Исследование методик установления потребительских бюджетов как инструмента государственной и корпоративной социальной политики
- Авторы: Разумов А.А.1, Сковпень В.А.1, Старокожева В.П.1
-
Учреждения:
- Всероссийский научно-исследовательский институт труда
- Выпуск: Том 20, № 2 (2024): РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ТРУДА: ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 20-х ГОДОВ XXI СТОЛЕТИЯ
- Страницы: 258-270
- Раздел: Экономические исследования
- Статья получена: 22.05.2025
- Статья одобрена: 22.05.2025
- Статья опубликована: 15.06.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/1999-9836/article/view/293044
- DOI: https://doi.org/10.52180/1999-9836_2024_20_2_9_258_270
- EDN: https://elibrary.ru/QVIGIN
- ID: 293044
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье проведён сравнительный анализ различных методических подходов по разработке минимального (восстановительного) потребительского бюджета. Рассмотрены 10 как современных, так и ранее действовавших отечественных методик, разработанных в разные годы учеными Всероссийского центра уровня жизни, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института экономики РАН, Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России и других организаций. Особое внимание уделено вопросу установления минимального (восстановительного) потребительского бюджета, отражающего потребности работников, для его использования при формировании и реализации социальной политики в России. Методологической основой исследования выступил контент-анализ научной литературы по затрагиваемой проблеме, в результате которого рассмотрены теоретические положения системы потребительских бюджетов, сформулировано авторское определение потребительского бюджета, а также выбраны, сгруппированы и систематизированы соответствующие методики. Выявлены положительные аспекты изученных методик (такие, как применение нормативного метода для всех составляющих бюджета, расширенный набор непродовольственных товаров и услуг, наличие сбережений, учёт семейной нагрузки и др.), которые необходимо принимать во внимание при совершенствовании минимального (восстановительного) потребительского бюджета. Показана зависимость расходных статей потребительских бюджетов (продукты питания, непродовольственные товары, услуги) и соответствующих потребительских корзин от группы физической активности и природно-климатических условий. Материалы исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти, предприятиями для оценки стоимости жизни в регионах, в том числе в целях установления районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения, а также для совершенствования региональных программ по борьбе с бедностью.
Полный текст
Введение. Постановка задачи
Проблема количественной оценки потребностей населения в товарах и услугах при определении стоимости жизни1 по регионам сначала в СССР, а затем в России в целях установления уровня и соотношений в оплате труда имеет длительную историю. Так, ещё в 1920-х гг. прожиточный минимум и затем бюджетный набор, на основании которого исчислялся индекс стоимости жизни, применялись при построении тарифных поясов. [1, с. 43-44, 52] Позднее, в 1956-1964 гг. региональные различия в стоимости жизни, определённые на основе бюджета минимума материальной обеспеченности (рассчитанного для мужчины в активном трудовом возрасте 18-39 лет, занятого трудом средней тяжести), учитывались при расчёте районных коэффициентов к заработной плате. [2]
Данная проблема не теряет своей актуальности и сегодня. До сих пор не принят единый нормативный правовой акт, определяющий размеры районных коэффициентов к заработной плате работающих в неблагоприятных природно-климатических условиях, а действует значительное количество правовых актов СССР и РСФСР, устанавливающих районные коэффициенты для работников отдельных краёв, областей, а иногда и предприятий. При этом Минтрудом России при участии ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в течение ряда лет ведётся работа по их инкорпорации в законодательство РФ2 [3] (например, в 2021 г. Институтом в рамках соответствующей темы государственного задания были проанализированы более 500 профильных нормативных правовых актов, часть из которых в последующем была отменена приказами Минтруда России).
Потребности населения, проживающего в различных по природно-климатическим условиям регионах, объективно отличаются. Это относится как к продуктам питания, так и к отдельным товарам и услугам, что должно находить отражение в потребительских бюджетах. Объектом исследования выступают потребительские бюджеты. Предмет исследования – методики разработки потребительских бюджетов в СССР и в России. Целью исследования является сравнительный анализ различных методических подходов по разработке минимального (восстановительного) потребительского бюджета для его использования при формировании и реализации социальной политики в России. Для достижения цели в рамках исследования были решены следующие задачи: проведён анализ научных публикаций по теме исследования, на основе которого сформулировано авторское определение потребительского бюджета; выбраны, сгруппированы и проанализированы методики исчисления потребительских бюджетов, в результате чего выявлены положительные аспекты изученных методик, которые необходимо принимать во внимание при совершенствовании минимального (восстановительного) потребительского бюджета, и показана зависимость расходных статьей рассматриваемых потребительских бюджетов от группы физической активности и природно-климатических условий.
С учётом изложенного в настоящем исследовании выдвигается гипотеза о целесообразности на основе сравнительного исследования доступных потребительских бюджетов отражения в минимальном (восстановительном) потребительском бюджете3 различий в стоимости жизни по регионам России, которые могут быть учтены при расчёте районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения.
