Об уровнях усвоения теоретических знаний по высшей математике при компьютерном тестировании
- Авторы: Кальней С.Г.1, Консевич Н.Н.1, Мигунова Е.С.1, Чайкина Е.В.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
- Выпуск: Том 20, № 2 (2023)
- Страницы: 115-126
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-8569/article/view/253305
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.9
- ID: 253305
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается проблема компьютерной тестовой проверки степени усвоения студентами теоретических знаний по высшей математике. При оценивании знаний студентов по математике разделяют, как правило, освоение ими умений и навыков по решению задач и владение теоретическим материалом. Тестовые задания на проверку умений решать типовые задачи часто предлагаются на основе прогноза успешности их решения студентами исходя из собственного опыта преподавания, упражнений и примеров из сборников задач по высшей математике, примеров тестовых заданий из опубликованных сборников тестов. С разработкой тестовых заданий на проверку уровня усвоения теоретического материала ситуация сложнее по многим причинам. В частности, вопросы преподавателя на устном экзамене или в сборниках задач обычно не имеют тестовой формы, труднее прогнозировать, насколько успешно студент справится с устным вопросом, переработанным в тестовую форму. Поэтому в статье предлагается соотносить тестовые задания на проверку усвоения теоретического материала по высшей математике с определенной иерархической системой уровней усвоения знаний. Сопоставление тестовому заданию уровня усвоения знаний позволяет точнее учесть при его разработке объем и глубину изучения теоретического материала по математическим дисциплинам. В статье рассматривается иерархическая система из четырех уровней усвоения знаний (распознавание, механическое воспроизведение, фрагментарное понимание, целостное понимание), приведены примеры заданий на каждый уровень и результаты выполнения отдельных тестовых заданий, что может быть полезным преподавателям при разработке тестов на проверку теоретических знаний по математике.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Григорьевич Кальней
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Email: skalney@yandex.ru
кандидат физико-математических наук, доцент института физики и прикладной математики
Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1Наталия Николаевна Консевич
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Email: konsevichn@mail.ru
кандидат физико-математических наук, доцент института физики и прикладной математики
Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1Екатерина Сергеевна Мигунова
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Email: katrinelka@mail.ru
ассистент института физики и прикладной математики
Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1Елена Валентиновна Чайкина
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»
Автор, ответственный за переписку.
Email: schel06@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент института физики и прикладной математики
Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1Список литературы
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: Народное образование, 2000. – 352 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
- Bloom B.S. et al. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Gognitive Domain. N.Y.: David Mckay Co., 1956. – 207 p.
- Дорофеев А.В. Педагогическое тестирование в курсе высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2006. – Т. 3. – № 2. – С. 51–60.
- Карпилова О.М. Сборник тестовых заданий по высшей математике (с решениями): учеб. пособие. – Самара: Изд. Самар. гос. аэрокосм. университета, 2008. – 75 с.
- Высшая математика (1 семестр): Учеб.-метод. пособие для подготовки к компьютерному тестированию. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 27 с.
- Тесты по высшей математике [Электронный ресурс]. – URL: https://function-x.ru/tests_higher_math.html (дата обращения: 08.01.2023).
- Лиманова Л.В. Проверка качества педагогического теста по высшей математике по теме «Теория функций комплексной переменной» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 2 (34). – С. 56–65.
- Лиманова Л.В., Муратова Л.А. Статистический анализ качества теста из курса высшей математики по теме «Пределы. Производные» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 1 (25). – С. 143–151.
- Лиманова Л.В. Улучшение качества педагогического теста из курса высшей математики по теме «Интегральное исчисление» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2016. – № 3 (31). – С. 54–60.
- Лиманова Л.В., Муратова Л.А. Анализ качества теста из курса высшей математики по теме «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 2 (26). – С. 113–122.
- Кальней С.Г., Олейник Т.А., Прокофьев А.А. Принципы разработки тестовых заданий, предназначенных для установления уровня усвоения знаний по математике // Открытое образование. – 2003. – № 2. – С. 31–40.
- Белоус В.В., Домников А.С., Карпенко А.П. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов. Обзор // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2011. – № 4. – С. 1–28.
- Посицельская Л.Н., Злобина С.В. Технология разработки тестовых заданий по математическому анализу // Математика в высшем образовании. – 2004. – № 2. – С. 49–62.
Дополнительные файлы
