Особенности качества жизни первоклассников с учетом гендерных различий и когнитивных способностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель: изучить особенности качества жизни первоклассников с учетом гендерных различий и когнитивных способностей. Дизайн: открытое проспективное нерандомизированное сравнительное клиническое исследование. Материалы и методы: Обследован 631 ребенок – учащиеся первых классов средних общеобразовательных школ без специализированного уклона № 110, 83, 75, 67, 9 г. Ростова-на-Дону с использованием международного опросника PedsQL 4.0 – Pediatric Quality of Life Inventory. Для оценки когнитивного развития детей использовалась шкала Д. Векслера с определением интеллектуального коэффициента. Результаты: у первоклассников с высоким уровнем когнитивного развития снижены показатели физического и эмоционального функционирования, а также общий балл качества жизни. У девочек с высоким интеллектуальным коэффициентом, по сравнению с мальчиками, ниже физическое, эмоциональное, школьное функционирование и более высокие показатели социального функционирования. Показатели качества жизни у детей с высоким уровнем когнитивного развития не отражают аналогичные у детей, успевающих на «отлично». Заключение: выявленные особенности качества жизни первоклассников с разным уровнем когнитивного развития требует дифференцированного медико-психолого-педагогического сопровождения детей в данный возрастной период и дальнейшего изучения их здоровья.

Полный текст

Понятие качество жизни (Quality of Life), как научный термин, было введено в середине ХХ столетия. В настоящее время оно является междисциплинарной дефиницией, трактовка которой находится в постоянной динамической трансформации и различается в зависимости от профиля научного направления, в котором используется. По мнению большинства исследователей, оно определяется физическими, социальными, эмоциональными факторами, характеризующими интеллектуальную, культурную и физическую стороны жизнедеятельности человека, а также степень жизнеобеспечения и безопасности самой жизни [1].

В мировой практике с точки зрения здравоохранения, системообразующим понятием качества жизни является здоровье, что обусловило появление концепции «качество жизни, связанное со здоровьем» (health related quality of life – HRQL). Экспертами Международного центра исследования качества жизни разработаны составляющие HRQL, характеризующие физическое, эмоциональное, психологическое и социальное функционирование человека, основанное на его субъективной оценке. В настоящее время исследование качества жизни (КЖ) в медицине – это уникальный подход, позволяющий принципиально изменить традиционный взгляд на проблему состояния здоровья и комплексно изучить критерии КЖ, оценивая показатели функционирования, составляющие здоровье [2].

Если количество публикаций, касающихся взрослого населения в этом направлении, набирает обороты, то в детской популяции являются единичными.

Наиболее широко используемой дефиницией качества жизни в педиатрии является определение J. Bruil (1998): «Качество жизни – это восприятие и оценка ребенком различных ее сфер, имеющих для него значение, и те ощущения, которые связаны для него с проблемами в функционировании» [3].

Одной из таких важных сфер для жизни ребенка является школьное обучение и все составляющие, наполняющие это обучение: будь то секции, увлечения или кружки. Показаны взаимосвязи качества жизни детей и подростков со школьной успеваемостью. Но начало обучения ребенка в школе весьма часто является не только ответственным, но и крайне сложным этапом жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с изменением образа жизни и необходимостью приспосабливаться к условиям пребывания в школе, что послужило основанием для изучения качества жизни детей начальных классов. Однако работы, касающиеся процессов адаптации и качества жизни младших школьников в зависимости от их физиологических способностей, посвящены в подавляющем большинстве детям с ограниченными возможностями здоровья и детям с низкими показателями когнитивного развития/интеллектуальными нарушениями [4].