Совершенствование системы районного регулирования заработной платы и других доходов населения как направление социальной политики призвано способствовать решению одной из ключевых задач, ориентированных на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г.: «увеличение реальных доходов граждан», как это указано в Перечне поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, утверждённом Президентом Российской Федерации 18 февраля 2024 г.4
Краткий анализ научных публикаций по рассматриваемой теме
Для достижения цели исследования было проанализировано существенное количество научных публикаций и разработок по рассматриваемой теме, в числе основных из которых необходимо отметить следующие:
- учеными Всероссийского центра уровня жизни (далее – ВЦУЖ) разработаны потребительские бюджеты различного уровня достатка. [6-8] Бобковым В.Н., Гулюгиной А.А., Одинцовой Е.В. обоснована нормативная социально приемлемая потребительская корзина, которая, как отмечают авторы, может стать основой разработки минимального потребительского бюджета. [9, 10] Данные исследования продолжались в Институте социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (далее – ИСЭПН ФНИСЦ РАН), а в настоящее время – Институте экономики Российской академии наук (далее – ИЭ РАН) [11-13];
- учеными ВЦУЖ разработан отраслевой социальный стандарт оплаты труда для работников горно-металлургического комплекса и других отраслей [14-16];
- в ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (далее – ВНИИ труда) разработан минимальный (восстановительный) потребительский бюджет квалифицированных рабочих организаций нефтегазового комплекса5;
- проблема разработки потребительской корзины и её связь с минимальным размером оплаты труда исследована в статье Широковой Л.Н. и Сковпень В.А. [17];
- исторический опыт разработки и применения потребительских бюджетов в Советской России и СССР изучены Разумовым А.А. и Сковпень В.А. [18];
- региональный аспект разработки социально приемлемого потребительского бюджета на примере арктических регионов исследовала Зленко Е.Г. [19];
- в Институте экономики РАН коллективом авторов под руководством Л.С. Ржаницыной подготовлен стандарт экономической устойчивости семей с детьми. [20]
В зарубежной практике также существуют различные форматы потребительских бюджетов. Так, в качестве примеров приведём стандарт минимального уровня дохода для гражданина Великобритании (a minimum income standard for Britain – MIS) [21, 22], минимальный необходимый уровень жизни в Ирландии (the minimum essential standard of living) [23], стандарт самообеспеченности семей США (the Self-Sufficiency Standard) [24]. Имеются и расчёты, особо выделяющие региональный аспект, например, стандарт минимального уровня дохода для жителей отдаленных сельских территорий Шотландии (a minimum income standard for remote rural Scotland) [25], минимальный уровень дохода для четырех крупнейших городов Мексики (minimum income standard for four of Mexico’s largest cities, который разработан на основе MIS). [26]
Следует отметить, что зарубежные авторы также указывают на «ценность исследований эталонных бюджетов» для целей «разработки национальной, региональной и глобальной социальной политики» [27, с. 333].
Сформулируем авторское определение потребительского бюджета. Это комплексный (синтетический) инструмент, характеризующий одну из важнейших составляющих уровня жизни населения, который балансирует доходы и расходы домохозяйств и позволяет определить набор потребностей, необходимых для их жизнедеятельности, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, а также размер дохода, требуемый для удовлетворения этих потребностей. Принципы разработки потребительских бюджетов на международном уровне сформулированы в Конвенциях МОТ о социальной политике № 117 (пункт 2 статьи 5) и № 82 (пункт 2 статьи 9), в которых указано, что необходимо принимать во внимание потребности семей работников в питании и его пищевой ценности, жилище, одежде, медицинском обслуживании и образовании, а в Конвенции МОТ об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран № 131 (статья 3) предусмотрено, что при определении уровня минимальной заработной платы должны («насколько это возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями») учитываться потребности работников и их семей, принимая во внимание в том числе стоимость жизни.6
Как известно из зарубежной и российской практики, потребительские бюджеты исчисляются разными методами – нормативным, нормативно-статистическим, статистическим, социологическим и др. Преимущества и недостатки этих методов приведены в ряде публикаций. [9, 28-31]
Наиболее часто потребительские бюджеты исчисляются нормативным методом на основе наборов товаров и услуг, норм и нормативов их потребления (в ряде случаев за исключением отдельных статей, рассчитываемых статистически в процентах от определённых видов расходов). Применение статистического метода (полностью для всего бюджета или только для отдельных его составляющих) не позволяет на научной основе выявить различия в потребностях работников, что крайне важно для учёта региональных различий в стоимости жизни. По нашему мнению, для цели исследования предпочтительным является нормативный метод построения минимального (восстановительного) потребительского бюджета, и методики, его применяющие, можно отнести к лучшим практикам.
В научном сообществе до настоящего времени нет единства мнений относительно терминологии, касающейся потребительских бюджетов. В частности, применяются такие термины, как: социально приемлемый, минимальный, восстановительный, рациональный потребительский и некоторые другие бюджеты.[32-37] Исследование рассмотренных источников и публикаций показывает, что в данных случаях речь идёт о потребительском бюджете, позволяющем обеспечить прогрессивный по химическому составу и энергетической ценности набор продуктов питания, широкий набор непродовольственных товаров и услуг с учётом развития потребительского рынка, надлежащий уровень организации быта и проведения досуга работниками, сохранение и укрепление здоровья и повышение уровня образования.
Об этом свидетельствует и анализ российского законодательства, на основе которого можно выделить принципиальное отличие бюджета прожиточного минимума от минимального потребительского бюджета: первый призван удовлетворять только минимальные потребности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, а второй направлен на обеспечение более широкого их круга: «основные материальные и духовные потребности», необходимые «для поддержания активного физического состояния человека и воспроизводства рабочей силы»7.
Так, согласно позиции Федерации независимых профсоюзов России, «Заработная плата должна обеспечивать работнику не только "выживание" (прожиточный минимум), но и восстановление способностей и сил к труду»; эту роль может выполнять минимальный потребительский бюджет.8 Тем самым обосновывается восстанавливающий характер рассматриваемого бюджета. Зленко Е.Г. также указывает на необходимость обеспечения социально приемлемым потребительским бюджетом восстанавливающего уровня потребления населения. [19, с. 33]
В связи с вышеизложенным под минимальным (восстановительным) потребительским бюджетом понимается потребительский бюджет, обеспечивающий минимально допустимый уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей работника и его семьи. Другими словами, это – бюджет простого воспроизводства работника, учитывающий иждивенческую нагрузку (затраты на воспитание детей).
