Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности студентов технического университета

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются психолого-педагогические аспекты процесса формирования профессиональной компетентности студентов технического университета, связанные с повышением требований работодателей к «портфелю» профессиональных компетенций современных специалистов. Авторами обсуждается проблема совершенствования методик и методов обучения; модернизации организационных форм и учебно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза на примере теплоэнергетического факультета СамГТУ. Статья развивает дискуссию о профессиональных компетенциях, активных и интерактивных методах обучения, направленных на формирование способности студентов технического университета к саморазвитию и самообучению для эффективной реализации возможных сценариев своей траектории профессионального развития. Целью исследования является разработка методических рекомендаций, направленных на формирование профессиональной компетентности студентов теплоэнергетического факультета Самарского государственного технического университета, предполагающих использование современных образовательных технологий и совершенствование методики индивидуализации обучения в техническом вузе. Цель исследования достигается посредством решения следующих задач: проведение экспертных опросов (респонденты – преподаватели и студенты университета) для определения наиболее эффективных методов обучения; формирование методических материалов. Данное исследование проводилось в несколько этапов. Задача теоретического этапа: анализ психолого-педагогических аспектов реализации методов и организационных форм, обеспечивающих эффективное формирование профессиональной компетентности студентов технического вуза. Задачи диагностического этапа исследования: проведение анкетного опроса студентов с целью оценки значимости компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности; проведение анкетного опроса студентов и экспертного опроса преподавателей с целью оценки значимости методов, методического обеспечения и организационных форм обучения в техническом университете. В статье представлены результаты опросов студентов теплоэнергетического факультета СамГТУ и преподавателей университета (2021–2023). Респондентами экспертного опроса являлись слушатели программы повышения квалификации «Управление образовательным процессом: психолого-педагогическая компетентность преподавателя технического вуза» и программы переподготовки «Преподаватель высшей школы» ИДО СамГТУ. В исследовании применялись методы: экспертный опрос, наблюдение, анкетирование. Перспективой исследования является модернизация методики индивидуализации обучения и учебно-методического обеспечения формирования профессиональной компетентности студентов технического университета.

Об авторах

Константин Викторович Трубицын

Самарский государственный технический университет

Email: trubitsyn.kv@samgtu.ru

кандидат экономических наук, декан теплоэнергетического факультета

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Ольга Юрьевна Калмыкова

Самарский государственный технический университет

Email: oukalmiykova@mail.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических и социотехнических комплексов»

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Василий Константинович Ткачев

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Tkachev.VK@samgtu.ru

кандидат технических наук, доцент кафедры «Тепловые электрические станции»

