A Russian regional draft commission report on quality control efforts regarding medical examination of conscripts

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Introduction. In Russian constituents, draft commissions play the leading role in providing medical services to individuals preparing for military service.

The objective of the study is to analyze activities of a regional draft commission located in the Orenburg region with a specific focus on quality control during medical examination of conscripts.

Methods. The study relied on reports and records of the Military Medical Expertise Center at the Federal Budgetary Institution “Military Commissariat of the Orenburg Region” throughout 2012 to 2021 timespan.

Results and analysis. Within the analyzed 10 year’s timespan the number of conscripts in the Orenburg region decreased by 11.6 %. However, the number of individuals fit for military service (categories “A”+”B”) remained relatively unchanged, e.g. 14058 individuals in 2012 and 14837 in 2021 (except years 2013 and 2014 with 12494 and 12880 individuals in this category, respectively). The ratio between the individuals potentially fit for military service to those actually deployed indicates the rate of conscription withdrawal rate. In 2020 the conscription withdrawal rate was at its minimum value of 26.7 %, reaching its maximum value of 38.8 % in 2013. Within the timespan under study, 47500 individuals residing in the region were conscribed for combat deployment. Following medical examination, 1793 (3.8 %) applicants were withdrawn from conscription as unfit for military service. Within the first three months of military service, 29 (0.06 %) military personnel were dismissed from service for health reasons and general disease diagnosis. Some 52.200 individuals were deferred or exempted from the military draft (fitness categories for military service “B”, “G”, “D”), of which 28200 (54.1 %) were called for a medical revision examination. 2536 citizens were recognized as appropriate for military service (suitability categories “A” + “B”), amounting to 10.1 % of the arrived conscripts.

Conclusion. Timely medical examinations of individuals upon conscription for military service, as well as medical and recreational activities for conscripts depend on the due and well-coordinated operation of regional conscription commissions. Under the resolution of the President of Russia on efforts to increase the corps of the Armed Forces of the Russian Federation, more extensive resources of potential military culture scripts are required.

Full Text

Введение

Задача подготовки граждан к военной службе является важной и носит государственный характер, так как определяет, в целом, национальную безопасность страны [1, 9, 11].

Выполнение мероприятий по подготовке молодежи к военной службе возможно только при эффективном межведомственном взаимодействии различных министерств и ведомств, активном участии общественных организаций военно-патриотической направленности [8, 10, 13].

Руководящая роль в решении поставленных задач по подготовке граждан к военной службе на региональном уровне отводится призывной комиссии субъекта России.

Призывная комиссия создается по распоряжению главы региона и включает в свой состав должностных лиц министерств и ведомств, которые принимают участие в подготовке граждан к военной службе [«О воинской обязанности и военной службе»: Федер. закон России от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18260/].

Глава региона возглавляет призывную комиссию и проводит ее заседания не реже 1 раза/мес. Призывная комиссия субъекта России осуществляет руководство призывными комиссиями муниципальных образований и контролирует реализацию программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в системе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе [«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Федер. закон России от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_121895/].

Призывная комиссия субъекта России организует и проводит следующие мероприятия: – медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, призывными комиссиями муниципальных образований области перед направлением их к месту прохождения военной службы;

  • контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку либо освобождение от призыва на военную службу, на предмет годности к военной службе по состоянию здоровья;
  • контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с принятыми в отношении их решениями призывных комиссий муниципальных образований о годности к военной службе по состоянию здоровья.

В связи с проводимыми мероприятиями по оптимизации работы медицинских организаций, особенно в сельской местности, данный раздел работы призывных комиссий субъектов России имеет важное практическое значение при проведении военно-врачебной экспертизы граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Важное медико-социальное значение имеет качество проведения медицинского освидетельствования граждан. Призванные в Вооруженные силы (ВС) России граждане, которые по своему состоянию здоровья не должны проходить военную службу, являются обузой для воинского коллектива, они не могут в полном объеме выполнять требования распорядка дня подразделения, бóльшую часть времени находятся на лечении в медицинском пункте воинской части либо в военном госпитале. В итоге данных военнослужащих досрочно увольняют из армии. Граждане несут моральные издержки, а ВС России – финансовые затраты, связанные с их перевозкой, питанием, лечением, обеспечением обмундированием [7, 12].