Данные и методы работы с ними
В настоящей работе рассмотрены 10 методик исчисления потребительских бюджетов, которые по распространению их действия могут быть сгруппированы следующим образом: отраслевые, региональные, единые (общероссийские). Научные разработки, содержащие методики, о которых речь идёт в настоящей работе, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Методики определения потребительских бюджетов
Table 1. Methods of consumer budgets setting
№ п/п | Наименование методики | Кем и когда разработана | Для кого разработана | Группа тяжести труда (физической активности) |
Отраслевые методики | ||||
1. | Методика определения отраслевого социального стандарта оплаты труда (горно-металлургический комплекс)9 | ВЦУЖ, 2001 г. | Для рабочего 5 разряда, занятого в основных цехах металлургического производства, для Свердловской области | IV (тяжёлый физический труд) |
2. | Минимальный (восстановительный) потребительский бюджет квалифицированных рабочих организаций нефтегазового комплекса10 | ВНИИ труда Минтруда России и Институт питания РАН, 2017 г. | Для квалифицированных рабочих в активном трудоспособном возрасте, занятых лёгким физическим трудом (оператор технологических установок) и тяжёлым физическим трудом (бурильщик 5 разряда), для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры | II (лёгкий физический труд), IV (тяжёлый физический труд) |
3. | Минимальный отраслевой стандарт оплаты труда квалифицированного рабочего основной (базовой) профессии (авиационная промышленность)11 | НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России и Институт питания РАМН12, 2008 г. | Для токаря (фрезеровщика) и слесаря механосборочных работ 5 разряда в активном трудоспособном возрасте (19-39 лет), занятых трудом средней тяжести, для Смоленской, Саратовской, Новосибирской и Иркутской областей, Хабаровского края | III (труд средней тяжести) |
Региональные методики | ||||
4. | Стандарт экономической устойчивости семей с детьми в г. Москве [20] | Институт экономики РАН, 2008 г. | Для семьи с детьми, г. Москва | не указано |
5. | Минимальный потребительский бюджет в Республике Татарстан | Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, 2001-2002 гг.13 | Для 13 социально-демографических групп населения Республики Татарстан (расчёты были проведены для мужчины трудоспособного возраста) | не указано |
Единые методики | ||||
6. | Социально приемлемая потребительская корзина [38] | ВЦУЖ, ИСЭПН ФНИСЦ РАН, 2018 г. | Для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ | для мужчин, относящихся к I-III группам, женщин, относящихся к I-II группам |
7. | Проект закона о рациональном потребительском бюджете [39] | Научно-консалтинговое предприятие «Социальный прогресс страны», 2010 г. | Для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и по субъектам РФ | не указано |
8. | Бюджет минимума материальной обеспеченности [1] | НИИ труда Госкомтруда СССР, 1965 г. | Для рабочего промышленности | лёгкий физический труд |
9. | Рациональный потребительский бюджет [1] | НИИ труда Госкомтруда СССР, 1960- е гг. | В среднем на душу населения СССР, для семьи рабочего14, для семьи, проживающей в сельской местности, для отдельных республик | лёгкий и тяжёлый физический труд |
10. | Рациональный потребительский бюджет [40] | НИЭИ Госплана СССР, 1970-е гг. | Для населения СССР дифференцированно по полу и возрасту | лёгкий и тяжёлый физический труд |
Источник: составлено авторами.
Отраслевые методики отражают потребности квалифицированных рабочих (5 разряда) различных видов экономической деятельности (горно-металлургический комплекс, нефтегазовый комплекс, авиационная промышленность) и разработаны для регионов, в которых преимущественно представлены соответствующие предприятия. Региональные методики разработаны для конкретного субъекта РФ (г. Москва, Республика Татарстан). Единые методики, представленные в настоящем исследовании, распространяются на всю страну: для РФ – социально приемлемая потребительская корзина и проект закона о рациональном потребительском бюджете; для СССР – бюджет минимума материальной обеспеченности (подготовленный НИИ труда Госкомтруда СССР) и рациональный потребительский бюджет15 (в двух вариантах, один из которых разработан НИИ труда Госкомтруда СССР [1], а другой – Научно-исследовательским экономическим институтом при Госплане СССР (НИЭИ Госплана СССР) [40]).
В структуру потребительских бюджетов по всем методикам входят продукты питания, непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы при их различном перечне, количестве наименований товаров и услуг, норм и нормативов их потребления. Сбережения и расходы на содержание ребёнка представлены не во всех методиках и также существенно отличаются подходами к их расчёту.
Данные методики разработаны в разные годы, для разных категорий работников, занятых трудом различной тяжести и проживающих в различных регионах, поэтому прямое сравнение норм и нормативов потребления товаров и услуг представляется некорректным. В то же время, методические подходы по разработке наборов потребительских бюджетов, их состав и структура представляют несомненный интерес для исследования, в том числе сопоставительного.
В этой связи, как было отмечено выше, нами был проведён контент-анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме, в результате которого рассмотрены теоретические положения системы потребительских бюджетов, а также выбраны, сгруппированы и систематизированы методики для исследования. При анализе методик применялись такие методы исследования, как структурный анализ, сравнительный подход, общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, аналогия и сравнение и др.), методы классификаций, группировок, статистической обработки информации.
