Особенности развития научного наставничества и научной школы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлено авторское видение усиления роли научного наставничества, обусловленного наметившимися ориентирами развития образования и науки: фундаментальность и научная составляющая образовательных программ, подготовка молодых ученых, новые направления научных исследований. Научное наставничество автором рассматривается как академическая научная школа, ресурс капитализации образовательной организации, фактор интеллектуализации образовательной организации, базис фундаментальности и развития, основа подготовки научно-педагогических кадров, способ приобщения к истории педагогики и педагогической мысли.

Особую актуальность приобретает движение наставничества в ситуации переориентации вектора отечественного образования. Делается вывод, что научные школы способствуют в значительной мере осмыслению и генерации знаний, нравственных, культурных ценностей в процессе подготовки научно-педагогических кадров.

Полный текст

Введение

Усиление роли научного наставничества обусловлено сегодня наметившимися ориентирами развития образования и науки. Это:

- ориентир на фундаментальность и научную составляющую образовательных организаций (вузы, СПО). Учитывая невероятные позитивные изменения в СПО (значительное улучшение материальной базы, качества профессиональной подготовки обучающихся), необходимо усилить научно-исследовательскую деятельность среди преподавательского состава;

- ориентир на подготовку молодых ученых (возможностей у молодых исследователей много и стимулов для этого достаточно: гранты, стартапы, университеты талантов, но, как показывает опыт и практика, они по-прежнему нуждаются в научных наставниках);

- ориентир на новые направления научных исследований, имеющих фундаментальные основы, прикладной характер и конкретные научные результаты во благо человека, общества и нашего государства.

В связи с этим особую актуальность приобретает движение научного наставничества, что обуславливает необходимость изучения, переосмысления данного феномена, который всем, на первый взгляд, и так очевиден и понятен.

Научное наставничество мы рассматриваем как эффективный механизм передачи, прежде всего культуры в широком смысле слова во всех его проявлениях и отношения к науке, служения ей.

Научное наставничество играет большую роль при обучении студентов, формируя у них интерес и мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

Наставничество особую актуальность приобретает в настоящее время в связи с возросшим к нему интересом, оно способствует развитию и сформированности научно-профессионального мирового сообщества [1-5].

Материалы и методы

В процессе изучения данной темы были использованы такие исследовательские методы, как системный, деятельностный, ретро-анализ, обобщение, опыт, наблюдение.

Необходимо отметить, что наставничество в России имеет сравнительно длительную историю, обеспечивающую вхождение молодого человека в ремесло, профессию.

Литературный обзор

Проанализировав исследования научной дефиниции понятия «научное наставничество», выделяем несколько ее существенных моментов [6-13]:

  • коммуцируемость поколений по передаче профессиональных знаний, умений, навыков;
  • комьюнити опытных профессионально-научных деятелей, объединенных по вопросам воспитания и образования обучающихся;
  • комплекс средств обучения по передаче профессиональных знаний, умений и навыков;
  • педагогическая система, основанная на принципе сотрудничества и направленная на удовлетворение потребностей всех акторов образовательной системы;
  • человек, провозглашающий ценностные ориентиры и следующий нормативам профессионального сообщества.

В науке наставник ассоциируется с такими направлениями деятельности как: оказание помощи аспиранту (соискателю) в подготовке диссертации; оказание социально-психологической поддержки талантливой молодежи; оказание помощи в формировании исследовательских навыков, профессиональной идентичности ученого. Проводя анализ данного вида деятельности, ученые-исследователи считают, что наставник – это человек, провозглашающий ценностные ориентиры и следующий нормативам профессионального сообщества.

Результаты

Научное наставничество – это системный комплекс мероприятий, основными целями которых являются мотивация молодых ученых к научному исследованию, приобщение их к имеющемуся педагогическому опыту, реализация профессиональной научно-исследовательской деятельности.

Сущностью научного наставничества является развитие коммуникационных, социальных, организационных, исследовательских способностей в процессе совместной деятельности, командной работы по овладению основами ведения научно-исследовательской работы.

Признаки научного наставничества:

  1. Наличие статуса научного руководителя по решению кафедры, деканата, ректората.
  2. Организационное и коммуникационное единство действий наставника и подопечного, направленное на научно-поисковую деятельность.
  3. Разнообразие видов участия, обязанностей и ответственности наставника и подопечного.
  4. Коммуникативное взаимодействий наставников и молодых специалистов с целью научного поиска.
  5. Получение конкретного научного продукта в качестве основной цели совместной научно-поисковой деятельности.
  6. Наличие системы научного руководства курсовыми или выпускными квалификационными работами, совместным выполнением гранта (НИР, договора и т.п.), подготовке аспиранта (соискателя) в соответствии с принципами фундаментальности, научности, коммуникационного формального и неформального взаимодействия.

Передача культуры в широком значении данного понятия подразумевает адаптированность и замотивированность молодых специалистов, самореализуемость в социокультурной среде, сформированность корпоративно-культурных ценностных ориентиров, профессиональных качеств.

Функциональная содержательность научного наставничества подразумевает:

  • четкую организацию;
  • эффективное управление;
  • успешную мотивацию;
  • профессиональную когнитивность;
  • деятельностную коммуникацию;
  • содержательную информационность;
  • системное консультирование;
  • перспективное прогнозирование.

Обсуждение

Эффективность развития наставничества напрямую зависит от переосмысления прошлого историко-педагогического наследия с учетом современных позиций развития отечественной педагогики. Научное наставничество является и способом приобщения молодых исследователей к педагогическому наследию классической отечественной школы. Так, в Федеральном плане, связанном с Годом педагога и наставника, существует целый раздел, посвященный исследователю научного педагогического подхода К.Д. Ушинскому.

