Реформа народного образования 1984 г. в СССР: региональный аспект (на материалах Пензенской области)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. В современной отечественной историографии кризис и распад государственности на рубеже 1980–1990-х гг. рассматриваются как катастрофические результаты социокультурной трансформации СССР. В этом кон тексте актуальность работы обусловлена необходимостью научного анализа реформ в сфере образования как одного из важнейших ресурсов адаптации советского обще ства к вызовам времени, отражавшего при этом специфику социокультурного пере хода. Обращение к региональным аспектам определяется низкой степенью изученности образовательной реформы 1984 г. на материалах Пензенской области. Целью данной работы является анализ реформы системы образования 1984 г. в Пензенской области. Материалы и методы. Исследование выполнено на основе исторических источников, выявленных в фондах Государственного архива Российской Федерации, Государственного архива Пензенской области, а также идеологических материалов и нормативно-правовых актов. При решении исследовательских задач применялись методы системного анализа исторических процессов, а также компаративного изу чения исторических источников различной видовой принадлежности. Результаты. В ходе исследования были рассмотрены общие принципы, цели и задачи реформы 1984 г., результаты реализации этой реформы по различным направлениям в Пензен ской области в период с 1984 по 1987 г. Выявлены основные достижения и проблемы при реализации мероприятий на уровне городов, районов и всей области. Рассмотрена динамика деятельности местных органов власти по различным направлениям ре формирования системы народного образования. Выводы. Необходимость реформирования системы образования в СССР была обусловлена замедлением социально экономического развития страны, падением качества знаний и профессиональных навыков у выпускников системы народного образования. В качестве приоритетных задач реализации реформ были выделены: совершенствование структуры и содержа ния школьного образования, развитие трудового обучения и воспитания, повышение статуса и роли педагога в обществе. При определенных успехах в реализации реформы стоит признать, что ни одна из поставленных задач не была решена окончательно. А начавшиеся в СССР процессы демократизации вызвали к жизни радикальную перестройку структуры и содержания образования, образовательной политики в целом.

Об авторах

Владислав Викторович Повалихин

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: povalihin2010@mail.ru

соискатель кафедры истории России и методики преподавания истории

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Список литературы

  1. Алмаев Р. З. Советское школьное образование в историографических дискуссиях постсоветского периода // Преподаватель XXI век. 2022. № 2, ч. 2. С. 279–287.
  2. Капранова В. А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт : монография. Минск : БГПУ, 2007. 162 с.
  3. Овчинников А. В. Реформа школы 1984 года: предпосылки и ожидания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 4. С. 3–11.
  4. Овчинников А. В. О реформе советской школы 1984 г. // Пространство и Время. 2014. № 4 (18). С. 190–194.
  5. Григорьева Н. А. Государственная политика в области гражданского образования в СССР: противоречия реформы 1984–1988 гг. // Промышленность: экономика, управление, технологии. 2008. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-grazhdanskogo-obrazovaniya-v-sssr-protivorechiya-reformy-1984-1988-godov (дата обращения: 10.10.2024).
  6. Булдаков В. Е. Предпосылки возникновения демократических процессов в совет-ском образовании в середине 80-х гг. XX в. // Ярославский педагогический вест-ник. 2012. № 1. С. 47–51.
  7. Зорькина Л. А., Кретинин Г. В. Организация реформы школьного образования 1984 г. в Калининградской области // Перспективы науки. 2018. № 8. С. 125–134.
  8. Иванов А. М., Аксенова Е. К., Зиновьев И. В. Реформирование советской системы школьного образования 1984–1986 гг. (на примере материалов Смоленской обла-сти) // Modernscience. 2020. № 4-2. С. 144–149.
  9. Аксенова Л. Н. Преобразование в системе школьного образования в 1980-е гг. (на примере Республики Алтай) // Преподаватель года 2022 : сб. ст. Междунар. профессионально-исследовательского конкурса : в 2 ч. (г. Петрозаводск, 22 мая 2022 г.). Петрозаводск : Новая Наука, 2022. Ч. 1. С. 315–322.
  10. Макеева Е. А. Школа в идеологической деятельности властей: середина 1960-х – середина 1980-х (на примере Пензенской области) : автореф. дис. … канд. ист. наук. Пенза, 2007. 24 с.
  11. Ефремов В. Ф. История ГОРОНО в лицах (Из истории городского отдела народного образования). Пенза : Пенздомстройбыт, 2005. 173 с.
  12. Ефремов В. Ф. У руля образования / под ред. Т. А. Чернецовой. Пенза : Пенз. обл. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2000. 144 с.
  13. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам : сб. док. : в 16 т. Т. 15 : в 2 ч. Ч. 1. 1983 г. – май 1984 г. М. : Политиздат, 1985. 542 с.
  14. Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. П-148. Оп. 1. Д. 6730.
  15. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1. Д. 6779.
  16. ГАПО. Ф. Р-2038. Оп. 1. Д. 7490.
  17. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-374. Оп. 39. Д. 8132.
  18. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4301.
  19. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4340.
  20. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1 Д. 6742.
  21. ГАРФ. Ф. Р-9606. Оп. 1. Д. 1041.
  22. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4184.
  23. ГАПО. Ф. Р-1381. Оп. 1. Д. 4240.
  24. Горбачев М. С. Избранные речи и статьи : в 7 т. М. : Политиздат, 1987. Т. 3. 511 с.
  25. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1 Д. 7143.
  26. Горбачев М. С. Избранные речи и статьи : в 7 т. М. : Политиздат, 1989. Т. 6. 606 с.
  27. ГАПО. Ф. П-148. Оп. 1 Д. 7114.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».