ХАРАКТЕР СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ТЕЛЕСНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО И ЭКРАННО-ЦИФРОВОГО ОПЫТА У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
- Авторы: Пегов В.А.1, Матвеева А.В.1, Бескостова А.А.1
-
Учреждения:
- Смоленский государственный университет спорта
- Выпуск: № 5 (2025)
- Страницы: 13-19
- Раздел: Общая педагогика, история педагогики
- URL: https://ogarev-online.ru/1994-4683/article/view/299737
- DOI: https://doi.org/10.5930/1994-4683-2025-19-19
- ID: 299737
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования – определить характер соотношения между показателями телесно-двигательного и экранно-цифрового опыта школьников и студентов.
Методы и организация исследования: опрос (анкетирование), дисперсионный анализ. Применяли анкету закрытого типа с вопросами, ответы на которые давали характеристику телесно-двигательного и экранно-цифрового опыта испытуемых по 10-бальной шкале (от 0 до 9 баллов). Всего определяли 89 показателей. В исследовании приняли участие школьники 9-11 классов и студенты 2-3 курсов бакалавриата, 1 курса магистратуры СГУС.
Результаты исследования и выводы. Проведённое исследование показало, что свыше 70% испытуемых более 3-х часов в день находятся перед различными экранами (компьютеры, смартфоны и проч.). Средний возраст, когда они стали пользоваться электронными гаджетами, примерно 9 лет. Опрошенные мужского пола статистически значимо больше времени проводят за компьютерными играми, которые носят спортивный или агрессивный характер. Более 40% школьников и студентов, по их оценкам, имеют необычные переживания тела и изменённые состояния сознания. Для этой группы испытуемых характерно, что у них в меньшей степени развиты двигательные качества (выносливость и ловкость), ориентация в пространстве и периферическое зрение, телесно-двигательный опыт в детстве меньше способствовал пониманию ими самих себя, они больше проводят времени за компьютером.
Ключевые слова
Об авторах
Владимир Анатольевич Пегов
Смоленский государственный университет спорта
Email: pegwlad@rambler.ru
Кафедра педагогики и психологии, доцент 1999, кандидат педагогических наук
Анна Владимировна Матвеева
Смоленский государственный университет спортакандидат педагогических наук
Анастасия Александровна Бескостова
Смоленский государственный университет спорта
Список литературы
- Пегов В. А. Педагогика, основанная на телесности человека. Критика бестелесной педагогики и современное телесное воспитание : монография : в 2-х ч. Смоленск : СГАФКСТ, 2020.
- Age of First Smartphone/Tablet and Mental Wellbeing Outcomes // Sapiens Lab. 2023. May 15. P. 26.
- The effect of smartphone usage time on posture and respiratory function / Jung S. I., Lee N. K., Kang K. W., Kim K., Lee D. Y. doi: 10.1589/jpts.28.186 // The Journal of Physical Therapy Science. 2016. No 28. P. 186–189.
- Костанди М. Я тело, только тело. Исследование телесности, сознания и ампутированных конечностей. Москва : Издательство АСТ, 2024. 320 с.
- Held R., Hein A. Movement-Produced Stimulation in the Development of Visually Guided Behavior. doi: 10.1037/h0040546 // Journal of Comparative and Physiological Psychology. 1963. Nо 56 (5). P. 872–876.
Дополнительные файлы