Относительно детей с высоким уровнем интеллектуального развития сложилось мнение об отсутствии проблем во всех отношениях по аналогии крылатого выражения: Mens sana in corpore sana – «Здоровый ум в здоровом теле». Такая ситуация обусловлена в первую очередь тем, что интерес к самому «дару» высоких когнитивных способностей у детей часто снижает внимание к значимости показателей здоровья развивающегося ребенка, что нередко приводит к перекосу развития отдельных функций организма. Однако, как показывают единичные работы, проведенные на небольшом количестве наблюдений, проблемы здоровья у данной группы детей все-таки существуют, в том числе и в гендерном разрезе [5, 6, 7].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Изучение качества жизни (КЖ) при помощи международного опросника PedsQL 4.0 первоклассников с высоким когнитивным развитием в гендерном разрезе.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Открытое проспективное нерандомизированное сравнительное исследование проводилось в средних образовательных школах без специализированного уклона № 110, 83, 75, 67, 9 г. Ростова-на-Дону. В исследование был включен 631 ребенок первых классов, средний возраст (7 ± 0,06) года.

Основным инструментом оценки качества жизни детей явился международный опросник PedsQL 4.0 – Pediatric Quality of Life Inventory. Выбор данного инструмента для обследования был обусловлен адаптированностью к соответствующему детскому возрасту, возможностью оценить физическое функционирование (ФФ), эмоциональное (ЭФ), социальное (СФ) и школьное (ШФ) функционирование, с расчетом общего балла (ОБ) по шкале Ликерта [8], и максимальным отражением понятия «здоровья», данного в преамбуле к Уставу ВОЗ, принятому на Международной конференции здравоохранения в 1946 г.

Для оценки когнитивного развития детей использовалась шкала Д. Векслера, дающая возможность определить показатели вербального и невербального интеллектуального коэффициента (IQ), а также общий IQ [9].

Исследования проводились с получением письменного информированного согласия родителей/опекунов и разрешения Межвузовского этического комитета.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием программ Microsoft Office Excel 7.0. Для определения достоверности различий использовали U-критерий Манна – Уитни. Количественные признаки характеризовали с помощью расчета среднего арифметического значения и среднего квадратичного отклонения (M ± σ).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Использование теста Векслера позволило определить группы детей с разным уровнем IQ: 120 баллов и выше – I группа (66 человек); 90 – 119 баллов – II группа (491 человека) и 89–79 баллов – III (74 человек). В I группе оказалось 36 мальчиков и 30 девочек, во II группе – 252 мальчика и 239 девочек, в III – 35 и 39 соответственно. Статистической разницы между количеством мальчиков и девочек в группах мы не обнаружили.

Дальнейшее исследование было направлено на изучение показателей КЖ мальчиков и девочек с разными значениями IQ. Установлено, что у мальчиков II группы значения ФФ было в среднем на 7–6 баллов выше, нежели в I и III группе (табл. 1). У девочек I группы показатели ФФ были самыми низкими.

 

Таблица 1

Показатели КЖ у первоклассников в гендерном разрезе (M ± σ)

Аспекты КЖ

Пол

Группы детей

I (n = 66)

II (n = 461)

III (n = 74)

ФФ

м

80,58 ± 101,0 Д, II

87,56 ± 23,28 Д, I*,III

81,02 ± 112,19 II

д

75,04 ± 10,31 II

82,68 ± 35,02I*

79,92 ± 146,23

ЭФ

м

72,23 ± 10,04 Д, II

80,12 ± 40,25 I, III*

69,46 ± 19,00 II

д

67,01 ± 17,21 II

78,41 ± 54,15 I*, III*

67,00 ± 20,03 II*

СФ

м

74,32 ± 10,14 Д, II, III

88,01 ± 26,39 Д, I, III

79,13 ± 9,17 Д, I*

д

79,68 ± 10,09 III

82,39 ± 43,00 III

73,45 ± 11,39 I, II

ШФ

м

78,62 ± 11,08 Д, II, III

69,29 ± 23,18 I, III

64,50 ± 9,07 I, II

д

72,53 ± 15,15 III

72,24 ± 40,05 III

63,09 ± 16,051, II

ОБ

м

76,12 ± 10,08 II

81,77 ± 16,11 Д, I, III

73,81 ± 6,17 Д, II

д

73,19 ± 9,01 II

78,29 ± 24,08 I, III

70,48 ± 146,04 II

I достоверность отличий с показателями детей I группы по рассматриваемому аспекту КЖ, p < 0,05, I * p < 0,01;