Результаты исследования
Во всех разработанных потребительских бюджетах на различия в наборах продуктов питания в значительной степени влияет группа физической активности работника, зависящая от трудовой деятельности, которой он занят16, а также природно-климатические условия, в которых он проживает. Более высокая физическая нагрузка обусловливает повышенную потребность организма человека в жирах и белках, а нервно-психическая – в белках, что требует соответствующей пищевой ценности и калорийности питания. Это наглядно демонстрируют рассматриваемые методики: наибольшая калорийность – 4150 ккал в сутки – предусмотрена в методике для нефтегазового комплекса, разработанной для работника тяжёлого физического труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (относящемся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и характеризующемся сильными морозами и ветрами, избыточным увлажнением, резкой сменой суровой морозной зимы на жаркое лето и пр.). Для работников горно-металлургического комплекса той же группы физической активности, но проживающих в более благоприятных природно-климатических условиях (Свердловская область), энергетическая ценность продуктового набора составляет 3608 ккал в сутки, а для работников авиационной промышленности, занятых трудом средней тяжести в г. Комсомольск-на-Амуре (относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и отличается суровой малоснежной зимой и влажным летом), – 3500 ккал в сутки. Для работников лёгкого труда в регионах, не характеризующихся суровыми природно-климатическими условиями, калорийность в методиках составляет 2900-3000 ккал в сутки. Это, например, минимальный потребительский бюджет в Республике Татарстан, бюджет минимума материальной обеспеченности и рациональный потребительский бюджет в СССР. Различается и структура потребления жиров, белков и углеводов.
Следует дать положительную оценку тому факту, что в некоторых методиках (например, в методике для авиационной промышленности, проекте закона РФ о рациональном потребительском бюджете, минимальном потребительском бюджете Республики Татарстан, рациональном потребительском бюджете в СССР) учтены национальные традиции и местная специфика потребления населением товаров и услуг, а в методике бюджета минимума материальной обеспеченности – возможности обеспечения входящими в бюджет продуктами как из местных ресурсов, так и путём завоза из других регионов.
Из сказанного выше следует, что наборы продовольственных товаров в рассматриваемых методиках существенно различаются как по нормам потребления, так и по наименованиям товаров (которые в некоторых методиках раскрыты более подробно, а в некоторых приведены обобщенно в виде групп товаров). Например, количество продуктов, богатых белками животного происхождения, существенно выше в методиках для горно-металлургического комплекса и нефтегазового комплекса, чем в методике Республики Татарстан и проекте закона о рациональном потребительском бюджете.
В некоторых методиках (авиационная промышленность, социально приемлемая потребительская корзина, рациональный потребительский бюджет в СССР) содержатся расходы на питание вне дома. Это следует характеризовать положительно, поскольку многие работники во время обеденного перерыва питаются в столовой или кафе. Также следует положительно оценить наличие витаминно-минеральных комплексов в социально приемлемой потребительской корзине, бюджете минимума материальной обеспеченности и методике Республики Татарстан.
По непродовольственным товарам также наблюдаются существенные различия как в наборе товаров, так и в нормах их потребления. При этом в некоторых методиках (например, в методике для горно-металлургического комплекса, в социально приемлемой потребительской корзине, в проекте закона о рациональном потребительском бюджете, в минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан, рациональном потребительском бюджете в СССР) непродовольственные товары делятся на товары индивидуального и общесемейного пользования. В минимальном потребительском бюджете Республики Татарстан подобным образом дифференцируются не только непродовольственные товары, но и услуги, и для расчёта данного бюджета берётся ¼ набора товаров и услуг общесемейного пользования.
В методике для авиационной промышленности при обосновании набора непродовольственных товаров подробно отражено влияние природно-климатических условий. Для этого субъекты РФ распределены по трём зонам, сформированным в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления данной группы товаров: продолжительность зимнего периода, температура января, скорость ветра, продолжительность отопительного периода и др. Так, Смоленская и Саратовская области отнесены к зоне с умеренным климатом (II зона), а Новосибирская и Иркутская области – к зоне с холодным и резко континентальным климатом (I зона). Северная часть Хабаровского края из-за сильных скоростей ветра в зимний период выделена в отдельную подзону с более суровым климатом, чем в I зоне. Объём потребления и сроки службы предметов гардероба (одежды, белья, обуви и др.) определены с использованием нормативов, разработанных Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (далее – ВНИИПРиМ) для удовлетворения минимальных потребностей населения, проживающего в разных природно-климатических условиях. Следует отметить, что в приведённых методиках наборы мебели и другие товары культурно-бытового и хозяйственного назначения не дифференцируются по регионам.
Платные услуги представлены во всех методиках – услугами ЖКХ, бытовыми услугами, услугами связи, транспорта, культурных и спортивных учреждений, медицинскими услугами (за исключением методик СССР), организованным отдыхом и лечением. Но по этим услугам в методиках наблюдается существенная дифференциация нормативов.
Следует отметить, как положительный факт, что некоторые методики отличаются более актуализированным набором услуг. Например, в методику для нефтегазового комплекса в услуги связи включена абонентская плата за доступ к сети Интернет, в методику для авиационной промышленности – оплата мобильного телефона, в социально приемлемую потребительскую корзину – оба этих вида связи. Данные услуги имеют особое значение при учёте региональной дифференциации стоимости жизни. Кроме того, отдалённость северных и восточных регионов влияет на транспортные расходы, а суровый климат – на расходы на рекреационно-оздоровительные услуги.
Следует положительно оценить, что в методиках для горно-металлургического комплекса, авиационной промышленности и др. предусмотрено пребывание в домах отдыха и санаториях. При этом, согласно статье 325 Трудового кодекса РФ, работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, один раз в два года работодателем оплачивается проезд к месту проведения отпуска и обратно, а также стоимость провоза багажа (в пределах территории России). Это учтено, например, в методике для нефтегазового комплекса.