Состояние здоровья военнослужащих по призыву в ВС России и Республике Беларусь представлены в публикациях В.И. Евдокимова, С.С. Сиващенко, Д.А. Чернова и соавт. [2–6]. По их мнению, в структуре причин увольнений военнослужащих по призыву из ВС значительная доля – некачественное обследование призывного контингента военно-врачебными комиссиями в регионах.

Цель – провести анализ работы призывной комиссии субъекта России на примере Оренбургской области по контролю качества медицинского освидетельствования призывников.

Материал и методы

При проведении настоящего исследования использовали отчетные и учетные документы центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Оренбургской области за период с 2012 по 2021 г.

Призыв граждан на военную службу проводился на основании Указов Президента России ежегодно в 2 этапа: весенняя призывная кампания осуществлялась в период с 1 апреля по 15 июля, а осенняя призывная кампания – с 1 октября по 30 декабря.

Граждан, признанных годными к военной службе, и успешно прошедших профессионально-психологической отбор, по решению призывных комиссий муниципальных образований направляли на областной сборный пункт, на котором производилось формирование воинских команд, с последующей их отправкой к месту прохождения военной службы.

Призывная комиссия области на сборном пункте проводила призывникам медицинский осмотр, который являлся барьерной функцией для предотвращения направления в ВС России граждан, которые по своему состоянию здоровья в соответствии с законодательством не должны проходить военную службу по призыву [«Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»: Постановление Правительства России от 04.07.2013 г. № 565. URL: https://www.consultant.ru /document/cons_doc_ LAW_149096/].

Результаты и их анализ

За исследуемый период времени на сборный пункт области было направлено 47,5 тыс. граждан для отправки в войска. Результаты медицинского осмотра граждан за период с 2012 по 2021 г. на сборном пункте области; количество граждан, отправленных на военную службу; уволенных в первые 3 мес службы по «общему заболеванию», представлены в табл. 1.

 

Таблица 1

Результаты медицинского осмотра граждан, призванных на военную службу на сборном пункте Оренбургской области, перед отправкой в войска за 2012–2021 гг., n (%) 

Показатель

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Всего осмотрено, из них признано по

4669

5088

4824

5450

5446

5298

4083

4387

4101

4154

категории:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«А» – годными к военной службе

1876

1832

2113

1851

1777

1871

1594

1565

1497

1533

 

(40,2)

(37,2)

(43,8)

(34,0)

(32,6)

(36,6)

(39,1)

(35,7)

(36,5)

(36,9)

«Б» – годными к военной службе

2476

3009

2539

3405

3511

3254

2333

2687

2487

2497

с незначительными ограничениями

(53,0)

(57,9)

(52,7)

(62,5)

(64,5)

(60,1)

(57,1)

(61,2)

(60,6)

(60,1)

«В» – ограниченно годными

212

176

126

145

117

141

102

92

78

83

к военной службе

(4,5)

(3,5)

(2,6)

(2,6)

(2,1)

(2,7)

(2,5)

(2,1)

(1,9)

(2,0)

«Г» – временно негодными

105

71

46

49

41

32

54

43

39

41

к военной службе

(2,3)

(1,4)

(0,9)

(0,9)

(0,8)

(0,6)

(1,3)

(1,0)

(1,0)

(1,0)

«Д» – негодными к военной службе

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Всего отменено решений о призыве

317

247

172

194

158

173

156

135

117

124

на военную службу

(6,8)

(4,9)

(3,5)

(3,5)

(2,9)

(3,3)

(3,8)

(3,1)

(2,9)

(3,0)

