Ресурсный подход к профессиональному благополучию педагогов в условиях Крайнего Севера

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью представленного в статье исследования стал теоретический анализ научных работ, посвященных проблеме изучения неблагоприятных факторов профессиональной деятельности педагогов в условиях Крайнего Севера России. Показано, что совокупность неблагоприятных климатогеографических и социально-психологических факторов оказывает деструктивное влияние на благополучие педагогов и нередко переживается ими как критическая ситуация. Результаты теоретического и эмпирического исследования переживания педагогами трудных, критических ситуаций позволили определить индивидуальные психологические особенности, составляющие ресурс личности педагога. Представление о личностных ресурсах педагогов, включающих в себя выраженность свойств темперамента (активность, темп, эмоциональность, импульсивность – сдержанность, пластичность – ригидность), особенности доминирующего психического состояния и настроения с позиции их благоприятности или неблагоприятности, уровень психологической устойчивости личности составили основу авторской модели профилактики. Разработанная модель психолого-педагогической профилактики может использоваться психологами образования как теоретико-методологическая основа для разработки программ работы с педагогами в образовательных организациях Крайнего Севера России.

Об авторах

Юлия Александровна Журавлева

МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: zhurava.psi@mail.ru

кандидат психологических наук, педагог-психолог

Россия, с. Яр-Сале, ЯНАО

Список литературы

  1. Ананьев, В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья / В. А. Ананьев. – Санкт-Петербург : Речь, 2006. – 384 с. – Текст : непосредственный.
  2. Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учебное пособие / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова ; под редакцией И. А. Баевой. – Москва : Экон-Информ, 2009. – 247 с. – Текст : непосредственный.
  3. Березовская, Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований / Р. А. Березовская. – Текст : непосредственный // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9, № 45. – С. 2.
  4. Духновский, С. В. Психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью» : руководство по применению / С. В. Духновский. – Курган : Издательство Курганского государственного университета, 2016. – 51 с. – Текст : непосредственный.
  5. Журавлева, Ю. А. Переживание педагогами кризиса в межличностных отношениях с субъектами педагогического процесса : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.07 / Ю. А. Журавлева. – Саратов, 2020. – 205 с. – Текст : непосредственный.
  6. Журавлева, Ю. А. Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений переживающих и не переживающих кризис / Ю. А. Журавлева, С. В. Духновский. – Текст : непосредственный // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 6, № 2. – C. 51–57.
  7. Журавлева, Ю. А. «Кризисные профили» личности субъектов педагогического процесса / Ю. А. Журавлева. – Текст : непосредственный // Личность в норме и патологии : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск : Печатный двор, 2017. – С. 278–281.
  8. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л. В. Куликов. – Санкт-Петербург : Питер, 2004. – 464 с. – Текст : непосредственный.
  9. Маклаков, А. Г. Человек в экстремальных условиях и личностный адаптационный потенциал / А. Г. Маклаков. – Текст : непосредственный // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22, № 1. – С. 16–24.
  10. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями / К. Муздыбаев. – Текст : электронный // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. 1, Вып. 2. – URL: http://www.soc.pu.ru/publ (дата обращения: 15.01.2022).
  11. Тарабрин, А. П. Особенности профессиональной адаптации учителя к педагогической работе в условиях Крайнего Севера : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01 / А. П. Тарабрин. – Москва, 2000. – 268 с. – Текст : непосредственный.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Югорский государственный университет, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».