Том 18, № 4 (2021)

Обложка

Весь выпуск

Направления модернизации образования

Уроки лидерства для инженеров

Туктамышова А.М., Габдрахманова Г.Р., Гильмутдинов А.Х.

Аннотация

Цель данного исследования — разработка и реализация нового магистерского курса «Уроки лидерства», созданного для развития лидерских качеств выпускников инженерных вузов и таких аспектов, как саморазвитие, карьера, наставничество. Фокус внимания был обращен на подготовку элиты инженерного образования посредством приобретения ими знаний, навыков и опыта, которые позволят осознанно подойти к построению не только успешной профессиональную карьеры, но и в целом счастливой жизни.

В представленный магистерский курс внедрены лучшие российские практики развития лидерских качеств, передовой опыт российских и зарубежных университетов, а также уникальная американская методика преподавания, направленная на особенности обучения инженерных кадров. В исследовании применялся сравнительный анализ до и после начала прохождения курса посредством анкетирования на входе и выходе, наблюдение за ростом личностной активности выпускника. Результаты исследования, с одной стороны, обнажают проблемы подготовки современных инженерных кадров: ограничивающие убеждения («я не могу выучить английский язык», «подать на грант и найти интересную работу слишком сложно»); неспособность ответить на вопросы о том, как найти дело своей жизни, стать успешным, сформировать добрые отношения с людьми; с другой стороны — воодушевляют, так как очевидны следующие показатели: успешное усвоение лидерских инструментов и навыков и, как следствие, повышение активности при подаче заявок на грант, участие в международных конференциях, успешная сдача экзамена IELTS и др. Проанализировав эти результаты, команда авторов утвердилась в необходимости интеграции курса в основную учебную программу магистратуры. Команда авторов курса полагает, что результатами реализации проекта «Уроки лидерства» могут стать: интерес к курсу не только среди магистров, но и среди специалистов и учащихся школ инженерного профиля, повышение личностной активности обучающихся, их востребованность на рынке труда, а также укрепление связей между работодателями и университетом.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):5-20
pages 5-20 views

Механизмы взаимодействия работодателей и профессиональных образовательных организаций в ситуации неопределенности

Фомицкая Г.Н., Базарова Т.С.

Аннотация

В ситуации неопределенности происходит быстрая смена приоритетов, что находит отражение как в требованиях к уровню профессиональной подготовки специалистов, так и в запросах работодателей на новые специальности. Перечень специальностей и направлений подготовки рабочих кадров для экономики региона в республиканской системе среднего профессионального образования формируется на основе заявок работодателей на 5-летнюю перспективу, но в ситуации неопределенности никто не может гарантировать, что через 5 лет выпускники той или иной специальности или профессии будут востребованы на рынке труда. Для достижения баланса в обозначенной проблеме необходимы разработка и внедрение новых механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями. Целью проведения данного исследования является определение на основе анализа показателей приемной кампании и трудоустройства выпускников системы СПО Республики Бурятия перечня востребованных специальностей СПО, описание и выявление эффективных механизмов взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями, позитивно влияющих на качество подготовки специалистов и показатели их трудоустройства по специальности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):21-34
pages 21-34 views

Обучение онлайн

Стратегии проведения дистанционных научных мероприятий для лиц с нарушениями зрения

Градалева Е.А., Хьюстон М.

Аннотация

Статья посвящена изучению реализации дистанционного обучения для лиц с нарушениями зрения. Целью исследования является изучение условий, которые необходимы при включении в программу участников с данной нозологией. Инструментарий исследования включает анализ социально-педагогической литературы, изучение мирового опыта применения дистанционного обучения и проведения мероприятий в режиме онлайн, в частности опыта американского фонда для слепых, а также результатов исследований, проводимых в рамках Международного конкурса презентаций. Анализ показывает, что в мире уже создано множество программ для дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), однако в России проведению научных мероприятий с инклюзией пока уделяется мало внимания. Для решения данной проблемы авторы предлагают разработку собственных дистанционных мероприятий на русском языке для лиц с нарушениями зрения, а также включение данной категории лиц в научные мероприятия, существующие сейчас для широкой аудитории. Это возможно путем адаптации уже имеющейся системы дистанционного образования. Статья описывает платформы, позволяющие проводить мероприятия для незрячих и слабовидящих участников, программное обеспечение, которое может быть использовано совместно со вспомогательными технологиями, в том числе приложения для смартфонов. Проведен анализ способов представления визуального ряда. Особое внимание уделяется стратегиям проведения вебинаров в рамках научных конференций с инклюзией. Данное исследование может иметь практическую пользу и использоваться в качестве руководства при планировании и проведении дистанционных научных мероприятий для лиц с нарушениями зрения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):35-44
pages 35-44 views

Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования

Рындак В.Г.

