statforfatningsrett. - Oslo: Ad Notam, 1998.
  12. Nergelius J. Svensk statsrätt. - Narayana Press, 2006. Р. 256.
  13. Sandene E. Sivilombudsmannen og forvaltningssk-jønnet. Lov og frihet. Festskrift til Johns. Andenæs. - Oslo, 1982.
  14. Thorarensen B. Mechanism for Parliamentary Control of the Executive / The Nordic Constitutions. A Comparative and Contextual Study / Ed. by Helle Krunke, Bjorn Thorarensen. - Oxford, London, New York, Sydney: Hart, 2018. Pp. 67-105.
  15. Thune S. The Norwegian Ombudsmen for Civil and Military Affairs // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1968. - Vol. 377: The Ombudsman or Citizen's Defender: A Modern Institution (May, 1968). P. 41.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».