Благотворительная инициатива и формирование образовательной среды в России во второй половине XIX – начале XX в. (на материалах Пензенской губернии)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность и цели. Россия эпохи поздней империи уверенно продвигалась по пути ускоренной модернизации, что сказалось на формировании новых паттернов социального поведения, в первую очередь в благотворительной деятельности. Одной из сфер проявления гражданской активности стало просвещение, так как низкий уровень грамотности оставался одним из главных факторов, сдерживавших социально-экономическое развитие. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения опыта реализации благотворительных инициатив в системе народного образования. Целью исследования является анализ благотворительной деятельности как фактора развития образовательной среды Пензенской губернии во второй половине XIX – начале XX в. Материалы и методы. Источниковую базу исследования составляют комплексы документальных свидетельств, представленные в Государственном архиве Пензенской области, а также материалы местной губернской периодической печати и опубликованные отчеты общественных объединений. Методологической основой по изучению различных форм общественного участия в благотворительных делах послужил комплекс методов исследования истории повседневности и локальной истории. Результаты. Исследование данной проблема-тики способствует реактуализации опыта эффективных практик взаимодействия власти и общества с целью оптимального осуществления социальной политики. В ходе проведенного анализа выявлены различные формы общественного участия в формировании образовательного пространства губернии. Отмечается роль органов местного самоуправления, раскрывается содержание индивидуальных и общественных инициатив. Выводы. Участие отдельных граждан и общественных объединений в деле поддержки и вспомоществования народному образованию с самого начала ре-форм приветствовалось региональной властью как способ снятия социального напряжения. Благотворительность стала одной из областей свободы, где могли быть реализованы самые смелые начинания, и одновременно школой «гражданского взросления» провинции. Земские учреждения оказывали поддержку студентам высших учебных заведений, а также учащимся гимназий. Помощь обучающимся посту-пала и от различных общественных объединений. За счет частных благотворительных инициатив создавались новые учебные заведения. В этой сфере исподволь формировались новые паттерны социального поведения, обеспечивавшие усвоение ценностей новой эпохи.

Об авторах

Наталия Андреевна Коблова

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nata_koblova@mail.ru

соискатель, ассистент кафедры истории России и методики  преподавания истории

(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

Список литературы

  1. Максимов Е. Д. Историко-статистический очерк благотворительности и обще-ственного призрения в России. СПб., 1894. 277 с.
  2. Lindenmeyer A. Public Life, Private Virtues: Women in Russian Charity, 1762–1914 // Sings: Journal of Women in Culture and Society. 1993. Vol. 18, № 3. P. 562–591.
  3. Соколов А. Р., Зимин И. В. Благотворительность царской семьи. XIX – начало XX вв. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М. : Центрполи-граф, 2015. 604 с.
  4. Радченко В. А. Благотворительность как средство развития отечественного обра-зования в середине XIX – начале ХХ вв. : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. Вла-дикавказ, 2015. 197 с.
  5. Алексеева М. Н. Становление и развитие благотворительной деятельности в сфе-ре народного образования в Симбирской губернии (вторая половина XIX – нача-ло XX вв.) : дис. … канд. пед. наук : 5.8.1. Саранск, 2023. 206 с.
  6. Быков А. А. К вопросу о благотворительности в сфере образования в Западной Сибири (ХIХ – начало ХХ века) // Известия Томского политехнического универ-ситета. 2007. № 3. С. 175–178.
  7. Соколова Л. Ю., Широкова М. П. О благотворительности в сфере начального и среднего профессионального образования в Томской губернии во второй поло-вине XIX – начале XX веков // Вестник Томского государственного педагогиче-ского университета. 2000. № 5 (21). С. 104–108.
  8. Тригуб Г. Я. Общественная и частная благотворительность в городах Забайкалья в сфере народного образования (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Ойку-мена. Регионоведческие исследования. 2009. № 2 (9). С. 83–92.
  9. Гошуляк Л. Д. Влияние просветительства и благотворительности на развитие си-стемы общего образования Пензенской губернии второй половины XIX – начала XX вв. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 739–741.
  10. Доклад Пензенской губернской земской управы об участии Пензенского губерн-ского земства в развитии народного образования в 1901 году. Пенза : Первая типо-литография Н. Н. Молочникова, 1901. 72 с.
  11. Пензенская губернская земская управа. Доклады Пензенской губернской земской управы по народному образованию Пензенскому губернскому земскому собра-нию очередной сессии 1913 года. Пенза : Типография братьев Соломоновых, 1913. 110 с.
  12. Двадцатипятилетняя деятельность земских учреждений Пензенской губернии, 1865–1889 годы. Пенза : Типо-лит. В. Н. Умнова, 1894. 394 с.
  13. Систематический сборник постановлений Пензенского губернского земского со-брания 1865–1911 гг. Пенза : Пенз. губ. земство, 1913–1914. 652 с.
  14. Государственный архив Пензенской области. Ф. 81. Оп. 1. Д. 1242.
  15. Пензенское губернское общество взаимного вспомоществования учащим и учив-шим в народных училищах им. А. С. Пушкина. Отчет Общества имени А.С. Пуш-кина взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Пензенской губернии за 1909–1912 гг. Пенза : Типография «Братьев Соломоно-вых», 1912. 46 с.
  16. Устав общества вспомоществования бедным ученицам пензенских женских гим-назии и прогимназии : утв. 21 мая 1877 г. Пенза : Тип. губ. правления, 1877. 7 с.
  17. Журнал учеников Пензенской 2-й Гимназии. Пенза : Тип. Попова и Соломонова, 1906. № 1-2. Отдел IV-III. С. 1–15.
  18. Отчет по деятельности Родительского Общества вспомоществования нуждаю-щимся ученицам 1-й частной женской гимназии в г. Пензе, учрежденной Е. А. Сер-добольской, за 1909–1910 отчетный год. Пенза : Паровая типо-лит. Е.М. Грушец-кой, 1910. 8 с.
  19. Пензенские губернские ведомости (ПГВ). 1890. № 183.
  20. ПГВ. 1890. № 191.
  21. ПГВ. 1890. № 185.
  22. ПГВ. 1890. № 186.
  23. Тюстин А. В., Шишкин И. С. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие : в 3 т. Т. 2 (М–Т). М. : Локус Станди, 2012. 216 с.
  24. Отчет о деятельности состоящего под августейшим покровительством государы-ни императрицы Марии Федоровны Общества поощрения трудолюбия в г. Пензе за 1909 год. Пенза : Тип. И. В. Савохина, 1910. 30 с.
  25. ПГВ. 1890. № 187.
  26. ПГВ. 1877. № 13.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».