Реформа народного образования 1984 г. в СССР: региональный аспект (на материалах Пензенской области)
- Авторы: Повалихин В.В.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: № 2 (2025)
- Страницы: 151-162
- Раздел: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/2072-3024/article/view/306834
- DOI: https://doi.org/10.21685/2072-3024-2025-2-12
- ID: 306834
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность и цели. В современной отечественной историографии кризис и распад государственности на рубеже 1980–1990-х гг. рассматриваются как катастрофические результаты социокультурной трансформации СССР. В этом кон тексте актуальность работы обусловлена необходимостью научного анализа реформ в сфере образования как одного из важнейших ресурсов адаптации советского обще ства к вызовам времени, отражавшего при этом специфику социокультурного пере хода. Обращение к региональным аспектам определяется низкой степенью изученности образовательной реформы 1984 г. на материалах Пензенской области. Целью данной работы является анализ реформы системы образования 1984 г. в Пензенской области. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе исторических источников, выявленных в фондах Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Пензенской области, а также идеологических материалов и нормативно-правовых актов. При решении исследовательских задач применялись методы системного анализа исторических процессов, а также компаративного изу чения исторических источников различной видовой принадлежности. Результаты. В ходе исследования были рассмотрены общие принципы, цели и задачи реформы 1984 г., результаты реализации этой реформы по различным направлениям в Пензен ской области в период с 1984 по 1987 г. Выявлены основные достижения и проблемы при реализации мероприятий на уровне городов, районов и всей области. Рассмотрена динамика деятельности местных органов власти по различным направлениям ре формирования системы народного образования. Выводы. Необходимость реформирования системы образования в СССР была обусловлена замедлением социально экономического развития страны, падением качества знаний и профессиональных навыков у выпускников системы народного образования. В качестве приоритетных задач реализации реформ были выделены: совершенствование структуры и содержа ния школьного образования, развитие трудового обучения и воспитания, повышение статуса и роли педагога в обществе. При определенных успехах в реализации реформы стоит признать, что ни одна из поставленных задач не была решена окончательно. А начавшиеся в СССР процессы демократизации вызвали к жизни радикальную перестройку структуры и содержания образования, образовательной политики в целом.
Об авторах
Владислав Викторович Повалихин
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: povalihin2010@mail.ru
соискатель кафедры истории России и методики преподавания истории
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)Список литературы
- Алмаев Р. З. Советское школьное образование в историографических дискуссиях постсоветского периода // Преподаватель XXI век. 2022. № 2, ч. 2. С. 279–287.
- Капранова В. А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт : монография. Минск : БГПУ, 2007. 162 с.
- Овчинников А. В. Реформа школы 1984 года: предпосылки и ожидания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 4. С. 3–11.
- Овчинников А. В. О реформе советской школы 1984 г. // Пространство и Время. 2014. № 4 (18). С. 190–194.
- Григорьева Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в СССР: противоречия реформы 1984–1988 гг. // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-sssr-protivorechiya-reformy-1984-1988-godov (дата обращения: 10.10.2024).
- Булдаков В. Е. Предпосылки возникновения демократических процессов в совет-ском образовании в середине 80-х гг. XX в. // Ярославский педагогический вест-ник. 2012. № 1. С. 47–51.
- Зорькина Л. А., Кретинин Г. В. Организация реформы школьного образования 1984 г. в Калининградской области // Перспективы науки. 2018. № 8. С. 125–134.
- Иванов А. М., Аксенова Е. К., Зиновьев И. В. Реформирование советской системы школьного образования 1984–1986 гг. (на примере материалов Смоленской обла-сти) // Modernscience. 2020. № 4-2. С. 144–149.
- Аксенова Л. Н. Преобразование в системе школьного образования в 1980-е гг. (на примере Республики Алтай) // Преподаватель года 2022 : сб. ст. Междунар. профессионально-исследовательского конкурса : в 2 ч. (г. Петрозаводск, 22 мая 2022 г.). Петрозаводск : Новая Наука, 2022. Ч. 1. С. 315–322.
- Макеева Е. А. Школа в идеологической деятельности властей: середина 1960-х – середина 1980-х (на примере Пензенской области) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Пенза, 2007. 24 с.
- Ефремов В. Ф. История ГОРОНО в лицах (Из истории городского отдела народного образования). Пенза : Пенздомстройбыт, 2005. 173 с.
- Ефремов В. Ф. У руля образования / под ред. Т. А. Чернецовой. Пенза : Пенз. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2000. 144 с.
- Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сб. док. : в 16 т. Т. 15 : в 2 ч. Ч. 1. 1983 г. – май 1984 г. М. : Политиздат, 1985. 542 с.
- Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. П-148. Оп. 1. Д. 6730.
- ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 6779.
- ГАПО. Ф. Р-2038. Оп. 1. Д. 7490.
- Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-374. Оп. 39. Д. 8132.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4301.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4340.
- ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1 Д. 6742.
- ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 1041.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4184.
- ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4240.
- Горбачев М. С. Избранные речи и статьи : в 7 т. М. : Политиздат, 1987. Т. 3. 511 с.
- ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1 Д. 7143.
- Горбачев М. С. Избранные речи и статьи : в 7 т. М. : Политиздат, 1989. Т. 6. 606 с.
- ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1 Д. 7114.
Дополнительные файлы
