Использование аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения РКИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме использования аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения иностранному языку (в частности русского как иностранного - РКИ). Включение аутентичных материалов в процесс обучения есть обязательное требование современной методики преподавания иностранных языков, обеспечивающее возможность изучения языка в его неразрывной связи с культурой страны-носительницы. На начальном этапе обучения (А1-А2) грамотно организованная работа с аутентичными материалами (в том числе песнями) может быть не менее продуктивной, чем на других этапах, потребность в ней ощутима здесь также в неменьшей степени. Тем не менее аутентичная иноязычная песня находит лишь очень ограниченное (и в количественном, и в качественном отношении) использование в начинающей взрослой аудитории, в научно-методической литературе этот вопрос также редко становится предметом специального рассмотрения. Все это говорит о недостаточной разработанности методики использования аутентичного песенного материала на начальном этапе обучения иностранному языку (в том числе РКИ). Цель данной статьи - обосновать необходимость такой работы, раскрыть ее недооцененный потенциал. В статье выделяется ряд аспектов, составляющих сущностные характеристики песни как уникального явления национальной культуры и определяющих ее огромный лингвометодический и воспитательный ресурс: аутентичность, музыкальная составляющая, текстовый компонент, художественное начало, языковое оформление. Актуальность этого ресурса для начального этапа обучения русскому языку как иностранному, а также некоторые возможности его реализации в начинающей взрослой аудитории раскрываются на примере известной песни российской группы «Браво» «Вася».

Об авторах

Наталья Александровна Гриднева

Самарский государственный технический университет

Email: n.gavrilina83@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры «Лингвистика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный». Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Светлана Михайловна Владимирова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва

Email: vladisveta@rambler.ru
ассистент кафедры «Английская филология». Российская Федерация, 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68

Список литературы

  1. Баранова Н.А. Использование музыкального текста при обучении грамматике русского языка как иностранного: принципы отбора // Научный альманах. Педагогические науки.- 2016. - № 5-2 (19). - С. 45-47.
  2. Серебренникова О.Л. Методические принципы отбора содержания обучения иностранному языку на примере аутентичной англоязычной песенной музыки // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. - 2018. - № 1. - Т. 1. - С. 57-70.
  3. Нестеров М.Н., Макковеева Ю.А. Обучение грамматике английского языка при помощи песен (на примере 7-го класса гимназии) // Universum: психология и образование. - 2019. - № 7 (61). - С. 20-23.
  4. Кочетова В.А., Данова В.Н. Работа с музыкальным материалом как способ активизации речевой деятельности на уроке немецкого языка // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1 (1). - С. 67-73.
  5. Блиева Ж.М. Формирование и развитие лингвистической компетенции студентов нелингвистических специальностей через аутентичный песенный материал // Балтийский гуманитарный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 32-37.
  6. Быстрай Е.Б., Власенко О.Н., Дорохова Е.Ю. Песенный жанр как фактор повышения мотивации к изучению иностранного языка в педагогическом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2019. - № 4. - С. 42-60.
  7. Болотова Ю.В. Песня как материал для коммуникативных заданий в курсе РКИ // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - 2017. - № 1. - С. 6-10.
  8. Ерыкина М.А., Иванова Е.Е. Песни для развития лексико-грамматических навыков у студентов неязыкового вуза // Российский гуманитарный журнал. - 2015. - Т. 4. - № 4. - С. 304-316.
  9. Бойчук Е.И., Немова Н.И. Формирование лингвистической компетенции на среднем этапе обучения посредством усвоения лексики и восприятия ритма песенного материала // Теория и практика иностранного языка в высшей школе. - 2018. - № 14. - С. 239-247.
  10. Breen M.P. Authenticity in the Classroom. Applied Linguistics. 1985. No. 6/1. Pр. 60-70.
  11. Lier L.V. The Classroom and the Language Learner. N.Y.: Longman, 1988. 262 p.
  12. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1. - С.11-15.
  13. Лукьянова К.А. Песни на занятиях РКИ: системы упражнений, проблемы отбора и восприятия // Евразийское научное объединение. - 2019. - № 2-4 (48). - С. 236-238.
  14. Васильева Т.В. Лингвометодические принципы отбора песенного материала на начальном этапе обучения РКИ // Ученые заметки ТОГУ. - 2015. - Т. 6. - № 4. - С. 365-370.
  15. Родионова Н.Н. Песенный материал на уроках русского языка как иностранного на довузовском этапе обучения (из опыта начинающего преподавателя) // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся: Матер. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - № 2. - С. 114-118.
  16. Гриднева Н.А. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку на уровне А1 // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 210-214.
  17. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2006. - 335 с.
  18. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: Метод. пособие для преподавателей РКИ. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.
  19. Барышников Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком (французский как второй иностранный, средняя школа): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Барышников Николай Васильевич. - СПб., 1999. - 32 с.
  20. Дахалаева Е.Ч. Использование аутентичных материалов на занятиях иностранного языка со студентами начального уровня обучения // Формирование компетенций выпускников вуза: соответствие образовательным и профессиональным стандартам: Сб. статей междунар. науч.-метод. конф. - 2019. - С. 351-357.
  21. Song story - истории песен [Электронный ресурс]. - URL: https://song-story.ru/vasya-bravo/ (дата обращения: 30.04.2020).
  22. Саакян С.А. Использование музыкального компонента как эффективного средства овладения младшими школьниками устной иноязычной речью: автореф. … канд. пед. наук:13.00.02 / Саакян Сона Арташесовна. - М., 2015. - 28 с.
  23. Макковеева Ю.А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности (английский язык как второй иностранный): автореф. … канд. пед. наук:13.00.02 / Макковеева Юлия Александровна. - СПб., 2007. - 24 с.
  24. Житкова Е.В. Развитие иноязычных умений общения взрослых на основе использования музыкальных произведений: автореф. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Житкова Елена Викторовна. - Томск, 2006. - 22 с.
  25. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить. Для преподавателя РКИ. - М.: Русский язык. Курсы, 2008. - 256 c.
  26. Гераскевич Н.В. Типологические особенности аутентичных текстов // Гуманитарные исследования. - 2011. - № 2. - С. 34-40.
  27. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997. - 415 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гриднева Н.А., Владимирова С.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».