Отправлено в войска

4352

4841

4652

5256

5288

5125

3927

4252

3984

4030

Уволено из войск в течение первых

5

6

3

4

2

2

2

2

1

2

3 мес прохождения военной службы

(0,11)

(0,12)

(0,06)

(0,08)

(0,04)

(0,04)

(0,05)

(0,05)

(0,03)

(0,05)

 

Наибольшее количество граждан возвращено со сборного пункта в 2012 г. – 317 человек (6,8%) от количества поданных на отправку в войска и в 2013 г. – 247 человек (4,9 %). Наименьшее количество в 2016 г. и 2020 г. – 158 (2,9 %) и 117 человек (2,9 %) соответственно.

При проведении медицинского осмотра ежегодно значительное количество граждан, призванных на военную службу, направляли на дополнительное обследование в областные медицинские организации для уточнения имеющейся патологии и степени нарушения функции органов и систем. Наибольшее количество граждан направлено на дополнительное обследование в 2015 г. – 10,9 % из числа прибывших на сборный пункт, наименьшее – 7,9 % в 2014 г. После завершения обследования было проведено медицинское освидетельствование этих призывников и практически 50 % из них признаны ограниченно годными или временно негодными к военной службе по категории «В» либо «Г». Заболеваемость, ставшая причиной возврата граждан со сборного пункта как неправильно призванных на военную службу по состоянию здоровья за исследуемый период времени, представлена в табл. 2.

 

Таблица 2

Заболеваемость, ставшая причиной возврата граждан со сборного пункта Оренбургской области, как неправильно призванных на военную службу (категории годности «В» и «Г»), за 2012–2021 гг., n (%)

Класс болезней по МКБ-10

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

I

Некоторые инфекционные и паразитарные

5

2

2

2

2

2

6

12

11

8

 

болезни

(1,6)

(0,8)

(1,2)

(1,0)

(1,3)

(1,1)

(3,9)

(8,9)

(9,4)

(6,6)

II

Новообразования

1

0

0

6

2

2

1

0

0

2

 

 

(0,3)

 

 

(3,1)

(1,3)

(1,1)

(0,6)

 

 

(1,6)

III

Болезни крови, кроветворных органов

3

8

8

4

4

7

15

20

10

6

 

и отдельные нарушения, вовлекающие

(0,9)

(3,2)

(4,6)

(2,1)

(2,5)

(4,1)

(9,6)

(14,8)

(8,6)

(4,8)

 

иммунный механизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV

Болезни эндокринной системы, расстрой-

18

22

5

7

7

14

17

13

23

15

 

ства питания и нарушения обмена веществ

(5,7)

(8,9)

(2,9)

(3,6)

(4,4)

(8,1)

(10,9)

(9,6)

(19,6)

(12,1)

V

Психические расстройства и расстройства

48

38

33

46

44

36

25

20

3

26

 

поведения

(15,1)

(15,4)

(19,2)

(23,7)

(27,8)

(20,8)

(16,0)

(14,8)

(2,6)

(21,0)

VI

Болезни нервной системы

31

16

16

7

17

7

3

7

1

2

 

 

(9,8)

(6,5)

(9,3)

(3,6)

(10,8)

(4,1)

(1,9)

(5,2)

(0,9)

(1,6)

VII

Болезни глаз и его придаточного аппарата

12

13

13

12

3

8

17

8

0

2

 

 

(3,8)

(5,3)

(7,6)

(6,2)

(1,9)

(4,6)

(10,9)

(5,9)

 

(1,6)

VIII

Болезни уха и сосцевидного отростка

4

8

8

1

5

0

0

2

7

5

 

 

(1,2)

(3,2)

(4,6)

(0,5)

(3,2)

 

 

(1,5)

(6,0)

(4,0)

IX

Болезни системы кровообращения

25

46

20

35

28

42

40

17

23

12

 

 

(7,9)

(18,6)

(11,6)

(18,1)

(17,7)

(24,3)

(25,7)

(12,6)

(19,6)