Россия, 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Ковалева Т.М. Группа Self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» // «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» – развитие личности; становление субъектности; формирование self skills»: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 27–28 октября 2020 г. / Науч. ред.Е.А. Волошина, Т.М. Ковалева, А.А. Теров. – М.: Ресурс, 2020. – 384 с.
  2. Степанов С.А. Антропология тьюторства. К вопросу о самонавигации // Человек.RU. – 2015. – № 10. – С. 133–140.
  3. Доброва В.В., Лабзина П.Г. Оптимизация развития гибких навыков инженерных кадров: опыт стран Европейского союза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2020. – Т. 26. – № 2. – С. 238–243.
  4. Dobrova V.V., Labzina P.G., Ageenko N.V., Trubitsin K.V., Gorbunova Yu.N., Nurtdinova L.R. Development of students’ discursive-creative abilities in foreign language learning. // Proceedings of the 7th International Scientific and Practical Conference «Current issues of linguistics and didactics: The interdisciplinary approach in humanities» (CILDIAH 2017). 2017. Vol. 97. Pр. 158–162 (Web of Science, doi: 10.2991/cildiah-17.2017.27)
  5. Семенова Л.М., Качан В.Я. Функции технологии образовательного имидж-форсайта в моделировании конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда // Образование и наука. – 2021. – Т. 23. – № 9. – С. 11–45. – doi: 10.17853/1994-5639-2021-9-11-45.
  6. Miller R. Transforming the future: Anticipation in the 21st century, New York: Routledge, 2018. https://doi.org/10.4324/9781351048002
  7. Андрюхина Л.М., Ваваева К.В., Комличенко Л.А. Формирование компетенций XXI века: методология адорнации, форсайта и деконструкции // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2021. – № 2 (5). – С. 65–81. doi: 10.17853/2686-8970-2021-2-65-81.
  8. Рахимова Ю.И. Теоретическая модель формирования профессиональной компетентности энергосбережения у студентов технических вузов // Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физикии информатики. – Самара, 2013. – Вып. 8. – С. 210–215.
  9. Суворова H.A. Дидактические особенности формирования профессиональной компетентности студентов технического вуза // Российский научный журнал. – 2011. – № 2(21). – С. 216–221.
  10. Хлебникова Н.В. Возможности взаимодействия вуза и институтов рынка труда в практико-ориентированной адаптации студентов к профессии // Матрица научного познания: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. – № 11-2. – Уфа: Омега Сайс, 2020. – С. 339–341.
  11. Ядровская М.В. Моделирование профессионального обучения в техническом вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2014. – Т. 14. – Вып. 4. – С. 108–113.
  12. Хомичева В.Е., Федоркина А.П. Особенности профессионального обучения студентов в вузах инженерно-технического профиля // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. – 2013. – № 2(4). – С. 55–60.
  13. Вострокнутов Е.В. Творческие компетенции студента технического вуза: содержание и структура // Образование в современном мире: новое время – новые решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием – Осовские педагогические чтения. 24–25 ноября 2011 г.: в 3 ч. Ч. 2. – Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т, 2012. – С. 157–162.
  14. Никифорова С.В., Михелькевич В.Н. Case-study инжиниринга технических объектов – эффективный инструментарий формирования и оценки качества сформированности у студентов профессиональных компетенций // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 1 (23). – С. 353–356.
  15. Одарич И.Н. Направленность учебного процесса на формирование профессиональных компетенций бакалавра с целью последующего выполнения им трудовых функций // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. – 2017. – Т. 6. – № 3(20). – С. 162–165.
  16. Богдан Е.С. Проблемы формирования компетенций выпускников инженерных направлений подготовки // Вестник Евразийской науки. – 2020. – Т. 12. – № 5 [Электронный ресурс]. – URL: https://esj.today/PDF/72ECVN520.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
  17. Богдан Е.С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений // Вестник Евразийской науки. – 2019. – Т. 11. – № 3. – С. 6 [Электронный ресурс]. – URL: https://esj.today/PDF/24ECVN319.pdf (дата обращения: 02.02.2023).
  18. Горелова Г.Г., Плешков Е.С., Шибанова Е.К. Компетентностный подход в формировании самостоятельности студентов на основе форсайт-проектирования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – № 4 (134). – С. 55–60.
  19. Гамукин В.В. Индивидуальные образовательные маршруты в вузе // Инженерное образование. – 2019. – № 25. – С. 27–36.
  20. Тучкова А.С. Основные методологические подходы к формированию универсальных компетенций студентов технических университетов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – Т. 19. – № 4. – С. 31–46. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.3
  21. Ваганова О.И., Булаева М.Н., Шагалова О.Г. Методы и технологии образования в условиях практико-ориентированного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1 (26). – С. 289–292.
  22. Колдина М.И., Воронина И.Р. Использование метода мозгового штурма в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 2 (44). – С. 40–45.
  23. Широколобова А.Г. Геймификация в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2022. – Т. 19. – № 1. – С. 5–20. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.1.1
  24. Николаева Е.Н., Егорова И.П. Интерактивные методы обучения математике в технических вузах: образовательный и воспитательный аспекты // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2020. – Т. 17. – № 1. – С. 5–20. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2020.1.10
  25. Dobrova V.V., Ageyenko N.V., Labzina P.G. Innovative project technologies in higher education. Smart Technologies and Innovation in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production: proceeding of the international science and technology conference «FarEastCon-2018». Vol. 2. Pр. 205–211. (SCOPUS, doi: 10.1007/978-3-030-18553-4_26).
  26. Готовность педагогов профессионального образования к работе в условиях цифровой образовательной среды / Л.М. Андрюхина, Н.В. Ломовцева, Н.О. Садовникова[и др.]. // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30563 (дата обращения: 02.02.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Трубицын К.В., Калмыкова О.Ю., Ткачев В.К., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».