II достоверность отличий с показателями детей II группы по рассматриваемому аспекту КЖ, p < 0,05, II* p < 0,01;

III достоверность отличий с показателями детей III группы по рассматриваемому аспекту КЖ, p < 0,05, I* p <0,01; Д достоверность отличий с девочками, p < 0,05.

 

Эмоциональное функционирование у первоклас- сников II группы было выше по сравнению с другими группами в среднем на 8–11 баллов. При этом у мальчиков с высоким когнитивным развитием ЭФ было статистически значимо выше, нежели у девочек. Мониторинг СФ выявил также гендерные различия. У мальчиков I группы СФ было ниже, а II и III групп на 5–6 баллов выше, чем у девочек. У последних показатели между девочками I и II группами не имели статистических отличий и были более высокими по сравнению с уровнем СФ девочек III группы. У мальчиков же самые высокие показатели наблюдались во II группе, а самые низкие в I. Исследование показало самые высокие уровни ШФ у мальчиков I группы, показатели которого у них были в среднем на 10–13 баллов выше в сравнении с другими группами. У девочек же I и II групп ШФ не имело статистической разницы, но было выше на 9–10 баллов, чем у девочек III группы. Изучение показателей ОБ КЖ первоклассников позволило установить, что как девочки, так и мальчики высокого когнитивного развития имели более низкие его значения по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития и статистически не отличались от общего функционирования детей с низкими показателями IQ.

Проведение анализа академической успеваемости первоклассников с высоким когнитивным развитием показало, что 31,82 % детей учатся на «хорошо», «удовлетворительно» и даже «плохо». Причем, гендерных различий между показателями «успешности» и «неуспешности» мы не выявили. Это послужило основанием для изучения КЖ детей с разной успеваемостью для выяснения соответствия с когнитивным развитием.

Исследование показало, что ФФ у мальчиков, успевающих на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» было статистически значимо выше, нежели у девочек (табл. 2).

Все первоклассники с означенной успеваемостью имели более высокие показатели по сравнению с «плохо» успевающими детьми. ЭФ мальчиков, успевающих на «отлично», на 4–5 баллов, ниже успевающих на «хорошо» и в такой же степени выше, чем у девочек с аналогичной академической успешностью. При этом как у мальчиков, так и у девочек, успевающих на «отлично», значения ЭФ превалировали только над показателями «плохо» успевающих детей. Дальнейшее исследование позволило установить, что СФ у мальчиков, успевающих на «отлично» также выше, нежели показатели у девочек в среднем на 5–6 баллов. Сравнительный анализ показал превалирование значений СФ у всех первоклассников, «хорошо» и «удовлетворительно», успевающих над показателями детей, успевающих на «отлично». Изучение ШФ выявило прогредиентную динамику нарастания в направлении школьной успешности. Установлено, что чем выше академическая успеваемость детей, тем выше наблюдались показатели ШФ как у мальчиков, так и у девочек. Тем не менее, показатели ШФ у девочек были статистически значимо ниже, чем у мальчиков. Показатели ОБ не показали статистической разницы у успевающих детей, кроме «плохо» успевающих. В этой группе показатели оказались самыми низкими на фоне отсутствия разницы между значениями девочек и мальчиков. В то время как в остальных группах ОБ КЖ у мальчиков был значимо выше.

