Электронный курс дисциплины как структурный элемент цифровой образовательной среды вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы цифровизация активно внедряется во все сферы жизни, и высшее образование не стало исключением. В вузах появляется цифровая образовательная среда: электронные библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения (Diskurs, Flora LMS, Moodle, Docebo, Open edx и др.), новые формы построения образовательного процесса (онлайн-курсы, видеоуроки и др.), различные курсы повышения цифровой грамотности профессорско-преподавательского состава вуза, которая способствует интенсификации процесса обучения. Цифровизация способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности студента, обеспечивает индивидуально ориентированное обучение. В настоящей статье рассматривается вопрос использования цифровых технологий при обучении математическим дисциплинам студентов Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», а именно студентов архитектурно-строительного и политехнического институтов. Проведенное исследование показало, что использование цифровых технологий в обучении математическим дисциплинам требует от преподавателя больших временных затрат для выбора необходимых элементов информационных образовательных ресурсов и педагогических технологий. К числу положительных результатов цифровизации образования в нашем исследовании мы отнесли: возможность построения индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов – от этапа изучения нового материала до этапа контроля сформированности компетенций; непрерывный мониторинг образовательных результатов учебной деятельности обучающихся на основе рейтинга, отслеживание пробелов с последующей коррекцией траектории обучения. Следует отметить, что при организации учебного процесса в цифровой образовательной среде возникает необходимость сформированности у студентов готовности к самостоятельной учебной деятельности.

Об авторах

Людмила Анатольевна Логинова

Южно-Уральский государственный университет

Email: loginovala@susu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Математическое
и компьютерное моделирование»

Россия, 454080, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, 76

Екатерина Вячеславовна Ткаченко

Южно-Уральский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tkachenkoev@susu.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Вычислительная механика»

Россия, 454080, г. Челябинск, просп. В.И. Ленина, 76

Список литературы

  1. Григорьева И.В., Болкунов Г.А. Цифровая образовательная среда (ЦОС): вызовы и предложения // Вестник УРАО. – 2023. – № 2. – С. 64–69.
  2. Шметова Т.Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогического мышления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 4 (2). – С. 254–259.
  3. Национальный проект «Образование» // Минпросвещения России [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national project/projects/cos/ (дата обращения: 09.04.2023).
  4. Ваганова О.В., Гладков А.В., Коновалова Е.Ю., Воронина И.Р. Цифровые технологии в образовательном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 2 (31). – С. 53–56.
  5. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. Основные идеи дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Перо, 2019. – 24 с.
  6. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 1 (21). – С. 55–59.
  7. Шилова О.Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд // Современные проблемы образования и повышения квалификации педагогических кадров. – 2020. – № 2 (63). – С. 36–41.
  8. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В. и др. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. – М.: Перо, 2019. – 98 с.
  9. Уваров А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 108 с.
  10. Pratiwi W.R. The practice of digital learning (D-Learning) in the study from home (SFH) policy: teachers’ perceptions. Journal of Southwest Jiaotong University. 2020. Vol. 55. No. 4.
  11. Лельчицкий И.Д., Сильченко А.П., Щербакова С.Ю. Теоретические основы проектирования структуры цифровой образовательной среды // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – № 3. – С. 249–257.
  12. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 25–36.
  13. Белевитин В.А. Цифровизация образования: от становления и развития до цифровой трансформации: учеб.-метод. пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2022. – 131 с.
  14. Носкова Т.Н. Дидактика цифровой среды. – Litres, 2021.
  15. Рабинович П.Д. Цифровая трансформация образования: от изменения средств к развитию деятельности // Информатика и образование. – 2020. – № 5. – С. 4–14.
  16. Гаврилова М.А. Информационно-образовательная среда для организации самостоятельной деятельности студентов будущих учителей математики // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. – № 24. – С. 589–602.
  17. Мироненко Е.С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. – 2019. – № 4. – С. 6–13.
  18. Галимуллина Э.З. Компонентный состав цифровой образовательной среды педагога // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 4.
  19. Логинова Л.А., Ткаченко Е.В. Функции электронных тестов Moodle и примеры их использования на разных этапах учебного процесса // Наука ЮУрГУ. Секция Естественных наук. Материалы 75-й научной конференции, 2023. – C. 108–113.
  20. Ткаченко Е.В., Логинова Л.А. Особенности контроля знаний студентов при дистанционной форме организации учебного процесса // Наука ЮУрГУ. Секция Естественных наук. Материалы 74-й научной конференции, 2022. – C. 77–80.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Логинова Л.А., Ткаченко Е.В., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».