(9,7)

X

Болезни органов дыхания

3

13

8

15

7

2

1

1

6

5

 

 

(0,9)

(5,3)

(4,7)

(7,7)

(4,4)

(1,1)

(0,6)

(0,7)

(5,1)

(4,0)

XI

Болезни органов пищеварения

39

36

24

16

6

14

7

9

5

6

 

 

(12,3)

(14,6)

(14,0)

(8,3)

(3,8)

(8,1)

(4,5)

(6,7)

(4,3)

(4,8)

XII

Болезни кожи и подкожной клетчатки

18

12

12

7

4

7

7

5

5

7

 

 

(5,7)

(4,9)

(7,0)

(3,6)

(2,5)

(4,1)

(4,5)

(3,7)

(4,3)

(5,7)

XIII

Болезни костно-мышечной системы

82

20

10

28

17

21

4

4

4

5

 

и соединительной ткани

(25,9)

(8,1)

(5,8)

(14,4)

(10,8)

(12,1)

(2,6)

(3,0)

(3,4)

(4,0)

XIV

Болезни мочеполовой системы

5

5

5

7

3

4

5

3

2

5

 

 

(1,6)

(2,0)

(2,9)

(3,6)

(1,9)

(2,3)

(3,2)

(2,2)

(1,7)

(4,0)

XIX

Травмы, отравления и последствия

4

5

5

1

9

7

8

9

13

12

 

воздействия внешних причин

(1,3)

(2,0)

(2,9)

(0,5)

(5,7)

(4,1)

(5,1)

(6,7)

(11,1)

(9,7)

 

Прочие

19

3

3

0

0

0

0

5

4

6

 

 

(6,0)

(1,2)

(1,7)

 

 

 

 

(3,7)

(3,4)

(4,8)

 

Решением областной призывной комиссии лица, освидетельствованные по категории «В» либо «Г», возвращены в муниципальные образования как неправильно призванные на военную службу. Всего за исследуемый период времени отменены решения о призыве на военную службу 1793 граждан. Причины отмены решения: психические расстройства и расстройства поведения – 319 человек (17,8 %), болезни системы кровообращения – 288 человек (16,1 %), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани – 195 человек (10,9 %), болезни органов пищеварения – 162 человека (9 %), болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ – 141 человек (7,9 %).

Проведен анализ причин возврата граждан со сборного пункта области по заболеваниям, препятствующим прохождению военной службы по призыву. Ежегодно превалируют следующие причины:

  • недостаточное знание врачами-специалистами требований «Положения о военно-врачебной экспертизе». Всего за изучаемый период времени по данной причине возвращены, как неправильно призванные, 421 гражданин, что составляло 23,5 %. Максимальное количество призывников возвращено в муниципальные образования в 2013 г. – 28,7 %. Показатель имел тенденцию к снижению и в 2021 г. составил только 13,7 %;
  • трудности диагностики заболевания в условиях сельской районной больницы. В связи с отсутствием ряда врачей-специалистов показатель возврата призывников имеет тенденцию к росту. Если в 2012 г. он составлял 9,8 %, то к 2021 г. достиг 19,4 %;
  • патология не выявлена при амбулаторном обследовании. В настоящее время в связи с сокращением коечного фонда в медицинских организациях призывникам часто отказывают в проведении стационарного обследования, заменяя его амбулаторным. Это отразилось на качестве проведения обследования и выявляемости ряда заболеваний. В 2013 г. показатель возврата составлял 6,5 %, в 2020 г. – 16,2 %, в 2021 г. – 19,4 %.

В табл. 3 представлены 11 причин невыявления заболеваний у граждан, призываемых на военную службу.