Аннотация

Согласно системному подходу в статье раскрывается теория и опыт цифровизации системы инклюзивного образования. Использованы такие методы исследования, как ретроспективный анализ развития цифровизации образовательного процесса инклюзивного образования в России и за рубежом, беседы, анализ портфолио, ситуаций, опыта педагогического колледжа им. Н.К. Калугина (г. Оренбург), оценка и самооценка бакалавров, педагогов, обобщение и систематизация полученных данных; статистические методы, кластерный анализ, анкетирование, анализ мнений родителей об условиях и качестве инклюзивного образования, анализ мнений студентов об условиях и качестве профессионального обучения. Получены следующие результаты: дан теоретический анализ и анализ результатов исследования, что позволило уточнить сущность цифровых технологий как совокупности цифровых устройств и информационно-коммуникативных технологий; определить ассистивные средства для решения коррекционно-компенсаторных задач, категории цифровых устройств для решения задач инклюзивного образования; выявить принципы, методы и технологии цифрового (электронного) обучения в контексте инклюзивного, преимущества и недостатки электронного обучения, модели организации инклюзивного образования с применением электронного обучения, бесплатные сервисы, платные образовательные платформы, их возможности, преимущества и недостатки в инклюзивном образовании; выявить средства интеллектуальной информационной поддержки в цифровой образовательной среде, дидактический потенциал образовательной платформы, виртуальный фонд научных эффектов, обеспечивающий учебно-методическую поддержку инклюзивного образовательного процесса, его архитектурные компоненты; определить направления виртуального фонда научных эффектов. Отмечено, что эффективность и качество инклюзивного образования обеспечивают индивидуальные образовательные траектории, методический ресурс интегрирует методики обучающих мероприятий в электронной среде, онлайн-обучение, доступ к цифровым технологиям. Уточнен опыт организации дистанционного инклюзивного образования и инклюзивного группового виртуального обучения. Доказано, что цифровизация является целью и средством обеспечения эффективности инклюзивного образования; выявлены трудности студентов и роль педагогов как профессиональных партнеров в их устранении; определены цифровые устройства для решения задач инклюзивного образования. Принципы, методы и технологии цифрового (электронного) обучения представлены в контексте взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):45-56
pages 45-56 views

Информационное пространство как фактор оптимизации самообразования будущих специалистов

Мингажева Е.А.

Аннотация

Качество подготовки специалиста в вузе обусловлено качеством образовательного процесса, в ходе которого необходимо учитывать ситуацию на рынке труда. Оно во многом зависит и от самообразования обучающегося, которое представляется сложным и ограниченным в условиях пандемии. Сегодняшние реалии диктуют методы и формы процесса самообразования обучающихся. Во время пандемии обучающиеся практикуют самообразование на дистанционной основе. Данную форму рассматриваем как сложную функциональную систему со своей логикой развития и относительно самостоятельными этапами протекания обучения посредством сети Интернет. Ежедневно наблюдаются изменения в разных сферах деятельности, что повышает требования к качеству образования конкурентоспособной личности; анализируется идея обучения онлайн с использованием электронных информационных платформ, которые служат средством самообразования обучающихся в вузе. Значимым становится процесс организации образовательного процесса по дисциплинам и заданиям с позиции цифровизации — путем внедрения современных цифровых технологий в процесс образования академических курсов на момент пандемии в стране и в мире в целом. Понятийный аппарат, рассматриваемый в статье: «информационное пространство», «образовательное пространство», «самообразование», «компетенция», «компетентностный подход». Уточняется необходимость преподавания дисциплины в совокупности для приобретения профессионального опыта; обосновывается идея раскрытия и обогащения внутреннего потенциала каждого человека, его развития и самообразования в течение всей жизни; дается подробный анализ психолого-педагогической литературы. Результаты комплексного исследования, проведенного в Челябинском государственном университете, подтверждают зависимость коммуникативной компетенции от самообразования обучающегося в процессе пандемии.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):57-72
pages 57-72 views

Теория педагогики

Педагогические ситуации: разность интерпретаций

Доброва В.В.