Отрицательным является то, что не во всех методиках учтены расходы на образование (профессиональное обучение). Содержатся они, например, в социально приемлемой потребительской корзине и методике для нефтегазового комплекса.
Также редко встречаются услуги правового характера (они предусмотрены в методике для горно-металлургического комплекса, социально приемлемой потребительской корзине, минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан), ритуальные услуги (включены в методику для горно-металлургического комплекса и в минимальный потребительский бюджет Республики Татарстан), услуги страхования (содержатся в методике социально приемлемой потребительской корзины), свадебные услуги (предусмотрены в минимальном потребительском бюджете Республики Татарстан).
В современных условиях стремительного роста третичного сектора экономики услуги должны составлять всё растущую долю в структуре минимального (восстановительного) бюджета, поскольку в настоящее время, в отличие от периода СССР, не существует общественных фондов потребления и расходы на значительную часть услуг осуществляются работниками за счёт собственных средств. Поэтому наличие в методиках платных услуг образования, медицинских услуг, санаторно-курортных услуг, организации досуга следует оценить положительно.
Расходы на обязательные платежи и сборы состоят большей частью из налога на доходы физических лиц, основная ставка которого составляет 13%.17 При этом если в методике для горно-металлургического комплекса (2001 г.) «незначительность налоговых льгот позволяет ими пренебречь при проведении нормативных расчётов», то в методике для нефтегазового комплекса 2017 г. учитываются налоговые вычеты на детей. Учёт других налогов, таких как налог на недвижимость, а также взносов по ипотеке увеличивает размер обязательных платежей и сборов.
Сбережения содержатся в методике для горно-металлургического комплекса, социально приемлемой потребительской корзине, стандарте экономической устойчивости семей с детьми, методике для нефтегазового комплекса.
В методике для нефтегазового комплекса в бюджет включены сбережения на покупку жилья. Для их расчёта в методике применяются показатели средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам РФ18 с учётом оплаты кредита по ипотеке Сбербанка России в размере 8,4%. В социально приемлемой потребительской корзине также предусмотрены сбережения для улучшения жилищных условий: накопление необходимых средств за 18 лет для покупки жилья среднего качества (типового) общей площадью в размере 18 кв. м. на одного человека19.
Сбережения в методике для горно-металлургического комплекса устанавливаются в размере 5% от стоимости потребительской корзины. Данный показатель определён по данным обследований бюджетов домашних хозяйств Росстата исходя из сложившейся структуры расходов в семьях со средним достатком, соответствующей 6-7 децильным группам населения по доходам.
Немногим меньшая доля сбережений зафиксирована в стандарте экономической устойчивости семей с детьми – 3%. Стандарт экономической устойчивости семей с детьми предусматривает сбережения, но, как отмечают авторы этой методики, они недостаточны при экстремальных ситуациях.[20] В социально приемлемой потребительской корзине предусмотрен финансовый резерв с привлечением услуг банковского сектора на непредвиденные расходы, в том числе при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Существенное влияние на структуру рассмотренных нами выше бюджетов оказывает включение или невключение расходов на содержание ребёнка. Например, в стандарте экономической устойчивости семей с детьми они включены в бюджет, в методике для горно-металлургического комплекса входят в структуру отраслевого социального стандарта оплаты труда, но не самого бюджета, а в социально приемлемой потребительской корзине и минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан – не предусмотрены.
Данный аспект методик является важным, поскольку, как показало ранее проведённое специалистами ВНИИ труда исследование, «основной причиной попадания семей с детьми в зону риска монетарной бедности является низкий уровень оплаты труда работающих родителей».[41] Как отметил Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г., «невысокие доходы, с которыми сталкиваются в том числе многодетные семьи», являются «одной из самых острых проблем».20 Данный вопрос требует дальнейших глубоких исследований.
Заключение
Потребительский бюджет, позволяющий удовлетворять необходимые для восстановления физических, умственных, эмоциональных сил материальные и духовные потребности работника и его семьи на минимально допустимом уровне, обеспечивающий простое воспроизводство рабочей силы и учитывающий иждивенческую нагрузку, основанный на научно обоснованных нормах и нормативах потребления, может быть охарактеризован как минимальный (восстановительный) потребительский бюджет. Основным направлением удовлетворения потребностей населения на основе минимального (восстановительного) потребительского бюджета является продуктивная, приносящая необходимый уровень дохода, занятость, выступающая в разных формах. [42, 43]
Проведённый анализ научных исследований по проблеме потребительских бюджетов и 10 методик их расчёта (как современных, так и ранее действовавших) показал, что в рассмотренных методиках существенно различаются как методические подходы к построению минимального (восстановительного) потребительского бюджета, так и нормы, нормативы потребления товаров и услуг, и их наборы. При этом исследование и сравнение данных методик выявили наличие в них региональной дифференциации наборов товаров и услуг, то есть учёт различий в стоимости жизни по регионам, что является дополнительной аргументацией целесообразности применения минимального (восстановительного) потребительского бюджета для установления районных коэффициентов к заработной плате и подтверждает гипотезу исследования. По нашему мнению, в методиках для нефтегазового комплекса и авиационной промышленности научное обоснование норм и нормативов проведено наиболее полно для целей учёта региональной дифференциации в стоимости жизни. Подобный подход применялся в СССР для обоснования бюджета минимума материальной обеспеченности и особенно рационального потребительского бюджета.
