Дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности
- Авторы: Павлова С.В.1, Югова М.А.1
-
Учреждения:
- Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева
- Выпуск: Том 20, № 4 (2023)
- Страницы: 51-62
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-8569/article/view/253330
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.4.5
- ID: 253330
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Показано, что обозначенная тема является актуальной, на основе современной реальности и нашего понимания образования как процесса, в котором обучающийся выступает активным участником своей образовательной деятельности. Внимание авторов сосредоточено на таких понятиях, как «самостоятельная познавательная деятельность», «метакогнитивные навыки и умения» и «личностно-ориентированные методы обучения», раскрывается их взаимосвязь в процессе обучения. Глубокий развивающий потенциал учебной дисциплины «Иностранный язык» позволяет организовать «конструирующую, познавательную и творческую активность» обучающихся, стремящихся к саморазвитию. Цель статьи – проанализировать потенциальные дидактические возможности учебника в подготовке студентов к самостоятельной познавательной деятельности и наглядно продемонстрировать их на примере конкретных заданий. Авторы исследуют основные характеристики учебника иностранного языка, разработанного для неязыкового вуза. Одной из важных характеристик учебника иностранного языка обозначается его направленность на развитие самостоятельной познавательной деятельности через методический аппарат учебника. В этом контексте уделяется внимание личностно ориентированным заданиям, включенным в учебники иностранного языка. К таким заданиям относятся мини-проекты, круглые столы, конференции, дискуссии, ролевые игры, проблемные ситуации и др. Прикладная ценность проведенного исследования определяется задаваемой учебником возможностью применить результаты для эффективного развития метакогнитивных навыков студентов, лежащих в основе самообразования. Задания, представленные и проанализированные в контексте проблематики статьи, позволяют сделать вывод о важности и необходимости использования личностно ориентированных подходов в учебном процессе для подготовки студентов к самостоятельной познавательной деятельности через развитие метакогнитивных навыков.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Викторовна Павлова
Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева
Email: pavlovasveta26@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8374-5950
SPIN-код: 3363-0860
старший преподаватель кафедры «Русский, иностранные языки и культура речи»
Россия, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21Мария Анатольевна Югова
Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева
Автор, ответственный за переписку.
Email: mayugova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3274-4042
SPIN-код: 7306-9039
ResearcherId: AAT-1660-2020
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русский, иностранные языки и культура речи»
Россия, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21Список литературы
- Перегудов Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1991. – 61 с.
- Когнитивная педагогика: технологии электронного обучения в профессиональном развитии педагога: монография / С.Ф. Сергеев, М.Е. Бершадский, О.М. Чоросова [и др.]; СВФУ им. М.К. Аммосова, Ин-т непрерывного проф. образования. – Якутск, 2016. – 337 с.
- Смирнов С.Д. Методологические проблемы педагогической психологии в ракурсе постнеклассической рациональности // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 36. – С. 8.
- Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: Канон+, 2009. – 1248 с.
- Евдокимова М.Г. Способы формирования метакогнитивных умений студентов при обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 2 (796). – С. 111–125.
- Кислякова М.А. Развитие метакогнитивных умений студентов-гуманитариев на занятиях по математике // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 4. – С. 79–89.
- Самойличенко А.К., Рожкова Ю.А., Токмакова А.А. Влияние метакогнитивных процессов на успеваемость студентов (на примере студентов экономического профиля) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 393–395.
- Winne P., Azevedo R. Metacognition and Self-Regulated Learning. The Cambridge Handbook of the Learning Sciences. 2022. Рp. 93–113.
- Alfalahi Israa, Auda Nagham. Metacognition and Language Learning. 2022. https://www.researchgate.net/publication/364107707_Metacognition_and_Language_Learning (accessed October 1, 2023).
- Zhang D., Goh C. Strategy knowledge and perceived strategy use: Singaporean students’ awareness of listening and speaking strategies. Language Awareness. 2006. No. 15. Рp. 199–219.
- Goh C. Metacognitive instruction for second language listening development: Theory, practice and research implications. Regional Language Centre Journal. 2008. No. 39 (2). Рp. 188–213.
- Rahimi M., Katal M. Metacognitive strategies awareness and success in learning English as a foreign language: an overview. Procedia – Social and Behavioural Sciences. 2012. No. 31. Pp. 73–81. www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281102948X (accessed October 1, 2023).
- Tuncer M., Doğan Yu. Effect of metacognitive awareness on achievement in foreign language learning. 2019. https://www.researchgate.net/publication/334773733_EFFECT_OF_METACOGNITIVE_AWARENESS_ON_ACHIEVEMENT_IN_FOREIGN_LANGUAGE_LEARNING (accessed October 1, 2023).
- Wenden A. Metacognitive knowledge and language learning. Applied Linguistics. 1998. No. 19 (4). Pp. 515–537.
- Беленкова Ю.С. Самостоятельная познавательная деятельность на основе развития метакогнитивных навыков // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74–1. – С. 37–40.
- Uslu N.A., Durak H.Y. Predicting learner autonomy in collaborative learning: The role of group metacognition and motivational regulation strategies. Learning and Motivation. 2022. Vol. 78. www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0023969022000248 (accessed October 1, 2023).
- Югова М.А. Учебник по иностранному языку для неязыкового вуза как модель современного образовательного процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 2. – С. 109–114.
- Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 6. – С. 13–17.
- Кравцова О.А., Ястребова Е.Б. Современный аутентичный учебник иностранного языка для вуза: проблемы и пути решения // Филологические науки в МГИМО. – 2019. – № 2 (18). – С. 48–57.
- Позднякова Е.П. Проблема развития метапознавательных навыков младших школьников как разновидность общеучебных навыков в педагогической теории и практике // Молодой ученый. – 2009. – № 2. – С. 288–291.
- Winarti W., Ambaryani S.E., Putranta H. Improving learners’ metacognitive skills with self-regulated learning based problem-solving. International Journal of Instruction. 2022. No. 15 (1). Pp. 139–154. https://www.researchgate.net/publication/359663846_Improving_Learners%27_Metacognitive_Skills_with_Self-Regulated_Learning_based_Problem-Solving (accessed October 1, 2023).
- Югова М.А., Павлова С.В., Садыкова Н.В. Английский язык для юристов: Учебник для специальности «Юриспруденция». – М.: Юстиция, 2021. – 338 с.
- Левитан К.М., Павлова С.В., Пестова М.С. Английский язык для юристов: Учебник / Под ред. К.М. Левитана. – М.: КноРус, 2021. – 552 с.
- Югова М.А., Тросклер Е.В., Садыкова Н.В., Павлова С.В. Английский язык для юристов: Учебник. – 1-е изд. – М.: Юрайт, 2020. – 471 с.
Дополнительные файлы