Аннотация

Учитывая необходимость уточнения терминологической базы современной педагогики, в статье обсуждается концепт «педагогическая ситуация» и его место в педагогическом дискурсе в кросс-культурном аспекте. Сегодня понятие «ситуация» приобретает общеметодологическое значение, хотя и не имеет четкого определения. На основе анализа междисциплинарных исследований мы пришли к выводу, что интегральное понятие «ситуация» включает в себя: наличие субъектов, динамичность, внешние условия, причинно-следственные связи, хронотоп. Анализ научных источников показал, что в педагогическом дискурсе русскоязычных и англоязычных авторов термин «педагогическая ситуация» используется некорректно, понятие «педагогическая ситуация» на теоретическом уровне идентифицируется с другими педагогическими категориями, отсутствует единый подход к ее определению. Так, анализ педагогической ситуации в русскоязычном педагогическом дискурсе сосредоточен на формулировке педагогической задачи, а в англоязычной педагогической традиции за основу принимается треугольник, включающий учителя, ученика и содержание. В проводимом кросскультурном и отчасти междисциплинарном исследовании «педагогическая ситуация» условно понимается как процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности (образовательного процесса) с определенной задачей в определенном месте и времени.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):73-82
pages 73-82 views

Влияние профессионально-педагогического сообщества на деятельность современного педагога

Лапина А.С.

Аннотация

В статье показано, что динамично происходящие в образовании изменения диктуют педагогам все новые требования, для выполнения которых требуется интеграция их усилий в рамках профессионально-педагогического сообщества. Целью исследования было уточнение роли профессионально-педагогического сообщества при решении учителем профессиональных задач. При помощи контент-анализа научных статей были рассмотрены многочисленные и разрозненные категории, описывающие понятие профессионально-педагогического сообщества, произведен их синтез в форме ментальной карты, анализ которой позволил выявить влияние этоса профессионально-педагогического сообщества на содержание деятельности отдельного педагога. На основе обзора функций, осуществляемых педагогом, которые приведены в нормативных документах, регламентирующих деятельность сферы образования, дано обоснование требований к компетенциям педагога. Произведенное сравнение профессиональных задач, решаемых педагогами (методологической, информационной и коммуникативно-регуляционной направленностей), позволило обнаружить их согласованность с задачами профессионально-педагогического сообщества (саморазвитие и управление сообществом, развитие педагогической профессии в целом), что делает его перспективным средством для решения современных педагогических проблем. Разработанная ментальная карта, наглядно демонстрирующая взаимосвязь между характеристиками, используемыми для описания профессионально-педагогического сообщества, может быть использована для дальнейшего изучения феномена профессионально-педагогического сообщества.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):83-100
pages 83-100 views

Портрет современного учителя в новой цифровой реальности

Петраш Е.А., Сидорова Т.В.

Аннотация

В статье актуализируется значимость модификации портрета учителя ХХI века, который трансформируется в эпоху неопределенности. На основе теоретического анализа авторы зафиксировали современные требования, которые предъявляются к учителю, работающему в цифровой эпохе: профессиональная, креативная, информационно-коммуникационная, социальная компетентности; многозадачность; эмоциональный интеллект; культурная, профессиональная и педагогическая мобильности. Были выявлены отличия между учителем сегодняшнего дня и педагогом, который работал в школе 10 лет назад; определены профессиональные риски. В ходе эмпирического исследования были использованы количественные (анкетирование, контент-анализ) и качественные (опрос, интервью, включенное и невключенное наблюдение, анализ творческих работ педагогов) методы. В исследовании приняли участие 300 педагогов из Псковской и Московской областей, а также из города Санкт-Петербурга. Проведенное эмпирическое исследование позволило дополнить профессиограмму учителя практико-ориентированными навыками. По результатам исследования авторы предлагают программу профессионального развития учителей под названием «Современный учитель и вызовы ХХI века». Программа повышения квалификации для учителей основана на положениях системно-деятельностного, антропологического и синергетического подходов и реализуется посредством интерактивных форм работы. Предложена тематика занятий, формы проведения, а также описаны особенности взаимодействия с педагогами в рамках курсов. Практическая значимость исследования заключается в возможности содержательного обновления и внедрения программ повышения квалификации педагогов, работающих в цифровую эпоху. Профессиограмма современного педагога претерпела трансформацию: многозадачный учитель-менеджер, владеющий техническими средствами и умеющий находить контакт с детьми, живущими в цифровой реальности, становится педагогом новой формации.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):101-114
pages 101-114 views

Теория и методология образования

Развитие интеллектуально-творческих способностей как педагогический феномен

Юмашина Ю.Ю.