 

Таблица 3

Причины возврата призывников со сборного пункта Оренбургской области, как неправильно призванных на военную службу (категории годности «В» и «Г»), в 2012–2021 гг., n (%)

Показатель

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Недостаточное изучение состояния

29

21

15

18

14

15

13

11

9

10

призывников по медико-социальным

(9,2)

(8,5)

(8,7)

(9,3)

(8,9)

(8,7)

(8,3)

(8,1)

(7,7)

(8,1)

вопросам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие или низкое качество

19

11

9

10

8

10

9

7

6

7

медицинской документации

(6,0)

(4,5)

(5,2)

(5,1)

(5,1)

(5,8)

(5,7)

(5,2)

(5,1)

(5,6)

Недооценка врачом имеющихся

28

22

17

18

14

16

13

12

10

11

сведений о наличии у призывника

(8,8)

(8,9)

(9,9)

(9,3)

(8,9)

(9,2)

(8,3)

(8,9)

(8,5)

(8,9)

заболевания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаточное знание врачом

85

71

45

43

37

38

33

29

23

17

требований «Положения о военно-

(26,8)

(28,7)

(26,2)

(22,2)

(23,4)

(22,0)

(21,5)

(21,5)

(19,7)

(13,7)

врачебной экспертизе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Несоблюдение методики

31

24

18

19

15

16

15

13

11

12

обследования, недооценка степени

(9,8)

(9,7)

(10,5)

(9,8)

(9,5)

(5,8)

(9,6)

(9,6)

(9,5)

(9,7)

нарушения функции органов и систем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грубые просмотры явной патологии

15

10

7

8

5

7

6

4

4

5

у призывника

(4,7)

(4,0)

(4,1)

(4,1)

(3,1)

(4,0)

(3,8)

(3,0)

(3,4)

(4,0)

Патология не выявлена при

22

17

15

19

15

20

19

17

19

24

амбулаторном обследовании

(6,9)

(6,5)

(8,7)

(9,8)

(9,5)

(11,6)

(12,2)

(12,6)

(16,2)

(19,4)

Неполное обследование призывника

17

12

9

10

6

9

8

6

7

6

в стационаре

(5,4)

(4,9)

(5,2)

(5,1)

(3,8)

(5,2)

(5,1)

(4,4)

(6,0)

(4,8)

Сокрытие призывником своих

12

9

6

9

7

10

9

7

6

6

заболеваний

(3,8)

(3,7)

(3,5)

(4,7)

(4,4)

(5,8)

(5,7)

(5,2)

(5,1)

(4,8)

Трудности диагностики заболевания

31

25

17

21

19

21

22

21

20

24

в условиях районной больницы

(9,8)

(10,1)

(9,9)

(10,8)

(12,0)

(12,1)

(14,1)

(15,6)

(17,1)

(19,4)

Прочие причины

28

26

14

19

18

17

9

8

2

2

 

(8,8)

(10,5)

(8,1)

(9,8)

(11,4)

(9,8)

(5,7)

(5,9)

(1,7)

(1,6)

Всего

317

247

172

194

158

173

156

135

117

124

 

Несмотря на предпринятые меры по выявлению лиц, негодных по состоянию здоровья проходить военную службу по призыву, не удалось избежать необоснованного призыва и возврата из войск молодого пополнения. В первые 3 мес прохождения военной службы уволены по состоянию здоровья с формулировкой «общее заболевание» 29 человек (0,06 %) от общего количества призывников, отправленных в войска.

На следующем этапе исследования проведен анализ результатов контрольного освидетельствования призывников, получивших по решению призывных комиссий муниципальных образований отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья (категории годности к военной службы «В», «Г», «Д»). Отбор граждан для прибытия на контрольное медицинское освидетельствование проводился врачами-специалистами областной призывной комиссии. С этой целью были изучены документы, дающие основание призывной комиссии муниципального образования принять соответствующее решение о степени годности гражданина к военной службе [«Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе»: приказ Минобороны России и Минздрава России от 23.05.2001 г. № 240/168. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12123634/].

