ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПИЩЕВАЯ ИНЖЕНЕРИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ» НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается актуальная проблема, связанная с неразработанностью методик формирования базовых профессиональных компетенций, которые обеспечивают эффективную работу бакалавров. Решение такой проблемы связано с разработкой и внедрением в учебный процесс интегрированных курсов, позволяющих усилить профессиональную направленность предметов, формирующих целостное представление учащихся о будущей деятельности, способствующих развитию системного мышления, повышающих качество знаний и общей подготовки. В работе проведен анализ теоретических и методологических основ формирования базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий». Введено новое понятие «органолептическая компетенция» и расширены понятия «компетентностно-деятельностный подход», «технологическая компетенция», «техническая компетенция» бакалавра, разработана модель системы формирования базовых профессиональных компетенций в рамках курса «Органолептическая оценка пищевых продуктов» на основе компетентностно-деятельностного подхода. На основании предложенной модели разработан и введен в процесс обучения бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий» курс, способствующий формированию базовых профессиональных компетенций. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенной системы формирования базовых профессиональных компетенций бакалавров профиля «Пищевая инженерия малых предприятий», в которой критериями оценки уровня сформированности органолептической, технической, технологической компетенций выступают мотивационный, когнитивный, деятельностно-рефлексивный компоненты. Актуальным также является и преодоление разрыва между внедряемым компетентностно-деятельностным подходом в образовании и традиционными методами подготовки бакалавров в российском высшем образовании.

Об авторах

Мария Ивановна Гаврилова

Тольяттинский государственный университет

Email: masi.ru@mail.ru
аспирант Тольяттинского государственного университета. 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология: учеб. пособие для вузов. - М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. - 1007 с.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
  4. Рубинштейн С.Л. Избранные педагогические труды. - М.: Наука, 1995. -
  5. 368 с.
  6. Андреев А.А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.
  7. Андрюхина Т.Н. Формирование базовых профессиональных компетенций будущих инженеров автомобильного транспорта: дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Андрюхина. - Самара, 2008. - 198 с.
  8. Атлягузова Е.И. Формирование базовых компетенций студентов пищевого профиля (на примере изучения курса «Основы систем автоматизированного проектирования»): дисс. … канд. пед. наук / Е.И. Атлягузова. - Тольятти, 2011. - 135 с.
  9. Афанасьев А.К. Формирование базовых профессиональных компетенций у студентов технических вузов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса автомобильных войск : дисс. … канд. пед. наук / А.К. Афанасьев. - Самара, 2010. - 180 с.
  10. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-13.
  11. Ландшеер В. Компетенция «минимальной компетенции» // Перспективы: вопросы образования. - 1988. - № 1. - С. 6-8.
  12. Шишов С.Е. Понятие «компетенция» в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 2. - С. 30-34.
  13. Ярыгин О.Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности исследователя: Монография. - Тольятти: Кассандра, 2013. - 462 с.
  14. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.: Московский психологический социальный институт, 2002. - 147 с.
  15. Глазунова Л.А. Технология формирования ключевых навыков в британской профшколе // Специальное профессиональное образование. - 2002. - № 12. - С. 39-40.
  16. Рабина Е.И. Формирование самоорганизованной во времени личности студента в образовательном процессе: дисс.. канд. пед. наук / Е.И. Рабина. - Тольятти: ТГУ, 2014. - 188 с.
  17. Паринова Л.В., Беляева И.А. Профессионально-личностный подход в подготовке специалистов по связям с общественностью как условие повышения качества образования // Образование и общество. - Воронеж, 2009. - № 1. - С. 21-28.
  18. Магомед-Эминов М.Ш. Практикум по психодиагностике // Психодиагностические материалы. - М.: МГУ, 1988.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гаврилова М.И., 2014

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».