Информационная система управления профессиональным становлением студента в процессе самостоятельной работы


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена разрешению проблемных моментов повышения качества высшего образования и обеспечения обучающимся возможности максимально использовать свой интеллектуальный и креативный потенциал для профессионального становления в процессе самостоятельной работы.Проведен анализ организации учебного процесса и выявлены проблемные моменты реализации принципов индивидуализации и развивающего обучения. Обоснована необходимость развития креативности как ключевой характеристики конкурентоспособного специалиста, исследованы основные подходы к ее определению и развитию. Механизм становления креативности студентов в процессе самостоятельной работы разрабатывался с учетом работ Д.Б. Богоявленской, Н.Ф. Вишняковой, Т.А. Барышевой. Исследование основывалось на обобщении и развитии в контексте цифровизации профессионального образования опыта организации самостоятельной работы и творческого саморазвития студентов Тамбовского государственного технического университета. Было проведено математическое моделирование процесса управления профессиональным становлением студентов.По результатам исследования сформулированы ключевые индикаторы, характеризующие текущий уровень сформированности компетенций, и разработаны концептуальные положения индивидуализации обучения в рамках организованной самостоятельной работы обучающихся на основе принципов развивающего обучения. Осуществлена формализация, математическое моделирование и обоснована методология проектирования адаптивной информационной системы управления профессиональным становлением студента в процессе самостоятельной работы. Поставлена задача оптимизации самостоятельной работы и предложено несколько вариантов критерия оптимизации, позволяющих обеспечить максимальную удовлетворенность как сообщества работодателей, так индивида в получении качественного конкурентоспособного технического образования.Разработанные подходы к формализации процессов организации обучения и математическому моделированию процесса профессионального становления, к определению сложности заданий и совершенствованию текущих способностей обучающегося через переход от зоны развития к зонам ближайшего и последующего развития представляют существенную теоретическую и практическую значимость для повышения качества системы высшего образования.

Об авторах

Михаил Николаевич Краснянский

Тамбовский государственный технический университет

доктор технических наук, профессор, ректор Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Андрей Иванович Попов

Тамбовский государственный технический университет

Email: olimp_popov@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела электронного обучения Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Артем Дмитриевич Обухов

Тамбовский государственный технический университет

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении». Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Сергей Викторович Карпушкин

Тамбовский государственный технический университет

доктор технических наук, профессор, профессор кафедры «Компьютерно-интегрированные системы в машиностроении» Россия, 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106

Список литературы

  1. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселева К.Н. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 216 с.
  2. Сапрыкин Д.Л. Инженерное образование в России: История, концепция, перспектива // Высшее образование в России. - 2012. - № 1. - С. 125-137.
  3. Дорофеев А.А. Инженерные научно-образовательные школы и модернизация отечественного высшего образования // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2018. - № 1. - С. 60-66.
  4. Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Преемственная подготовка инженерных кадров для инновационной экономики в исследовательском университете // Высшее образование в России. - 2017. - № 5 (212). - С. 68-78.
  5. Сидоров О.В., Козуб Л.В. Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 5. - С. 59-64.
  6. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Кондратьева Г.А., Панюшкина Е.Н., Купряшкин В.Ф. Особенности проектирования методики формирования инновационной компетенции на основе использования встраиваемого модуля // Интеграция об- разования. - 2016. - Т. 20. - № 4 (85). - С. 493-506.
  7. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкуренто-устойчивостью высшего учебного заведения: автореф. дисс. … д-ра эконом. наук. - Екатеринбург, 2010. - 46 с.
  8. Кельчевская Н.Р., Черненко И.М., Ширинкина Е.В. Формирование и развитие человеческого капитала научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. - 2018. - С. 140-153.
  9. Попов А.И., Поляков Д.В. Методические вопросы разработки адаптивной информационной системы сопровождения творческой работы обучающихся // Эко-потенциал. - 2016. - № 3(15). - С. 18-28.
  10. Дьяконов Г.С. и др. Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения. - Казань: КГТУ, 2009. - 395 с.
  11. Краснянский М.Н., Карпушкин С.В., Остроух А.В., Обухов А.Д. и др. Проектирование информационных систем управления документооборотом научно- образовательных учреждений: монография. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. - 216 с.
  12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
  13. Вишнякова Н.Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: автореф. дис. … д-ра психол. наук. - М., 1996. - 40 с.
  14. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с.
  15. Быкова П.С., Проскурина Е.Ю., Бровко С.А. Инновации в образовании как механизм воздействия на экономику // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно-научный журнал. - 2017. - № 4(44). - С. 206-209.
  16. Погребняк Н.Н. Принципы обучения и развития творческой молодежи за рубежом // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-2.- С. 262-268.
  17. Погребняк Н.Н. Развитие творческих способностей студентов в университетах Европы // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-1. - С. 181-190.
  18. Попов А.И. Преподаватель вуза как организатор творческого саморазвития студента // Alma-mater: Вестник высшей школы. - 2013. - № 9. - С. 48-51.
  19. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань, 2004. - 468 с.
  20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Краснянский М.Н., Попов А.И., Обухов А.Д., Карпушкин С.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».