 

Таблица 2

Показатели качества жизни девочек и мальчиков первого класса в зависимости от школьной успеваемости (M ± σ)

Аспекты КЖ

Пол

«Отлично» (n = 72)

«Хорошо» (n = 323)

«Удовлетвори-тельно» (n = 212)

«Плохо» (n = 24)

ФФ

М

85,02 ± 10,17 Д, П

88,15 ± 24,06 Д, П

86,07 ± 16,43 Д, П

74,23 ± 13,54 О, Х, У

Д

80,04 ± 12,07 П

82,31 ± 41,28 П*

81,16 ± 23,06 П*

72,69 ± 6,08 О, Х, У

ЭФ

М

74,01 ± 10,08 Д, Х, П

79,12 ± 19,33 Д, О, П

77,29 ± 35,06 П*

66,54 ± 6,32 Д, О, Х, У

Д

69,13 ± 9,0 Х, У, П

74,39 ± 55,43 О, П*

76,51 ± 22,48Х, II

61,42 ± 6,6 О, Х, У

СФ

М

78,32 ± 10,02 Д, Х, У

87,18 ± 36,25 О, П*

83,29 ± 13,33 Д, О, П

74,68 ± 10,12 Х, У

Д

73,46 ± 9,18 Х, У

86,32 ± 48,21 Х, П

78,41 ± 11,03 О, Х

74,19 ± 10,73 Х

ШФ

М

78,55 ± 8,38 Х, У, П

74,38 ± 16,3 Д, О, У, П

68,59 ± 14,59 Д, О, Х, П

60,19 ± 10,24 О, Х, У

Д

77,99 ± 14,4 Х, У, П

69,83 ± 24,46 Х, У, П

63,92 ± 16,6 О, Х

60,51 ± 8,03 О, Х

ОБ

М

79,15 ± 8,21 Д, П

82,53 ± 17,24 Д, П

79,12 ± 11,78 Д, П

70,03 ± 5,06

Д

74,92 ± 10,38 П

78,14 ± 357,99 П*

74,95 ± 15,61 П

69,33 ± 4,22

О Достоверность отличий с показателями детей, успевающими на «отлично» по рассматриваемому аспекту КЖ (p < 0,05), I р < 0,01;

Х достоверность отличий с показателями детей успевающими на «хорошо» по рассматриваемому аспекту КЖ (p < 0,05);

У достоверность отличий с показателями детей, успевающими на «удовлетворительно» по рассматриваемому аспекту КЖ (p < 0,05);

П достоверность отличий с показателями детей, успевающими на «плохо» (p < 0,05); П* р < 0,01;

Д достоверность отличий показателей мальчиков с показателями девочек по рассматриваемому аспекту КЖ, p < 0,05.

 

Выявленные более низкие показатели ФФ и ЭФ у детей с высоким когнитивным развитием, по сравнению с первоклассниками со средними и нормальными интеллектуальными способностями, могут отразиться на их состоянии здоровья в целом. При этом разница в уровне ФФ между мальчиками и девочками создает необходимость дифференцированного подхода оптимизирующих мероприятий. Требует внимания также самое низкое СФ мальчиков с высокими показателями IQ, по сравнению с детьми других групп. Снижение ОБ КЖ первоклассников с высокими когнитивными способностями по сравнению с детьми среднего интеллектуального развития свидетельствует об ориентации школьных условий на «усредненного» ученика и требует организации на основе индивидуальных особенностей детей. Отсутствие гендерных отличий ОБ на фоне дисбаланса соотношений отдельных его аспектов у мальчиков и девочек с высоким уровнем IQ свидетельствует о необходимости обращать внимание, прежде всего, на составляющие показатели общего балла.