Дифференциация норм потребления продуктов питания обусловлена необходимостью поддержания у занятого населения работоспособности и здоровья, определяемых различными затратами энергии в процессе трудовой деятельности. Это обусловливает различное количество и качество потребляемых продуктов питания. Кроме того, на нормы потребления продуктов питания влияют условия проживания в регионе, например, суровые природно-климатические условия требуют повышенных затрат энергии (что выражается в калорийности питания и структуре потребления жиров, белков и углеводов), что учтено в анализируемых методиках. Для непродовольственных товаров индивидуального пользования, таких как одежда и обувь, в некоторых методиках также указано на необходимость учёта сложных (суровых) природно-климатических условий, и наборы товаров дифференцируются по климатическим зонам.
Положительными аспектами методик являются применение нормативного метода для всех составляющих бюджета, научная обоснованность норм и нормативов потребления, расширенный набор непродовольственных товаров и услуг, в том числе наличие образовательных услуг, учёт семейной нагрузки. Методики в целом позволяют более полно отразить различия в стоимости жизни по регионам и современные потребности работников в целях расчёта обоснованных районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов.
Важным для современных условий жизнедеятельности семей представляется актуализация перечня входящих в бюджет услуг, а также включение в него образовательных, правовых, страховых и других услуг. Для реализации воспроизводственной функции необходимо учитывать в бюджете расходы на содержание ребёнка. Для новой семьи необходимо соответствующее жильё, поэтому целесообразно включить в бюджет сбережения на его приобретение. Здесь уместно отметить, что на федеральном и региональном уровне принимаются соответствующие меры, направленные на поддержку семей с детьми: предложен новый национальный проект «Семья», «с 1 января 2023 года введено единое ежемесячное пособие для семей с невысокими доходами», регулярно индексируется размер материнского капитала, предложено продлить до 2030 года программу семейной ипотеки с погашением части ипотечного кредита за семью при рождении третьего ребёнка, повысить в два раза налоговые вычеты на второго, третьего и каждого последующего ребёнка.21
На основе проведённого сопоставительного анализа выделены лучшие практики построения минимального (восстановительного) потребительского бюджета, на которые целесообразно обратить внимание при его дальнейшем совершенствовании в целях установления районных коэффициентов к заработной плате и некоторым другим видам денежных доходов населения. В частности, необходима актуализация наборов:
- продуктов питания в зависимости от группы физической активности и природно-климатических условий с учётом национальных традиций, местной специфики потребления, возможности обеспечения данными продуктами как из местных ресурсов, так и путём завоза из других регионов, а также необходимости для трудоспособного населения питаться вне дома;
- одежды и обуви по климатическим зонам с учётом морального износа;
- отдельных видов платных услуг – в зависимости от природно-климатических условий с учётом отдаленности регионов (услуги ЖКХ, связи, транспорта и др.).
1 Под стоимостью жизни обычно понимают количество материальных благ и услуг, которые необходимо потреблять или которые фактически потребляются населением (домохозяйствами), выраженное в денежной форме.
2 На основании Распоряжения Президента РФ от 18 марта 2011 г. №158-рп «Об организации работы по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним Планов мероприятий на соответствующие годы, утверждённых Приказами Минюста России, например, от 17 марта 2021 г. № 39 на 2021 г., от 23 марта 2023 г. № 44 на 2023 г.
3 Данное понятие рассматривается в статьях [4, 5].
4 Подпункт «в» пункта 1. Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам (утв. Приказом Президента РФ от 18 февраля 2024 г. № Пр-295). URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/73492 (дата обращения: 25.03.2024).
5 Оценка стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работников, занятых лёгким и тяжёлым физическим трудом, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: научный отчет. ВНИИ труда Минтруда России. М.: Нефтегазстройпрофсоюз России, 2017. URL: https://www.rogwu.ru/content/bl_files_docs/стоимости%20минимального%20потребительского%20бюджета.PDF (дата обращения: 04.10.2023).
6 International labour standards // ILO: [сайт]. URL: https://www.ilo.org/global/standards/lang--en/index.htm (дата обращения: 20.01.2024).
7 Указ Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов Российской Федерации»; Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; Закон Республики Татарстан от 23 июля 2008 г. № 31-ЗРТ «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан».
8 Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 8 июля 2020 г. № 4-10 «Об итогах коллективно-договорной кампании 2019 г. и задачах на предстоящий период».
9 Приложение 3 к Отраслевому тарифному соглашению по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2003-2005 гг.
10 Оценка стоимости минимального (восстановительного) потребительского бюджета для работников, занятых лёгким и тяжёлым физическим трудом, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: научный отчет. ВНИИ труда Минтруда России. М.: Нефтегазстройпрофсоюз России, 2017. URL: https://www.rogwu.ru/content/bl_files_docs/стоимости%20минимального%20потребительского%20бюджета.PDF (дата обращения: 04.10.2023).
11 Пунктом 45.3 Отраслевого соглашения по авиационной промышленности Российской Федерации на 2023-2025 гг. предусмотрено использование как ориентиров в оплате труда показателей минимального отраслевого стандарта оплаты труда рабочих базовых профессий авиационной промышленности, разработанных НИИ труда и социального страхования Минздравсоцразвития России.
12 Федеральным законом от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская академия медицинских наук была присоединена к РАН.
13 Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 июля 2001 г. № 466 «О составе минимального потребительского бюджета в Республике Татарстан» (с изм. и доп. от 22 ноября 2002 г. и от 6 мая 2006 г.).
14 Муж, жена, два ребёнка (мальчик 14 лет и девочка 8 лет).
