Неудачные педагогические ситуации
- Авторы: Доброва В.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 20, № 2 (2023)
- Страницы: 75-84
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://ogarev-online.ru/1991-8569/article/view/253302
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.6
- ID: 253302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе предыдущих теоретических и практических исследований, проведенных автором, в данной работе изучается понятие «педагогическая ситуация». Предложенная классификация педагогических ситуаций основана на способности педагогической ситуации решать педагогические задачи, решать педагогические проблемы, достигать педагогического эффекта и таким образом становиться педагогическим событием. Исходя из этого, а также из логики и практики повседневной работы учителя ранее были выделены три типа ситуаций. Один из типов таких ситуаций описан в данной работе. Цель таких ситуаций недостижима, то есть ситуация не может перейти из потенциальной ситуации в актуальную. Целевой принцип анализа открывает перспективу установления взаимосвязей между всеми параметрами ситуации и личностными характеристиками ее участников. Схема описания педагогических ситуаций логически включает следующие компоненты: участники (учителя и ученики – потенциальный педагогический агент), цель/задача, условия (локус).
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Виктория Вадимовна Доброва
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: victoria_dob@mail.ru
кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Иностранные языки»
Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Щербакова Е.Е. Событийная ситуация и ее отображение в речи русских старожилов Байкальской Сибири: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. – Абакан, 2013.
- Dobrova V.V. Pedagogical situations: interpretation difference. Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2021. Vol. 18. No. 4. Pр. 73–82.
- Dobrova V.V. The concept of the “pedagogical event” in educational discourse. Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 19. No. 4. Pр. 47–56. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2022.4.4
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М., 1996. – 135 с.
- Шустова И.Ю., Вишенина В.В. Что такое «живая ситуация» и как с ней работать // Воспитание школьников. – 2014. – № 2. – С. 18–25.
- Мандель Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы: учеб. пособие. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 618 с.
- Елисеева И.М., Елисеев В.К., Коробова М.В. Когнитивные механизмы понимания педагогической ситуации // Дизайн и архитектура: синтез теории и практики: сб. науч. тр. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. – С. 198–207.
- Наумова Т.А., Мухачёва Е.В., Причинин А.Е. Сборник ситуационных педагогических задач. – Ижевск: Удмуртский университет, 2020. – 68 с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996. – 258 с.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. – М.: Педагогика, 1981. – 163 с.
- Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. – М.: Академия, 2008. – 253 с.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Методология. Теория. Практика. – Киев: Вища школа, 1986. – С. 55.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – С. 43–44.
- Доброва В.В. Об одном из типов «педагогических ситуаций»: классификация и практические аспекты // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2023. – Т. 20. – № 1. – C. 77–86. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.1.6
- Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 5: Статьи. – Киев: Радянська школа, 1980. – 678 с.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. – Л.: Лениздат, 1981. – 319 с.
- Susan A. Ambrose [et al.]. How learning works: seven research-based principles for smart teaching. San Francisco: Jossey-Bass. 2010. 1st ed. 327 p.
Дополнительные файлы
