Дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Показано, что обозначенная тема является актуальной, на основе современной реальности и нашего понимания образования как процесса, в котором обучающийся выступает активным участником своей образовательной деятельности. Внимание авторов сосредоточено на таких понятиях, как «самостоятельная познавательная деятельность», «метакогнитивные навыки и умения» и «личностно-ориентированные методы обучения», раскрывается их взаимосвязь в процессе обучения. Глубокий развивающий потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» позволяет организовать «конструирующую, познавательную и творческую активность» обучающихся, стремящихся к саморазвитию. Цель статьи – проанализировать потенциальные дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности и наглядно продемонстрировать их на примере конкретных заданий. Авторы исследуют основные характеристики учебника иностранного языка, разработанного для неязыкового вуза. Одной из важных характеристик учебника иностранного языка обозначается его направленность на развитие самостоятельной познавательной деятельности через методический аппарат учебника. В этом контексте уделяется внимание личностно ориентированным заданиям, включенным в учебники иностранного языка. К таким заданиям относятся мини-проекты, круглые столы, конференции, дискуссии, ролевые игры, проблемные ситуации и др. Прикладная ценность проведенного исследования определяется задаваемой учебником возможностью применить результаты для эффективного развития метакогнитивных навыков студентов, лежащих в основе самообразования. Задания, представленные и проанализированные в контексте проблематики статьи, позволяют сделать вывод о важности и необходимости использования личностно ориентированных подходов в учебном процессе для подготовки студентов к самостоятельной познавательной деятельности через развитие метакогнитивных навыков.

Об авторах

Светлана Викторовна Павлова

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Email: pavlovasveta26@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8374-5950
SPIN-код: 3363-0860

старший преподаватель кафедры «Русский, иностранные языки и культура речи»

Россия, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Мария Анатольевна Югова

Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Автор, ответственный за переписку.
Email: mayugova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3274-4042
SPIN-код: 7306-9039
ResearcherId: AAT-1660-2020

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русский, иностранные языки и культура речи»

Россия, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21

Список литературы

  1. Перегудов Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1991. – 61 с.
  2. Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова [и др.]; СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. – Якутск, 2016. – 337 с.
  3. Смирнов С.Д. Методологические проблемы педагогической психологии в ракурсе постнеклассической рациональности // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 36. – С. 8.
  4. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+, 2009. – 1248 с.
  5. Евдокимова М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 2 (796). – С. 111–125.
  6. Кислякова М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 79–89.
  7. Самойличенко А.К., Рожкова Ю.А., Токмакова А.А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 393–395.
  8. Winne P., Azevedo R. Metacognition and Self-Regulated Learning. The Cambridge Handbook of the Learning Sciences. 2022. Рp. 93–113.
  9. Alfalahi Israa, Auda Nagham. Metacognition and Language Learning. 2022. https://www.researchgate.net/publication/364107707_Metacognition_and_Language_Learning (accessed October 1, 2023).
  10. Zhang D., Goh C. Strategy knowledge and perceived strategy use: Singaporean students’ awareness of listening and speaking strategies. Language Awareness. 2006. No. 15. Рp. 199–219.
  11. Goh C. Metacognitive instruction for second language listening development: Theory, practice and research implications. Regional Language Centre Journal. 2008. No. 39 (2). Рp. 188–213.
  12. Rahimi M., Katal M. Metacognitive strategies awareness and success in learning English as a foreign language: an overview. Procedia – Social and Behavioural Sciences. 2012. No. 31. Pp. 73–81. www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281102948X (accessed October 1, 2023).
  13. Tuncer M., Doğan Yu. Effect of metacognitive awareness on achievement in foreign language learning. 2019. https://www.researchgate.net/publication/334773733_EFFECT_OF_METACOGNITIVE_AWARENESS_ON_ACHIEVEMENT_IN_FOREIGN_LANGUAGE_LEARNING (accessed October 1, 2023).
  14. Wenden A. Metacognitive knowledge and language learning. Applied Linguistics. 1998. No. 19 (4). Pp. 515–537.
  15. Беленкова Ю.С. Самостоятельная познавательная деятельность на основе развития метакогнитивных навыков // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–1. – С. 37–40.
  16. Uslu N.A., Durak H.Y. Predicting learner autonomy in collaborative learning: The role of group metacognition and motivational regulation strategies. Learning and Motivation. 2022. Vol. 78. www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0023969022000248 (accessed October 1, 2023).
  17. Югова М.А. Учебник по иностранному языку для неязыкового вуза как модель современного образовательного процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 109–114.
  18. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 13–17.
  19. Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения // Филологические науки в МГИМО. – 2019. – № 2 (18). – С. 48–57.
  20. Позднякова Е.П. Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике // Молодой ученый. – 2009. – № 2. – С. 288–291.
  21. Winarti W., Ambaryani S.E., Putranta H. Improving learners’ metacognitive skills with self-regulated learning based problem-solving. International Journal of Instruction. 2022. No. 15 (1). Pp. 139–154. https://www.researchgate.net/publication/359663846_Improving_Learners%27_Metacognitive_Skills_with_Self-Regulated_Learning_based_Problem-Solving (accessed October 1, 2023).
  22. Югова М.А., Павлова С.В., Садыкова Н.В. Английский язык для юристов: Учебник для специальности «Юриспруденция». – М.: Юстиция, 2021. – 338 с.
  23. Левитан К.М., Павлова С.В., Пестова М.С. Английский язык для юристов: Учебник / Под ред. К.М. Левитана. – М.: КноРус, 2021. – 552 с.
  24. Югова М.А., Тросклер Е.В., Садыкова Н.В., Павлова С.В. Английский язык для юристов: Учебник. – 1-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 471 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Павлова С.В., Югова М.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».