Красноречивое молчание, или как приучить студентов технического вуза говорить на английском (из преподавательского опыта)
- Авторы: Каракозова Е.Н.1, Перевезенцева Ю.С.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
- Выпуск: Том 21, № 1 (2024)
- Страницы: 49-60
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-8569/article/view/254162
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.1.5
- ID: 254162
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье описывается эксперимент, направленный на развитие и продвижение коммуникативных навыков у студентов технических вузов. В статье анализируются возможности такого интерактивного метода, как свободная речевая деятельность на занятиях по английскому языку с группой студентов, для которых вербальное общение не представляло интереса из-за неумения слушать собеседника, различий в языковом уровне, психологической несовместимости с людьми, вовлеченными в общение. Принцип обучения, заложенный в исследовании, предполагал определенную последовательность действий, которые имели конкретные цели и задачи обучения. Исследование основано на сравнительном анализе результатов ролевых интервью, проведенных студентами-"соискателями" до и после применения вышеупомянутого подхода. Полученные результаты, во-первых, указывают на возможность успешного регулирования баланса коммуникативной деятельности в аудитории, что естественным образом сокращает время говорения для преподавателя и увеличивает время для развития и совершенствования навыков говорения для студентов. Во-вторых, благодаря использованию данной методики студенты преодолели психологические барьеры, вызванные боязнью говорить и делать ошибки. В целом, эксперимент позволил не только повлиять на улучшение речевых навыков студентов, но и выявить высокий потенциал метода свободной речевой деятельности для неязыковых вузов, где, как известно, изучение иностранных языков не является основным предметом.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Екатерина Николаевна Каракозова
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Email: ekaterina-karakozova@yandex.ru
кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков
Россия, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина 24Юлия С. Перевезенцева
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Автор, ответственный за переписку.
Email: khokhlovaj@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков
Россия, 603155, Нижний Новгород, ул. Минина 24Список литературы
- Dneprovskaia N.V., Yankovskaia E.A., Shervtsova I.V. Ponyatiynyye osnovy kontseptsii smart-obrazovaniya [The conceptual basis of the smart education]. Otkrytoe obrazovanie. 2015. No. 6 (113). https://openedu.rea.ru/jour/article/view/65/67 (accessed July 25, 2019).
- Bim I.L. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniyu i obucheniyu inostrannym yazykam [Competency-based approach to foreign language education and teaching]. Kompetentsii v obrazovanii: opyt proektirovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Moscow: Nauchno-vnedrencheskoe predpriyatie «INEK», 2007. Рр. 156–163.
- Vereshchagin E.M. Voprosy teorii rechi i metodika prepodavaniya inostrannyh yazykov [The issues of speech theory and methodology of teaching foreign languages]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1969. 288 p.
- Gal’skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of foreign language teaching. Linguodidactics and methodology]. Moscow: Akademiya Publ., 2006. 336 p.
- Mil’rud R.P., Matienko A.V. Al’ternativnoe testirovanie kommunikativnoj kompetencii uchashchihsya [Alternative testing of students’ communicative competence]. Anglijskiy yazyk v shkole. 2007. No. 1. Рр. 3–9.
- Passov E.I. Osnovy kommunikativnoj teorii i tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya: metodicheskoe posobie dlya prepodavatelej russkogo yazyka kak inostrannogo [Fundamentals of Communicative Theory and Technology of Foreign Language Education: Methodological Manual for Teachers of Russian as a Foreign Language]. Moscow: Russkij yazyk Publ., 2010. 568 p.
- Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as the object of cognition]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2001. 288 p.
- Wilson Ed.O. Consilience: The Unity of Knowledge. New York, Knopf, 1999. 374 p.
- Losee R.M. Communication Defined as Complementary Informative Processes. Information, Communication and Library Science. 1999. Vol. 5. https://ils.unc.edu/~losee/comminfo.pdf (accessed July 25, 2019).
- Zhinkin N.I. Rech’ kak provodnik informatsii [Speech as a conduit of information]. Moscow: Nauka Publ., 1982. 159 p.
- Leont'ev A.A. Psikhologiia obshcheniia [Psychology of communication]. Moscow: Smysl Publ., 1997. 365 p.
- Zimniaia I.A. Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical psychology]. Moscow: Logos Publ., 2000. 384 p.
- Baudouin de Courtenay N.V. Anthology. The beginnings of structural linguistics. London, Indiana University Press, 1972. 406 p.
- Broadbent D.E. Perception and communication. Oxford, Pergamon Press, 1958. 347 p.
- Gardiner W.L. The psychology of communication. 2008. 291 p. https://books.google.gm/books?id=FNw-c2OL-cC&printsec=frontcover&source=gbs_atb#v=onepage&q&f=false (accessed July 25, 2019).
- Vygotskii L.S. Mishlenie i resh’ [Thought and Language]. Moscow: Labirint Publ., 1999. 352 p.
- Zimniaia I.A. Psychologicheskiye aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke [Psychological aspects of foreign language learning]. Moscow: Prosvescheniye Publ., 1978. 160 p.
- Rean A.A., Bordovskaya N.V. Pedagogika [Pedagogy]. Saint-Petersburg: Piter Publ., 2000. 304 p.
- Dam L. Learner Autonomy 3 – From Theory to Classroom Practice. Dublin, Authentik, 1995. 84 p.