За 10-летний период времени получили отсрочку и освобождение от призыва на военную службу (категории годности к военной службы «В», «Г», «Д») 52,2 тыс. граждан, из них 28,2 тыс. (54,1 %) вызывались на контрольное медицинское освидетельствование. Данные о контрольном медицинском освидетельствовании граждан за период с 2012 по 2021 г. представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Результаты контрольного медицинского освидетельствования граждан в 2012–2021 гг., n (%)

Показатель

Год

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Всего освидетельствовано,

5438

5766

4536

2575

2015

1852

809

1830

1505

1885

в том числе признано:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

годными к военной службе

703

471

329

245

173

79

38

212

95

191

(категории годности «А» + «Б»)

(12,9)

(8,2)

(7,3)

(9,5)

(8,6)

(4,3)

(4,7)

(11,6)

(6,3)

(10,1)

ограниченно годными к военной

4070

4347

3641

1912

1599

1581

661

1147

1005

813

службе (категория «В»)

(74,9)

(75,4)

(80,3)

(74,3)

(79,4)

(85,4)

(81,7)

(62,7)

(66,8)

(43,1)

временно негодными к военной

665

948

566

418

243

19 2

110

471

405

881

службе (категория «Г»)

(12,2)

(16.4)

(12,4)

(16,2)

(12,0)

(10,3)

(13,6)

(25,7)

(26,9)

(46,8)

негодными к военной службе

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

(категория «Д»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего отменено решений призывных

793

554

435

338

201

121

56

377

135

241

комиссий

(14,6)

(9,6)

(9,6)

(13,1)

(9,9)

(6,5)

(6,9)

(20,6)

(9,0)

(12,8)

 

Признаны годными к военной службе (категории годности «А» + «Б») 2536 граждан, что составило 10,1 % от количества прибывших. Необходимо отметить, что количество граждан, вызываемых на контрольное медицинское освидетельствование, за период с 2012 по 2021 г. уменьшилось в 2 раза. Результаты контрольного медицинского освидетельствования позволяют получить дополнительный ресурс граждан для призыва на военную службу.

Обсуждение. В городских и сельских муниципальных образованиях перед каждым призывом военный комиссариат совместно с территориальным органом управления здравоохранением разрабатывал план медицинского освидетельствования и обследования призывников, в котором предусматривались мероприятия по привлечению врачей-специалистов из медицинских организаций муниципального образования, а на недостающих врачей делали заявку в министерство здравоохранения региона. В сельских муниципальных образованиях часто отсутствовали врачи-специалисты: неврологи, окулисты, отоларингологи и психиатры. С врачами-специалистами проводили инструкторско-методический сбор, выделяли помещения для проведения медицинского освидетельствования. Каждому врачу-специалисту был предоставлен отдельный кабинет, оборудованный необходимым инструментарием и имуществом. Врачей-специалистов: хирурга, терапевта, невролога, окулиста, психиатра, стоматолога, отоларинголога на период призывной кампании откомандировывали в распоряжение председателя призывной комиссии муниципального образования, на этот период времени им выплачивали средний размер заработной платы.

За период с 2012 по 2021 г. число призывников в изучаемом регионе уменьшилось с 21,6 до 19,1 тыс., т.е. на 11,6 %. Для увеличения количества лиц, призываемых на военную службу, проводились лечебно-оздоровительные мероприятия с целью улучшения состояния здоровья молодежи и, тем самым, дополнен людской ресурс до необходимой потребности. Количество граждан, признанных по результатам медицинского освидетельствования годными к военной службе (категории годности

«А»+«Б»), в 2012 г. составляло 14,1 тыс. человек, а в 2021 г. – 14,8 тыс. человек (за исключением 2013 г. и 2014 г., когда граждан данной категории было 12,5 и 12,9 тыс. человек соответственно). Все эти граждане по медицинским показаниям реально могли быть призваны на военную службу. Показатель изъятия призывного ресурса – это количество граждан, которые могли быть отправлены на военную службу, к количеству реально отправленных на военную службу. В разные годы периода исследования данный показатель имел минимальное значение в 2020 г. и 2021 г. – 26,7 и 27,1 % соответственно, а максимальное значение – в 2013 г. и 2016 г. – 38,8 и 36,6 % соответственно.

