Опыт разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена одной из актуальных проблем современного образования – совершенствованию образовательного процесса на основе прогрессивных информационных технологий. Авторы обращаются к теоретическим и практическим аспектам разработки и внедрения массового открытого онлайн-курса (МООК) как образовательного ресурса и самостоятельного элемента образовательной системы, призванного решать задачи построения индивидуального образовательного маршрута и дополнительной профессиональной подготовки студента вуза, формирования у него способности к самоорганизации и самообразованию. В статье обобщается опыт разработки и внедрения МООК в процесс обучения студентов-филологов Оренбургского государственного университета, что потребовало выявления сущностных характеристик МООК, проектирования алгоритма его разработки и апробации, оценки полученных результатов и определения перспектив совершенствования. Системный анализ сущностных характеристик и потенциала МООК для образовательной практики в вузе, проведенный с использованием теоретических и практических методов исследования, позволил конкретизировать его достоинства и слабые стороны. Достоинствами МООК выступают интерактивность, быстрая оценка выполненных заданий, неограниченность во времени, логичная и хорошо структурированная подача материала, возможность осуществлять самостоятельный контроль результата обучения. Зависимость от технических возможностей, отсутствие тотального контроля над выполнением заданий и непосредственного визуального контакта между преподавателем и слушателями, самостоятельное освоение учебного материала снижают эффективность МООК. Выявлен поэтапный алгоритм разработки и внедрения МООК в образовательный процесс высшей школы, апробированный в авторском опыте на предметном содержании дисциплины «Методика обучения английскому языку», изучаемой студентами-филологами Оренбургского государственного университета. Алгоритм включает пять последовательных этапов (подготовительный, этапы разработки и производства, апробации, усовершенствования и тиражирования). Каждый этап имеет свою цель и задачи, содержание, средства реализации. Эффективность алгоритма подтверждена в ходе двухлетней опытной работы. Доказано, что использование ресурсов авторского МООК способствовало более рациональной организации образовательного процесса и продуктивному управлению учебным временем.

Об авторах

Ольга Михайловна Осиянова

Оренбургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olos7@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1846-5378
SPIN-код: 1327-3218
Scopus Author ID: 56028265900
ResearcherId: AAB-9416-2020

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка»

Россия, 460018, Оренбург, пр. Победы, 13

Анна Владимировна Осиянова

Оренбургский государственный университет

Email: ossa15@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0001-8885-2731
SPIN-код: 1990-5220
Scopus Author ID: 55815946500
ResearcherId: AAG-3768-2021

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Английская филология и методика преподавания английского языка»

