Pedagogical tolerance development in the process of teaching a foreign language


Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with the problem of pedagogical tolerance formation by means of teaching foreign languages. Great importance and urgency of research are caused firstly by public need for tolerance which is reasonably regarded as a key to building harmonic and results oriented relationships between people (also in professional areas) and secondly by modern humanistic conception of education based on idea of careful and respectful attitude towards child’s identity in all of its socially acceptable manifestations. Pedagogical tolerance is regarded in the article as a professionally important quality, as an integral part of teacher’s ethical culture and a success factor for teaching activities. The opportunities for pedagogical tolerance development when teaching foreign languages are linked in the article with three aspects which substantially determine specifics of this discipline and its humanitarian potential. These are the conception of cultures dialog, the wide diversity of communicative practice and the possibility of axiological orientation of teaching content. Using some specially for future teachers designed tasks we show possible ways for effective development of tolerance, openness to the multicultural world, empathy, altruism, capacity for a dialogue and other personal qualities needed for keeping up a good relationship with pupils and maintaining a psychologically comfortable climate highly conducive for teaching and upbringing (also in a multi-ethic audience).

About the authors

Natalia A. Gridneva

Samara State Technical University

Email: n.gavrilina83@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as Foreign Language Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation

Maria S. Doskovskaya

Samara State Technical University; Samara State University of Social Sciences and Education

Email: md-63@yandex.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Samara State Technical University, Associate Professor of Romanic Philology Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation, 65/67, Maxima Gor’kogo Str., Samara, 443100, Russian Federation

References

  1. Акимова М.К., Галстян О.А. Компетентность в профессионально-педагогическом общении и толерантность педагога // Психологические исследования. - 2010. - № 3 (11). - С. 7.
  2. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Особенности отношения представителей современного социума к лицам с инвалидностью (по материалам экспертного опроса в Мурманской области) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 12 (56). - С. 34-39.
  3. Балданова Е.А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2018. - Т. 80. - № 1 (75). - С. 110-116.
  4. Безотечество Л.М. Формирование толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального образования в образовательном процессе вуза: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2015. - 24 с.
  5. Бекетова А.П., Куприна Т.В., Петрикова А. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 2. - С. 108-124.
  6. Гонеев А.Д. Формирование педагогической толерантности у магистров психолого-педагогического образования в процессе профессиональной подготовки // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 2 (54). - С. 159-163.
  7. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность - профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 33-35.
  8. Лейфа И.И. Воспитание толерантности средствами иностранного языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Вопросы образования: Языки и специальность. - 2009. - № 2. - С. 126-133.
  9. Петрова Н.А. Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2017. - № 4-5 (90-91). - С. 164-176.
  10. Поварёнков Ю.П., Сидорова А.Д. Коммуникативная толерантность как фактор эффективности педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2019. - № 1 (37). - С. 349-358.
  11. Пчелинцева И.Г. Реализация идей педагогики толерантности // European Social Science Journal. - 2018. - Т. 2. - № 12. - С. 346-349.
  12. Сатымкулова А.К. Воспитание межэтнической толерантности на уроках иностранного языка // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. - 2019. - № 3 (99). - С. 11-14.
  13. Стернин И.А. Толерантность и коммуникация // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005. - С. 324-336.
  14. Тихонова В.Л. Проблема понимания толерантности в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. - С. 177-179.
  15. Третьякова Т.В. Структура толерантности как профессионально значимого качества социального педагога // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 54. - С. 82-86.
  16. Фадеева Т.Ю. Математическая модель как диагностический инструментарий для определения уровня сформированности педагогической толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Педагогика. Психология. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 97-101.
  17. Харабаджах М.Н. Психолого-педагогические условия формирования толерантности у будущих социальных педагогов в системе их профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-2. - С. 292-298.
  18. Чекмарева Т.Н. Психолого-педагогические условия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях российского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4 (64). - Т. 1. - С. 99-105.
  19. Шубаева Н.М. Особенности педагогической толерантности педагога // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - № 2 (6). - С. 54-58.
  20. Шутова В.В. Психологическое содержание понятия толерантности как профессионального качества личности педагога // Образование и инновации. Инициативы XXI века. - 2012. - № 1. - С. 104-106.
  21. Янусова О.Б. Толерантность как профессионально важное качество педагога инклюзивного образования // Право. Экономика. Психология. - 2017. - № 1 (16). - С. 104-106.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Gridneva N.A., Doskovskaya M.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».