Выводы

  1. Призывная комиссия субъекта России является связующим и контролирующим органом в системе медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе. От ее четкой и слаженной работы зависят своевременное проведение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительные мероприятия с призывной молодежью.
  2. Для качественного проведения медицинского освидетельствования граждан необходимо привлекать в состав медицинских комиссий добросовестных и ответственных врачей-специалистов, имеющих достаточный профессиональный опыт работы.
  3. На циклы повышения квалификации по военно-врачебной экспертизе в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт-Петербург) и ее филиала (Москва) следует активизировать направление врачей-специалистов центра военно-врачебной экспертизы Военного комиссариата Оренбургской области. С врачами-специалистами, работающими в составе призывных комиссий муниципальных образований, необходимо проводить учебно-методические сборы перед каждой призывной кампанией.
  4. С целью бóльшего охвата контрольным медицинским освидетельствованием граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, направлять врачей-специалистов областной призывной комиссии для проведения данной работы в муниципальные образования.
  5. По каждому случаю возврата граждан с областного сборного пункта и из войск проводить административные расследования с привлечением виновных должностных лиц к ответственности.
  6. В связи с принятым решением Президента России об увеличении численности ВС России необходимо добиться увеличения призывного ресурса.
×

About the authors

Sergey A. Kuzmin

Orenburg State Medical University

Author for correspondence.
Email: kuzmin.sergey.58@yandex.ru

Dr. Med. Sci. Associate Prof., Prof. of the Department of Disaster Medicine

Russian Federation, 6, Sovetskaya Str., Orenburg, 460000

Lyubov K. Grigorieva

Orenburg State Medical University

Email: l.k.grigoreva@orgma.ru

senior lecturer of the Department of Disaster Medicine

Russian Federation, 6, Sovetskaya Str., Orenburg, 460000

References

  1. Burdinsky E.V. Puti sovershenstvovanija sistemy komplektovanija vooruzhennyh sil i podgotovki mobilizacionnyh resursov [The ways of recruitment system improving of the armed forces and the mobilization resources preparation]. Vestnik akademii voennyh nauk [Bulletin Academy of Military Sciences]. 2016; (2):42–46. (In Russ.)
  2. Grigor’ev S.G., Evdokimov V.I., Ivanov V.V. [et al.]. Mediko-statisticheskaja harakteristika zabolevaemosti voennosluzhashhih po prizyvu Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii (2007–2016 gg.) [Medical and statistical characteristics of morbidity of military servicemen at the Armed forces (2007–2016)]. Voenno-medicinskii zhurnal [Military medical journal]. 2017; 338(10):4–14. (In Russ.)
  3. Evdokimov V.I, Chernov D.A. Uvol’njaemost’ voennosluzhashhih po prizyvu iz Vooruzhennyh sil Respubliki Belarus’ (2003–2018 gg.) [Dismission rate of conscripts from the Armed Forces of the Republic of Belarus (2003-2018)] : monograph. St. Petersburg. 2020. 83 p. (Serija «Zabolevaemost’ voennosluzhashhih» [Series Morbidity of military personnel]. Iss. 14). (In Russ.)
  4. Evdokimov V.I., Mosyagin I.G., Sivashhenko P.P. Sravnenie pokazatelej zabolevaemosti voennosluzhashhih po prizyvu Voenno-morskogo flota i Suhoputnyh vojsk Rossijskoj Federacii (2003–2018 gg.) [Comparison of the morbidity of military personnel drafted by the Navy and Ground Forces of the Russian Federation (2003–2018)] : monograph. St. Petersburg. 2019. 94 p. (Serija «Zabolevaemost’ voennosluzhashhih» [Series Morbidity of military personnel]. Iss. 12). (In Russ.)