Наблюдение за КЖ детей с позиций и успеваемости в школе не в полной мере совпадает с показателями когнитивного развития. Так если у детей с высокими значениями IQ наблюдались самые низкие уровни ФФ, то у первоклассников, успевающих на «отлично», они выше показателей «плохо» успевающих детей, но ниже чем у детей, успевающих на «хорошо» и «удовлетворительно». Исследование ЭФ при разной академической успеваемости также показало ее несоответствие уровню интеллектуального развития, так как превалирование значений ЭФ у мальчиков мы наблюдали при всех показателях успеваемости, кроме «удовлетворительного», на фоне стабильно высоких показателях ЭФ при высоком когнитивном развитии у мальчиков. При высоком когнитивном развитии СФ находилось на самом низком уровне, а успевающих на «отлично» детей оно снижалось до значений «плохо» успевающих. Разнонаправленность изменений отдельных составляющих ОБ КЖ обусловила отсутствие статистически значимых отличий его уровня в целом у большинства первоклассников при разной академической успеваемости, что делает его малоинформативным при оценке КЖ в целом у детей с разной успешностью и свидетельствует о необходимости более детального изучения особенностей здоровья с учетом когнитивных способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

У мальчиков и девочек первого класса с высоким уровнем когнитивного развития (IQ 120 баллов и выше) снижены показатели физического и эмоционального функционирования, а также общий балл качества жизни (опросник PedsQL 4.0), по сравнению с первоклассниками среднего интеллектуального развития (IQ 90–119 баллов).

У девочек высокого когнитивного уровня, по сравнению с мальчиками аналогичной группы, статистически значимо ниже физическое, эмоциональное, школьное функционирование и более высокие показатели социального функционирования.

У мальчиков с IQ 120 баллов и выше зарегистрированы самые высокие уровни школьного функционирования (78,62 ± 12,18) балла.

Показатели качества жизни, как у мальчиков, так и у девочек с высоким уровнем когнитивного развития, не отражают аналогичные у детей, успевающих на «отлично».

Дисбаланс качества жизни первоклассников с разным уровнем когнитивного развития требует дифференцированного медико-психолого-педагогического сопровождения детей в данный возрастной период.

×

Об авторах

Александр Анатольевич Лебеденко

Ростовский государственный медицинский университет

Email: leb.rost@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-4525-1500

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детских болезней № 2, проректор

Россия, Ростов-на-Дону

Ирина Борисовна Ершова

Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки

Email: irina-ershova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9780-9436

доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций

Россия, Луганская Народная Республика

Артём Михайлович Левчин

Ростовский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: temalg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2016-2616

кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских болезней № 2

Россия, Ростов-на-Дону

Список литературы

  1. Перельман Н.Л. История и методологические основания представлений о качестве жизни // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2019. – № 72. – С. 112-119.
  2. Зубец А.Н. Российские и международные подходы к измерению качества жизни // Финансовый университет при правительстве Российской Федерации. М.: 2020. – С. 112.
  3. Bruil J., Maes S., Le Coq L., Boeke J. The development of the Hov Are You. (HAY), a quality of life questionnaire for children with a chronic illness. Quality of life News litter. – 1998. – № 3. – С. 9.
  4. Панова М.А. Особенности социализации младших школьников с нарушением интеллекта // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1(12). – С. 3-6.
  5. Ершова И.Б. Особенности тревожности, вегетативных проявлений и адаптации детей начальных классов при разном когнитивном уровне развития // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. – 2020. – № 12(3). – С. 55-62. doi: 10.17816/mechnikov39489.
  6. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Дедышева Н.Н. Исследование адаптации первоклассников с учётом гендерных различий // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – 12(202). – С. 486-493.
  7. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. – 2018. – 10(1). – С. 1–7.
  8. Новикова А.А., Ларкина И.В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями – необходимое условие успешной адаптации в обществе // Молодой ученый. – 2017. – 35(169). – С. 93-96.
  9. Всемирная организация здравоохранения. Женева; 2014.
  10. Векслер Д. Шкала интеллекта Векслера для детей - пятое издание. Блумингтон, Миннесота: Пирсон; 2014.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лебеденко А.А., Ершова И.Б., Левчин А.М., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».