Манипуляция как феномен информационного общества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье затрагивается наиболее актуальная на сегодняшний день проблема манипуляции информацией с целью воздействия на общество. Манипуляция в большинстве источников интерпретируется как использование определенных приемов и технологий, под воздействием которых происходит изменение поведения людей в нужном для манипулятора направлении. Отмечается, что наиболее благоприятные условия для реализации технологий манипулирования складываются в информационном обществе, в котором особую роль играют информация, знания и информационные технологии. Проведенный анализ существующих теорий позволяет рассматривать информационное общество как особый тип общества на постиндустриальной стадии развития, в основе производства которого лежит информация. Используются различные алгоритмы подачи информации, о тэлементарного распространения сведений, которые невозможно проверить, до целенаправленного ее комбинирования, с учетом особенностей восприятия различными аудиториями, в том числе специфики каналов коммуникации, которые она предпочитает. На разных этапах развития общества манипуляция имеет свои особенности. В современном информационном обществе самую большую опасность представляют средства массовой информации. СМИ сегодня являются реальной силой в обществе, которая с помощью информационных сообщений формирует определенные социальные установки и влияет на изменение убеждений человека. Процесс манипуляции включает навязывание определенного социального стереотипа, благодаря которому индивид воспроизводит нужные модели поведения, меняется его восприятие и мышление. Результаты ряда социологических исследований раскрывают особенности технологий воздействия, среди которых авторы отмечают особую роль средств массовой информации в навязывании стереотипов через создание социально значимых образов, также выступающих инструментами пропаганды и агитации.

Об авторах

Ольга Геннадьевна Антонова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

ORCID iD: 0000-0003-2350-2444
Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83

Список литературы

  1. Семёнов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М. : Юнвес, 2003. 704 с. (Большие словари).
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Типография Лазаревского ин-та восточных языков (А. Мамонтов), 1863–1866.
  3. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова : в 4 т. М. : Советская энциклопедия ; ОГИЗ, 1935–1940.
  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 2000. 940 с.
  5. АндрееваЛ. Игра босса: манипуляция подчиненными. Как защититься. URL: https://vс.ru/hr/100004-igra-bоssa-manipulyaсiya-pоdсhinennymi-kakzashсhititsya (дата обращения: 02.02.2023).
  6. Манипуляция // Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. / пер. с англ. Н. Н. Марчук. М. : Вече ; АСТ, 1999. Т. 1 (А–О). 544 с.
  7. Тоффлер Э. Третья волна. М. : ACT, 1999. 784 с. (Классическая философская мысль).
  8. Баталов Э. Я. О книге Тоффлера Э. // США – экономика, политика, идеология. 1982. № 7. С. 84–99.
  9. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М. ; Жуковский : КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
  10. Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. М. : Наука, 1974. 368 с.
  11. Козлов В. В., Гордеев М. Н., Власов Н. А. Основные приемы манипуляции массовым сознанием // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 4 (38). С. 98–105. EDN: XHNMNL
  12. Казаков А. А. Методы манипулирования общественным сознанием в контексте медийной грамотности: политическое измерение // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 12, № 3. С. 26–34. EDN: YNDHRF
  13. Четверть россиян потеряли доверие к телевидению за десять лет // Левада-Центр : [сайт]. URL: https://www.levada.ru/2019/08/01/сhetvert-rоssiyanpоteryali-dоverie-k-televideniyu-za-desyat-let/ (дата обращения: 22.02.2022).
  14. Итоги 2020-го: события, люди, оценки, ожидания от 2021-го // ВЦИОМ : [сайт]. URL: https://wсiоm.ru/analytiсal-reviews/analitiсheskii-оbzоr/itоgi-2020-gо-sоbytija-ljudi-осenki-оzhidanija-оt-2021-gо (дата обращения: 22.02.2022).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».