Россия, 460018, Оренбург, пр. Победы, 13

Список литературы

  1. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: определение и классификация // Высшее образование в России. – 2018. – № 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-kurs-opredelenie-i-klassifikatsiya (дата обращения: 23.07.2023).
  2. Алексеев В.М. Проблема интеграции инновационных цифровых технологий в информационно-образовательную среду образовательной организации // сб. материалов XXIV Международной научной конференции: Цивилизация знаний: Российские реалии. Москва, 12–21 апреля 2023 года. – М.: Российский новый университет, 2023. – С. 408–412.
  3. Атик А.А., Винник В.К., Тарасова Е.В., Воронкова А.А., Павлова И.А. Массовые образовательные онлайн-курсы – новая цифровая образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 8. – С. 170–175.
  4. Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов как нового формата образовательной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2022. – № 10. – С. 18–24.
  5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов: учеб. пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 222 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://urait.ru/bcode/487097 (дата обращения: 26.06.23).
  6. Ерохина Е.В., Гретченко А.И. Методика разработки эффективных онлайн-курсов с использованием инновационных подходов к обучению // Научно-аналитический журнал «Наука и практика» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – Т. 13, № 2 (42). – С. 34–46.
  7. Жильцов Н.А., Чердаков О.И. Об образовательной платформе, онлайн-курсах и дистанционных технологиях // Юридическое образование и наука. – 2020. – № 7. – С. 25–29.
  8. Иванова О.А. Онлайн-курс в системе смешанного обучения и его лингводидактический потенциал // Общество. Коммуникация. Образование. – 2021. – Т. 12, № 3. – С. 93–104. doi: 10.18721/JHSS.12308
  9. Круподерова Е.П., Круподёрова К.Р., Гордеева Е.А. Подготовка контента для МООК по применению сквозных цифровых технологий в образовании // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77–4. – С. 130–132.
  10. Логинова А.В., Шепелева А.Д. Массовые открытые онлайн-курсы как автономная среда для изучения иностранных языков // Молодой ученый. – 2015. – № 11 (91). – С. 1397–1399.
  11. Медведев П.С., Аквазба Е.О. Создание массового открытого онлайн-курса: новые возможности для современного педагога // Russian Economic Bulletin. – 2020. – Т. 3, № 6. – С. 244–248.
  12. Николаева Е.А. Разработка МООК на иностранном языке: лингводидактический аспект // Общество. Доверие. Риски: сб. материалов 3 го Ежегодного международного форума. Москва, 01 декабря 2021 года. – М.: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – Кн. 1. – С. 254–259.
  13. Осиянова О.М. Совершенствование разработки и использования электронных курсов на платформе Moodle как проблема лингводидактики // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). – Оренбург: ОГУ, 2021. – С. 2087–2090.
  14. Сорокина Е.И., Гамбеева Ю.Н., Глотова А.В., Литвак Л.Д. Факторы, влияющие на результативность освоения МООК // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-rezultativnost-osvoeniya-mook/viewer (дата обращения: 25.06.2023).
  15. Bonk C., Lee M.M., Reeves T.C., Reynolds T.H. MOOCs and open education around the world. New York and London: Routledge, 2015. 358 p.
  16. Bonk C., Zhu M., Kim M., Xu S., Sabir N., Sari A. Pushing toward a more personalized MOOC: exploring instructor selected activities, resources, and technologies for MOOC design and implementation. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018. No. 19 (4). Pр. 91–115.
  17. Brooker A. et al. A tale of two MOOCs: How student motivation and participation predict learning outcomes in different MOOCs. Australasian Journal of Educational Technology. 2018. Vol. 34. No. 1. Pр. 73–87. doi: 10.14742/ajet.3237
  18. Carey K. Into the future with MOOC's. The chronicle of higher education. 2012. https://www.chronicle.com/article/into-the-future-with-moocs/ (accessed July 05, 2023).
  19. Dhawal Sh. The Second Year of The MOOC: A Review of MOOC Stats and Trends in 2020. https://www.classcentral.com/report/the-secondyear-of-the-mooc/ (accessed August 09, 2023).
  20. Kim P. Massive Open Online Courses: The MOOC Revolution. New York: Taylor & Francis, 2019. 155 p Боголепова С.В., Кирсанова М.А. Анализ опыта интеграции MOOК в университетский курс иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2022. – Т. 1, № 2. – С. 102–120 [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org 10.24412/2224–0772–2022–83–102–120 (дата обращения: 27.06.23).
  21. Richardson J.C. et al. Social presence in relation to students’ satisfaction and learning in the online environment: A meta-analysis. Computers in Human Behavior. 2017. Vol. 71. Pр. 402–417. doi: 10.1016/j.chb.2017.02.001.
  22. Sloane T. How to Keep Yourself on Track with Independent Learning. http://blog.trello.com/measuring-self-learning-and-independent-progress/ (accessed August 19, 2023).
  23. Круподёрова К.Р., Гордеева Е.А., Пичужкина Д.Ю. Роль МООК в освоении сквозных цифровых технологий будущими учителями // Педагогический вестник. – 2022. – № 24. – С. 50–52.
  24. Круподерова Е.П., Тимофеева К.О., Бобров С.А. Организация «перевернутого обучения» с помощью МООК // Проблемы современного педагогического образования. – 2023 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-perevernutogo-obucheniya-s-pomoschyu-mook/viewer (дата обращения: 25.06.2023).
  25. Крыканов Д.Д. Конструирование практических заданий для автономного обучения слушателей в рамках массовых открытых онлайн-курсов (некоторые практические аспекты психометрики) // Современные экономические процессы. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 25–38.
  26. Лапчик Е.С. Онлайн-курс «Технопарк ОМГПУ: методика применения» в формате массового открытого онлайн-курса // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_53701810_55095803.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
  27. Морданов М.А., Аксенова А.И. Анализ состояния и развития электронного высшего образования и направления его совершенствования в современных условиях // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2021. – № 1. – С. 212–225.
  28. Патрунина К.А. Применение МООК в учебном процессе высших учебных заведений // Современные экономические процессы. – 2021 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-mook-v-uchebnom-protsesse-vysshih-uchebnyh-zavedeniy/viewer (дата обращения: 25.06.2023).
  29. Annand D., Jensen T. Incentivizing the Production and Use of Open Educational Re-sources in Higher Education Institutions. International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020. No. 18 (4). Рр. 1–15. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1146212.pdf (accessed June 21, 2023).
  30. Bessarabova I.S., Bokova T.N., Rychenkova L.A. Goals and objectives of civic education in Russia and in the USA: The comparative analysis. Espacios. 2018. No. 39 (38). Pр. 21–30.
  31. Clar M., Barber E. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology. Distance Education. 2013. Vol. 34. No. 1. Рp. 129–136. http://dx.doi.org/1 0.1080/01587919.2013.770428 (accessed June 15, 2023).
  32. Kursun E., Cagiltay K., Can G. An investigation of faculty perspectives on barriers, incentives, and benefits of the OER movement in Turkey. International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2014. No. 6 (15). doi: 10.19173/irrodl.v15i6.1914
  33. Тимкин С.Л. Рейтинг агрегаторов МООК [Электронный ресурс]. – URL: http://timkin-blog.blogspot.ru/2016/01/blog-post.html (дата обращения: 25.06.2023).
  34. Ivanova O.A., Bokova T.N. The Key Aspects for MOOC Design: Foreign and Domestic Experience. Crede Experto: transport, society, education, language. 2022. No. 4. Рр. 183–194.
  35. Черницова Ю.П. Исследование готовности студентов использовать электронные образовательные ресурсы в процессе обучения иностранным языкам // Концепт. – 2021. – № 6. – С. 79–92. doi: 10.24412/2304-120X-2021-11043.
  36. Боголепова С.В., Кирсанова М.А. Анализ опыта интеграции MOOК в университетский курс иностранного языка // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1, № 2. С. 102–120. https://doi.org 10.24412/2224–0772–2022–83–102–120
  37. Maureen Ebben, Julien S. Murphy Unpacking MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship. Learning, Media and Technology. 2014. Рр. 1–18. http://dx.doi.org/10.1 080/17439884. 2013.878352 (accessed June 15, 2023).
  38. Weller M., De los Arcos B., Farrow R., Pitt B., McAndrew P. The Impact of OER on Teaching and Learning Practice. Open Praxis. 2015. No. 7 (4). Pр. 351–361. doi: 10.5944/openpraxis.7A227
  39. Кузьмина И.А., Устинов В.А. Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения // Университетское управление: практика и анализ. – 2000. – № 1(12). – С. 50–54 [Электронный ресурс]. – URL: https:// www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/17472283.html (дата обращения: 25.06.2023).
  40. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Проблемы интеграции педагогических технологий и цифровых ресурсов в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 6 (149). – С. 75–83.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Осиянова О.М., Осиянова А.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».