15 Согласно подходам советских учёных-экономистов, бюджет минимума материальной обеспеченности отражал уровень жизни, который необходим для воспроизводства рабочей силы при данных условиях производства, а рациональный потребительский бюджет обосновывал объём и структуру материальных и духовных благ, обеспечивающих полное удовлетворение разумных потребностей населения на долгосрочную перспективу и являлся эталоном потребления (выделено нами – авторы).
16 Группы работников по уровню физической активности (тяжести труда) приведены в п. 3.3 Методических рекомендаций МР 2.3.1.0253-21 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 22 июля 2021 г.).
17 Для доходов в размере менее или равных 5 миллионам рублей в год. Для доходов свыше 5 миллионов рублей в год налог с 1 января 2021 г. составляет 650 тысяч рублей и 15% с суммы, превышающей 5 миллионов (в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 372-ФЗ).
18 Утвержденные приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 708-пр «Показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2017 г.» и применяемые при предоставлении гражданам социальных выплат на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
19 В соответствии с федеральным стандартом социальной нормы площади жилого помещения, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг».
20 Послание Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 12.03.2024).
21 Послание Президента Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 12.03.2024).
Об авторах
Александр Александрович Разумов
Всероссийский научно-исследовательский институт труда
Автор, ответственный за переписку.
Email: aarazumov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6935-0397
SPIN-код: 6951-0705
Scopus Author ID: 56409656600
ResearcherId: AID-5743-2022
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник Минтруда России, советник генерального директора
Россия, МоскваВиктория Александровна Сковпень
Всероссийский научно-исследовательский институт труда
Email: vaskovpen@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6359-3622
SPIN-код: 2920-4612
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Россия, МоскваВиктория Павловна Старокожева
Всероссийский научно-исследовательский институт труда
Email: starokozheva.vika@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-4762-2187
SPIN-код: 2509-1160
младший научный сотрудник
Россия, МоскваСписок литературы
- Саркисян Г.С., Кузнецова Н.П. Потребности и доход семьи. М.: Экономика, 1967. 176 с.
- Широкова Л.Н., Мосина Л.Л. Проблемы районного регулирования оплаты труда: современные задачи и пути их решения / Социально-трудовые отношения в современной России: проблемы и решения. Коллективная монография к 60-летию НИИ труда / Под ред. д.э.н., проф. А.А. Разумова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016. С. 220-254. ISBN 978-5-394-02737-6
- Мосина Л.Л., Старокожева В.П. Инкорпорация в законодательство РФ нормативных правовых актов СССР и РСФСР, касающихся районного регулирования заработной платы // Социально-трудовые исследования. 2022. № 2(47). С. 124-131. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2022-47-2-124-131 EDN QGEROT
- Бобков В.Н. Дифференциация минимальных уровней оплаты труда на основе системы минимальных потребительских бюджетов // Человек и труд. 1993. № 3. С. 69-73.
- Бобков В.Н., Арбузова Т.И. О разработке минимальных потребительских бюджетов // Общество и экономика. 1994. № 5-6. С. 127-137.
- Бобков В.Н. Комплексная политика регулирования затрат на рабочую силу на основе восстановительных и развивающих потребительских бюджетов // Уровень жизни населения регионов. № 6(112). С. 5-10. EDN MBWFBN
- Бобков В.Н. Методологический подход Всероссийского центра уровня жизни к изучению и оценке качества и уровня жизни населения // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2009. № 2. С. 26-36. EDN KZBTCH
- Одинцова Е.В. О методологических аспектах выявления среднего класса экономически активного населения // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 8. С. 47-50. EDN PCBVCD
- Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Гулюгина А.А. Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть первая) // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 3. С. 4-15. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.3.1 EDN SYEGLZ
- Бобков В.Н., Одинцова Е.В., Гулюгина А.А. Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть вторая) // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 4. С. 4-18. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.1 EDN YHFSEL
- Бобков В.Н., Колмаков И.Б. Выявление социальной структуры и неравенства распределения денежных доходов населения Российской Федерации // Экономика региона. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 971-984. https://doi.org/10.17059/2017-4-1 EDN XIGYOK
- Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2022 год: [Ежегодник]. Вып. 1(202) / В. Н. Бобков, А.А. Гулюгина, И.Б. Колмаков [и др.]; отв. ред. В Н. Бобков, А.А. Гулюгина. М.: ИЭ РАН, 2023. 166 с. ISBN 978-5-9940-0736-5
- Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Развитие нормативного регулирования уровня жизни населения в России // XI Московский юридический форум. 4-6 апреля, 2024 г. Международная научно-практическая конференция «Развитие стандартов достойного уровня жизни в трудовом праве и праве социального обеспечения». URL: https://inecon.org/docs/2024/Bobkov_Odintsova_presentation_20240405.pdf (дата обращения: 26.04.2024)
- Чащина Т.В. Потребительский бюджет трудоспособного населения как основа отраслевых социальных стандартов оплаты труда в горно-металлургической отрасли // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. № 12. С. 60-67.
- Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в образовании / В.Н. Бобков, О.И. Меньшикова, В.Ф. Майер [и др.] // Уровень жизни населения регионов России. 2002. № 8.
- Бобков В.Н. Разработка минимального отраслевого норматива оплаты труда в машиностроении // Уровень жизни населения регионов России. 2003. № 1.