Аннотация

Статья посвящена исследованию дивергентного мышления как одной из структур интеллектуально-творческого развития у младших школьников с нарушениями речи. Выявление особенностей творческого мышления младших школьников указанной выше группы легло в основу нашего исследования по обоснованию и экспериментальной проверке возможности применения модульно-обобщающей технологии развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников в инклюзивном образовательном процессе. Объектом нашего исследования был выделен процесс развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся в инклюзивном образовательном процессе. Предметом исследования служит модульно-обобщающая технология развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников. В рамках проведенного исследования были проанализированы методологические основы интеллектуально-творческого развития младших школьников с нарушениями речи. Подобран инструментарий исследования дивергентного мышления для младших школьников, в который вошли 6 субтестов по методике исследования дивергентного мышления в модификации Е.Е. Туник, Д.Б. Богоявленской, Т.А. Барышевой, результаты были обработаны статистически: расчет средних значений, стандартных отклонений; произведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена. Выделены основные компоненты дивергентного мышления школьников младшего возраста в контексте их общего интеллектуально-творческого развития. Конкретизированы понятия «интеллектуально-творческое развитие», «дивергентное мышление», «типология младших школьников с нарушениями речи». В ходе исследования были получены объективные показатели развития дивергентного мышления, а также особенности данного типа мышления у младших школьников с речевыми нарушениями. Автором показаны особенности дивергентного мышления младшего школьника. Полученные результаты могут помочь педагогам в разработке и подборе адекватных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе с младшими школьниками с нарушениями речи.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):115-128
pages 115-128 views

Образовательный модуль в формате blended learning для университетов и программ дополнительного образования

Егорова И.П., Абашкин А.А., Мосин В.Г.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме реализации образовательных программ высшего образования в условиях цифровизации и перехода к онлайн-формам преподавания. В качестве базовой модели рассматривается смешанная форма преподавания, когда вся информационная часть образовательного курса выносится в онлайн, но при этом практические занятия осуществляются аудиторно в традиционной контактной форме. В статье детально и по шагам рассматривается процедура создания, внедрения и эксплуатации образовательного модуля, реализуемого в смешанном гибридном формате, и фактически приводится технология преподавания, которая может широко тиражироваться в самых разнообразных образовательных направлениях. В качестве примера в статье рассматривается образовательный модуль блока «Теоретико-вероятностные методы анализа данных», включающий в себя видеоконтент в объеме 100–150 роликов продолжительностью 8–10 минут, среду коммуникации, печатные материалы и пошаговую инструкцию по эксплуатации. Рассматриваются вопросы производства контента, его временной и содержательный форматы. Помимо этого рассматриваются вопросы создания и эксплуатации коммуникационной среды, в которой происходит образовательный процесс. Отдельное внимание уделяется вопросам контроля деятельности всех участников образовательного процесса: как учащихся, так и преподавателей, а также создателей контента, медийной группы, работающей над его производством и сопровождением. Кроме того, анализируются риски проекта, предлагаются рекомендательные меры по управлению рисками. Модуль реализуется в формате Blended Learning и рассчитан на применение в образовательных программах высшего профессионального образования и в программах дополнительного образования. Его тематика (теория вероятностей и анализ данных) такова, что, будучи реализованным, он будет востребован в широком спектре образовательных направлений: от социологии, биологии и медицины до экономики, энергетики, строительства и машиностроения.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):129-138
pages 129-138 views

Общая психология

Ценностные ориентации пользователей «вконтакте» с различными стратегиями трансляции смыслов

Ермаков П.Н., Белоусова Е.Е.

Аннотация

В статье представлены результаты исследования стратегий трансляции смыслов и ценностных ориентаций молодежи в социальных сетях. Интернет настолько плотно укоренился в нашей повседневности, что без него мы уже не мыслим свою жизнь. Он проникает во все большее количество сфер жизни человека, становясь той средой, в которой протекают общение, учебные и рабочие процессы, досуг и шопинг. Сложно не заметить, что особенно активно включается в виртуальную среду молодежная аудитория. Интернет и в частности социальные сети становятся средой, влияющей на формирование и развитие общества, распространение идей, новостей, трендов. На просторах интернета можно наблюдать как удивительную консолидированность пользователей, способных создать новостную повестку, так и разобщенность множества противоречивых суждений, смыслов и форм их изложения. Цель данного исследования заключалась в выявлении стратегий трансляции смыслов, к которым прибегают пользователи интернета, комментируя записи в социальных сетях, и изучении ценностных ориентаций молодых людей, использующих различные стратегии трансляции смыслов. В исследовании использовались авторская анкета, методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича, методы математической статистики (H-критерий Крускала — Уоллиса, χ2-критерий). Были определены терминальные и инструментальные ценности, характерные для 6 стратегий трансляции смыслов; выявлены стратегии, чаще всего используемые пользователями с абстрактными и конкретными терминальными ценностями. Исследование помогает понять, как происходит трансляция смыслов в сети, по каким характеристикам ценностной сферы различаются пользователи с различными стратегиями трансляции смыслов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021;18(4):139-158
pages 139-158 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».