Об уровнях усвоения теоретических знаний по высшей математике при компьютерном тестировании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема компьютерной тестовой проверки степени усвоения студентами теоретических знаний по высшей математике. При оценивании знаний студентов по математике разделяют, как правило, освоение ими умений и навыков по решению задач и владение теоретическим материалом. Тестовые задания на проверку умений решать типовые задачи часто предлагаются на основе прогноза успешности их решения студентами исходя из собственного опыта преподавания, упражнений и примеров из сборников задач по высшей математике, примеров тестовых заданий из опубликованных сборников тестов. С разработкой тестовых заданий на проверку уровня усвоения теоретического материала ситуация сложнее по многим причинам. В частности, вопросы преподавателя на устном экзамене или в сборниках задач обычно не имеют тестовой формы, труднее прогнозировать, насколько успешно студент справится с устным вопросом, переработанным в тестовую форму. Поэтому в статье предлагается соотносить тестовые задания на проверку усвоения теоретического материала по высшей математике с определенной иерархической системой уровней усвоения знаний. Сопоставление тестовому заданию уровня усвоения знаний позволяет точнее учесть при его разработке объем и глубину изучения теоретического материала по математическим дисциплинам. В статье рассматривается иерархическая система из четырех уровней усвоения знаний (распознавание, механическое воспроизведение, фрагментарное понимание, целостное понимание), приведены примеры заданий на каждый уровень и результаты выполнения отдельных тестовых заданий, что может быть полезным преподавателям при разработке тестов на проверку теоретических знаний по математике.

Об авторах

Сергей Григорьевич Кальней

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»

Email: skalney@yandex.ru

кандидат физико-математических наук, доцент института физики и прикладной математики

Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1

Наталия Николаевна Консевич

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»

Email: konsevichn@mail.ru

кандидат физико-математических наук, доцент института физики и прикладной математики

Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1

Екатерина Сергеевна Мигунова

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»

Email: katrinelka@mail.ru

ассистент института физики и прикладной математики

Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1

Елена Валентиновна Чайкина

Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники»

Автор, ответственный за переписку.
Email: schel06@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент института физики и прикладной математики

Россия, 124498, Москва, Зеленоград, пл. Шокина, 1

Список литературы

  1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М.: Народное образование, 2000. – 352 с.
  2. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
  3. Bloom B.S. et al. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Gognitive Domain. N.Y.: David Mckay Co., 1956. – 207 p.
  4. Дорофеев А.В. Педагогическое тестирование в курсе высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2006. – Т. 3. – № 2. – С. 51–60.
  5. Карпилова О.М. Сборник тестовых заданий по высшей математике (с решениями): учеб. пособие. – Самара: Изд. Самар. гос. аэрокосм. университета, 2008. – 75 с.
  6. Высшая математика (1 семестр): Учеб.-метод. пособие для подготовки к компьютерному тестированию. – Мн.: БГЭУ, 2014. – 27 с.
  7. Тесты по высшей математике [Электронный ресурс]. – URL: https://function-x.ru/tests_higher_math.html (дата обращения: 08.01.2023).
  8. Лиманова Л.В. Проверка качества педагогического теста по высшей математике по теме «Теория функций комплексной переменной» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2017. – № 2 (34). – С. 56–65.
  9. Лиманова Л.В., Муратова Л.А. Статистический анализ качества теста из курса высшей математики по теме «Пределы. Производные» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 1 (25). – С. 143–151.
  10. Лиманова Л.В. Улучшение качества педагогического теста из курса высшей математики по теме «Интегральное исчисление» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2016. – № 3 (31). – С. 54–60.
  11. Лиманова Л.В., Муратова Л.А. Анализ качества теста из курса высшей математики по теме «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 2 (26). – С. 113–122.
  12. Кальней С.Г., Олейник Т.А., Прокофьев А.А. Принципы разработки тестовых заданий, предназначенных для установления уровня усвоения знаний по математике // Открытое образование. – 2003. – № 2. – С. 31–40.
  13. Белоус В.В., Домников А.С., Карпенко А.П. Тестовый метод контроля качества обучения и критерии качества образовательных тестов. Обзор // Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2011. – № 4. – С. 1–28.
  14. Посицельская Л.Н., Злобина С.В. Технология разработки тестовых заданий по математическому анализу // Математика в высшем образовании. – 2004. – № 2. – С. 49–62.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кальней С.Г., Консевич Н.Н., Мигунова Е.С., Чайкина Е.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».