Подходы к планированию скорости для наземных беспилотных транспортных средств

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет обзор методов планирования профиля скорости для наземных беспилотных транспортных средств. Технология автономного вождения находится в фазе активной разработки, и многие задачи уже решены, но с недостаточным для безопасной эксплуатации и масштабирования технологии качеством. Таким образом, эта область является перспективной с научной и инженерной точек зрения. В работе подробно разбираются постановки задачи, описываются различные виды ограничений к итоговому решению, а также рассматривается построение целевой функции в зависимости от требований и используемых методов. Особое внимание уделено ST-графу как инструменту моделирования взаимодействия с другими участниками движения. Также детально анализируются практические сценарии взаимодействия агентов в различных ситуациях, часто возникающих в дорожном потоке. Авторы концентрируют внимание на классе методов построения профиля скорости по известной геометрической траектории. В частности, рассматривается два семейства подходов: динамическое программирование и сведение непрерывной задачи к задаче квадратичного программирования. Подробно разбираются существующие современные методы, основанные на этих подходах, а также предлагаются улучшения и доработки в контексте различных дополнительных требований к решению. Статья служит методической основой для разработчиков систем автономного вождения.

Об авторах

Ася Борисовна Лившиц

НИТУ МИСИС

Email: asyalivshits@yandex.ru
Москва

Игорь Олегович Темкин

НИТУ МИСИС

Email: temkin.io@misis.ru
Москва

Александр Юрьевич Фадеев

НИТУ МИСИС

Email: frogcatcher@mail.ru
Москва

Список литературы

  1. AÑON A.M. et al. Multi-profile quadratic programming (MPQP) for optimal gap selection and speed planning of au-tonomous driving // IEEE Int. Conf. on Robotics and Auto-mation (ICRA–2024). – IEEE, 2024. – P. 12158–12164.
  2. BOYD S.P., VANDENBERGHE L. Convex optimization. – Cambridge University Press, 2004.
  3. DIACHUK M., EASA S.M. Simultaneous Trajectory and Speed Planning for Autonomous Vehicles Considering Ma-neuver Variants // Applied Sciences. – 2024. – Vol. 14, No. 4. – P. 1579.
  4. DU Z. et al. Speed profile optimisation for intelligent vehi-cles in dynamic traffic scenarios // Int. Journal of Systems Science. – 2020. – Vol. 51, No. 12. – P. 2167–2180.
  5. ELBANHAWI M., SIMIC M., JAZAR R. In the passenger seat: investigating ride comfort measures in autonomous cars // IEEE Intelligent Transportation Systems Magazine. – 2015. – Vol. 7, No. 3. – P. 4–17.
  6. Expanding Waymo’s testing to the city that keeps it weird [Электронный ресурс]. – URL: https://waymo.com/blog/2023/03/expanding-waymos-testing-to-austin/ (дата обра-ще¬ния: 16.03.2025)
  7. FU D. et al. Drive like a human: Rethinking autonomous driving with large language models // IEEE/CVF Winter Conf. on Applications of Computer Vision Workshops (WACVW–2024). – IEEE, 2024. – P. 910–919.
  8. KLANČAR G. et al. Drivable path planning using hybrid search algorithm based on E* and Bernstein–Bézier motion primitives // IEEE Trans. on Systems, Man, and Cybernetics: Systems. – 2019. – Vol. 51, No. 8. – P. 4868–4882.
  9. KRÜGER T.J., GÖHRING D., ULBRICH F. Graph-Based Speed Planning for Autonomous Driving. – PhD thesis, 2019.
  10. LEE D. et al. Convolution neural network-based lane change intention prediction of surrounding vehicles for ACC // IEEE 20th Int. Conf. on Intelligent Transportation Systems (ITSC–2017). – IEEE, 2017. – P. 1–6.
  11. LIU C., ZHAN W., TOMIZUKA M. Speed profile planning in dynamic environments via temporal optimization // IEEE Intelligent Vehicles Symposium (IV). – IEEE, 2017. – P. 154–159.
  12. MARTIN D., LITWHILER D. An investigation of accelera-tion and jerk profiles of public transportation vehicles // An-nual Conference & Exposition. – 2008. – P. 13.194.1–13.194.13.
  13. MOZAFFARI S. et al. Deep learning-based vehicle behavior prediction for autonomous driving applications: A review // IEEE Trans. on Intelligent Transportation Systems. – 2020. – Vol. 23, No. 1. – P. 33–47.
  14. SHIMIZU Y. et al. Jerk constrained velocity planning for an autonomous vehicle: Linear programming approach // Int. Conf. on Robotics and Automation (ICRA–2022). – IEEE, 2022. – P. 5814–5820.
  15. SINGH K.B., SIVARAMAKRISHNAN S. Extended pacejka tire model for enhanced vehicle stability control // arXiv preprint: arXiv:2305.18422. – 2023.
  16. XU W. Motion planning for autonomous vehicles in urban scenarios: a sequential optimization approach : PhD thesis. – Carnegie Mellon University, 2021.
  17. YANG G., YAO Y. Vehicle local path planning and time consistency of unmanned driving system based on convolu-tional neural network // Neural Computing and Applications. – 2022. – P. 1–14.
  18. YEO J., LEE J., JANG K. The effects of rainfall on driving behaviors based on driving volatility // Int. Journal of Sus-tainable Transportation. – 2021. – Vol. 15, No. 6. – P. 435–443.
  19. ZHANG J., JIN H. Optimized calculation of the economic speed profile for slope driving: Based on iterative dynamic programming // IEEE Trans. on Intelligent Transportation Systems. – 2020. – Vol. 23, No. 4. – P. 3313–3323.
  20. ZHANG Y. et al. Optimal vehicle path planning using quad-ratic optimization for baidu apollo open platform // IEEE In-telligent Vehicles Symposium (IV). – IEEE, 2020. – P. 978–984.
  21. ZHAO F. et al. On-Road Trajectory Planning of Connected and Automated Vehicles in Complex Traffic Settings: A Hier-archical Framework of Trajectory Refinement // IEEE Ac-cess. – 2024. – Vol. 12. – P. 7456–7468.
  22. ZHAO T. et al. Multi-agent tensor fusion for contextual tra-jectory prediction // Proc. of the IEEE/CVF conference on computer vision and pattern recognition. – 2019. – P. 12126–12134.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».