  5. Evdokimov V.I., Chernov D.A., Sivashhenko P.P., Yeskou A.S. Mediko-statisticheskie pokazateli zabolevaemosti voennosluzhashhih po prizyvu Vooruzhennyh sil Respubliki Belarus’ i Rossijskoj Federacii (2003–2016 gg.) [Medical and statistical indicators of morbidity among conscripts in Armed forces of the Republic of Belarus and Russian Federation (2003– 2016)]. Mediko-biologicheskie i sotsial’no-psikhologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychaynykh situatsiyakh [MedicoBiological and Socio-Psychological Problems of Safety in Emergency Situations]. 2018; (2):26–50. doi: 10.25016/25417487-2018-0-2-26-50. (In Russ.)
  6. Evdokimov V.I., Chernov D.A., Sivashhenko P.P., Shamrey V.K. Pokazateli psihicheskoj zabolevaemosti voennosluzhashhih po prizyvu Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii i Respubliki Belarus’ (2003–2018 gg.) [Indicators of the mental incidence of conscript soldiers of the Armed Forces of the Russian Federation and the Republic of Belarus (2003–2018)] : monograph. St. Petersburg. 2020. 89 p. (Serija «Zabolevaemost’ voennosluzhashhih» [Series Morbidity of military personnel]. Iss. 13). (In Russ.)
  7. Zorin O.L. Problemnye voprosy obespechenija bezopasnosti voennoj sluzhby i neobhodimost’ ih pravovogo regulirovanija [Problematic issues of ensuring the security of military service and the need for their legal regulation]. Pravo v vooruzhenyh silah [Law in the Armed Forces]. 2020; (4):15–22. (In Russ.)
  8. Izbagambetova K.A. Puti sovershenstvovanija sistemy meroprijatij po podgotovke molodezhi Orenburgskoj oblasti k voennoj sluzhbe [Ways to improve the system of measures to prepare youth of the Orenburg region for military service]. Al’manah molodoj nauki [Almanac of young science]. 2022; (2):68–69. (In Russ.)
  9. Kondrat’ev S.V. Problemy komplektovanija Vooruzhennyh sil Rossijskoj Federacii v sovremennyh uslovijah [Issues of manning the Armed forces of the Russian Federation in present-day conditions]. Voennaja mysl’ [Military Thought]. 2021; (5):105–107. (In Russ.)
  10. Kuz’min S.A., Solodovnikov V.V., Vovk O.I., Grigor’eva L.K. Sostojanie zdorov’ja i fizicheskoj podgotovlennosti prizyvnikov kak osnova sistemy obespechenija nacional’noj bezopasnosti Rossii [Health and physical fitness of conscripts as the basis of the system of national security of Russia]. Bezopasnost’ zhiznedejatel’nosti [Life safety]. 2019; (11):58–60. (In Russ.)
  11. Pluzhnikov A.A., Usachev O.B. Sovremennye trebovanija k obshhevojskovym formirovanijam takticheskogo zvena [Today’s requirements for combined-arms formations at the tactical level]. Voennaja mysl’ [Military Thought]. 2022; (5):76–88. (In Russ.)
  12. Sogiyaynen A.A. Sostojanie zdorov’ja voennosluzhashhih po prizyvu kak pokazatel’ jeffektivnosti profilakticheskih meroprijatij vo vremja podgotovki grazhdan k voennoj sluzhbe [Physical condition of military conscription servants as an indicator of prophylactic activities’ efficiency during preparation of citizens for military service]. Obshhestvennoe zdorov’e i zdravoohranenie [Public health and health care]. 2019; (3):15–21. (In Russ.)
  13. Shepilov S.V., Malichenko I.P. Perspektivnye napravlenija razvitija social’noj politiki v Vooruzhennyh silah RF [Prospective directions of development of social policy in the Armed forces of the Russian Federation]. Upravlenie personalom i intellektual’nymi resursami v Rossii [Management of the personnel and intellectual resources in Russia]. 2018; (3):15–22. doi: 10.12737/article_5b5090491d7942.04218075 (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».