- Сковпень В.А., Широкова Л.Н. Минимальный размер оплаты труда и потребительская корзина: проблемы и суждения // Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты: сборник статей международной конференц-сессии. М.: Издательский дом «Научная библиотека», 2019. Том 1. С. 914-933. ISBN 978-5-907242-27-2
- Разумов А.А., Сковпень В.А. Разработка и применение потребительских бюджетов в Советской России и СССР // Социально-трудовые исследования. 2024. № 1(54). С. 99-110. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2024-54-1-99-110 EDN GBLZNC
- Зленко Е.Г. Социально приемлемый потребительский бюджет в арктических регионах России // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 1. С. 28-38. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.1.3 EDN GQACDO
- Ржаницына Л.С. Стандарт экономической устойчивости семьи с детьми – новый ориентир политики доходов // Народонаселение. 2019. Т. 22. № 1. С. 122-127. https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00009 EDN MVSTRF
- A Minimum Income Standard for Britain: What People Think: Report / N. Oldfi, N. Smith, L. Cusworth, J. Williams. 1 July 2008. New York: JRF, 2008. URL: https://www.jrf.org.uk/work/a-minimum-income-standard-for-britain-what-people-think (дата обращения: 29.02.2024).
- Minimum Income Standard. Household Budgets // Centre for Research in Social Policy. Loughborough University: [website]. URL: https://www.lboro.ac.uk/research/crsp/minimum-income-standard/household-budgets/ (дата обращения: 26.04.2024)
- Vincentian MESL Research Centre: [website]. 2024. URL: https://www.budgeting.ie/ (дата обращения: 25.04.2024)
- Fisher G.M. An Overview of Recent Work on Standard Budgets in the United States and Other Anglophone Countries: report. Assistant Secretary for Planning and Evaluation: ASPE; 2006 Dec 31. 29 p. URL: https://aspe.hhs.gov/reports/overview-recent-work-standard-budgets-united-states-other-anglophone-countries-0#Definition (дата обращения: 29.02.2024).
- Hirsch D., Bryan A., Ellen J. A Minimum Income Standard for Remote and Rural Scotland: A Policy Update: report. Centre for Research in Social Policy, Loughborough University; 2016 October. URL: https://www.hie.co.uk/media/6441/aplusminimumplusincomeplusstandardplusforplusremoteplusruralplusscotlandplus-plusapluspolicyplusupdateplus2016.pdf (дата обращения: 25.04.2024).
- Minimum Income Standard for Four of Mexico’s Largest Cities / J.D.A. Tamayo, M.B. Pérez, M. Delajara, L.L. Robles. Mexico: Espinosa Yglesias Research Centre, 2021. 119 p. URL: https://ceey.org.mx/minimum-income-standard-for-four-of-mexicos-largest-cities/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Deeming C. (ed.) Minimum Income Standards and Reference Budgets. Bristol: Policy Press, 2020. 272 p. ISBN 978-1447352952
- Кузнецова Н.П., Фейзулина Р.Ф. Нормативные потребительские бюджеты – основа районного регулирования доходов и заработной платы // Уровень жизни: проблемы и решения: сборник научных трудов. М.: НИИ труда, 1991. С. 46-69.
- Майер В.Ф., Саенко О.П. Нормативный подход к планированию народного благосостояния // Плановое хозяйство. 1984. № 9. С. 51-60.
- Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. М.: Формула права, 2007. 336 с. ISBN 978-5-8467-0056-7 EDN QSISPJ
- Литвинов В.А. Разработка потребительских бюджетов в СССР // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 3. С. 27-42 EDN MBWERN
- Бобков В.Н., Гулюгина А.А. 25 лет Мониторинга доходов и уровня жизни населения России // Уровень жизни населения регионов России. 2020. Том 16. № 3. С. 9-23. https://doi.org/10.19181/lsprr.2020.16.3.1 EDN ASIDQD
- Степанова Т.Н. Система потребительских бюджетов: за и против // Уровень жизни населения регионов России. 2005. № 3. С. 54-64. EDN LMBFCX
- Мудракова Е.И. Минимальный потребительский бюджет // Уровень жизни населения регионов России. 2007. № 7. С. 26-42 EDN MBWFKT
- Кокин Ю.П., Широкова Л.Н. Ещё раз о прожиточном минимуме и нормативных потребительских бюджетах в целом по Российской Федерации и в регионах России // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 6. С. 21-27. EDN OFNXPJ
- Артемова О.В., Нестеренко И.Ю. Оценка потребительских бюджетов работающего населения региона // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 11(469). С. 28-39. https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-11104 EDN JSCRYH
- Кузнецова Н.П., Разумов А.А. Минимальный потребительский бюджет. Как его считать? // Экономика и жизнь. 1991. № 37. С. 14.
- Социально приемлемая потребительская корзина / В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, Е.В. Одинцова, А.М. Сафронова // Уровень жизни населения регионов России. 2019. Том 15. № 2. С. 8-26. https://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10060 EDN OJYTMZ
- Садков В.Г., Старикова Л.И., Новикова Е.В. О формировании стратегий развития регионов и повышении эффективности института социального партнерства на основе регулярных расчётов потребительских бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 31(214). С. 2-14. EDN NYBQWN
- Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. 263 с.
- Разумов А.А., Селиванова О.В. Домохозяйства в зоне риска бедности: региональный аспект // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Том 18. № 2. С. 236-247. https://doi.org/10.19181/lsprr.2022.18.2.8 EDN JWLUEB
- Разумов А.А., Дрямов В.П. Качество рабочей силы в системе национальных приоритетов // Человек и труд. 2006. № 11. С. 11-14. EDN HVKSGR
- Нестандартная занятость как форма использования рабочего времени (российский и зарубежный опыт) / А.А. Разумов, И.В. Цыганкова, Г.В. Антонова, О.Ю. Никишина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. 171 с. ISBN 978-5-394-02806-9 EDN XZUAAP
Дополнительные файлы