В 2023 году исполнилось 198 лет со дня рождения татарского просветителя, языковеда, писателя, историка, этнографа Каюма Насыри, по праву считающегося основоположником современного татарского языка и литературы. Большая часть научных трудов К. Насыри связаны с изучением исторических корней татарского народа, а также истории России [13].

Особо хочется отметить исследователя-наставника И.Я. Яковлева, являющегося выдающимся деятелем культуры и просвещения России. Талантливый педагог, ученый, мыслитель, организатор народного просвещения, он способствовал культурному росту своего народа, развитию основ педагогики. Учебная и профессиональная деятельность И.Я. Яковлева тесно связана с Казанью. Он по праву считался одним из высокообразованных и культурных людей своего времени.

Педагогические исследования в своем большинстве основаны на идеях реформаторства и новаторства образования, а также на гуманистических и индивидуальных подходах к обучающимся.

Научное наставничество нами рассматривается как академическая научная школа, ресурс капитализации образовательной организации, фактор интеллектуализации образовательной организации, базис фундаментальности и развития, основа подготовки научно-педагогических кадров, способ приобщения к истории педагогики и педагогической мысли [13].

В Казанском филиале «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований» со дня его становления (НИИ профтех. педагогики) начали формироваться направления научно-поисковой деятельности конкретных сотрудников. По сути, стала развиваться система наставничества в сфере науки и подготовки научно-педагогических кадров.

Научные достижения невозможны без трудового вклада ученых-исследователей, которые благодаря профессионально-личностным качествам являются, в свою очередь, наставниками для молодых специалистов [14].

Одним из таких наставников является академик Российской академии образования, первый директор НИИ профтех. педагогики АПН СССР Мирза Исмагилович Махмутов, с именем которого связаны крупные научные исследования, связанные с нахождением оптимальных форм и методов реализации проблемного обучения в процессе обучения и воспитания.

Известным наставником, имеющим глубокий научный и личностный потенциал, является академик РАО, возглавлявшая Институт 20 лет, лауреат Государственной премии Правительства России в области образования, лауреат государственной премии РТ в области науки и техники Гузель Валеевна Мухаметзянова. Она подготовила более 100 кандидатов и докторов наук, которые до сих пор продолжают развивать научные педагогические направления. Г.В. Мухаметзянова является автором многих методологических положений в педагогике.

Г.В. Мухаметзянова исследовала полипарадигмальный, кластерный и проектно-целевой методологические подходы, которые легли в основу теории организации научных исследований в области профессиональной педагогики. Также ею решены теоретические и технологические проблемы воспитания в профессиональной школе.

Известный ученый в сфере психологии, академик РАО, Рафаил Хайруллович Шакуров занимался исследованиями психологии, социально-психологических основ управления педагогическим коллективом. Он как наставник подготовил целую плеяду ученых-психологов.

Николай Михайлович Таланчук, член-корреспондент Российской академии образования, разработал синергетическую систему воспитания, рассматривая ее как целенаправленный процесс человековедения, базирующийся на освоении личностью системы различных социальных ролей в конкретных условиях жизнедеятельности. С этой позиции он рассматривает педагогическую систему как синергетическую целостность [15].

Его идеи продолжала развивать профессор Валерия Шамильевна Масленникова, которая раскрыла инновационные возможности воспитания в системе профессионального образования.

Леонид Аркадьевич Волович, Лариса Юрьевна Мухаметзянова и др. раскрыли новые возможности гуманитарной подготовки в системе профессионального образования, направленного на многогранную личность человека. Данные ученые-исследователи, элита гуманитариев, сыграли огромную роль в формировании исследователей, развитии молодых ученых, аспирантов и соискателей, которые и сегодня развивают идеи своих научных наставников и создают свои научные школы.

Заключение

Суть научной школы – осознание и переосмысление прошлого педагогического опыта с позиций основных современных положений педагогической науки, построенных на совместном исследовательском поиске, обучении и сотворчестве в формате научных направлений конкретного ученого.

Признаки научной школы:

  1. Наличие у научного руководителя, внесшего значительный вклад в теорию и практику любой отрасли науки, авторской концептуальной идеи, технологии, принципа, подхода, системы и т.д.
  2. Результат совместной научно-исследовательской деятельности – научный труд или услуга с формальным качеством и стоимостной оценкой.
  3. Основной тип деятельности – интеллектуально-творческий, приводящий к развитию всех субъектов научно-исследовательской деятельности.
  4. Интеллектуальная активность и самообучаемость молодых исследователей как результат совместной научно-исследовательской деятельности.
  5. Организационная культура, опирающаяся на фундаментальность, традиции и академическое лидерство с учетом деятельности в социокультурном и образовательном пространстве в онлайн и оффлайн формате.
  6. Существенный вклад человеческого и интеллектуального капитала в материальные активы.
  7. Управление научными знаниями как основная функция научного руководителя, позиционирующего свою научную идею с упором на результативное качество научно-исследовательской деятельности.

Функции научной школы:

  • аксиологическая (ценности и смыслы, приобретаемые в процессе научно-исследовательской деятельности);
  • стимулирующая (мотивация как устойчивый интерес к научно-исследовательской деятельности);
  • коммуникативная (коммуникативные навыки, формируемые в процессе формального и неформального взаимодействия);
  • когнитивная (передача и освоение общенаучных знаний);
  • социо-культурологическая (социокультурная ориентация научно-исследовательской деятельности);
  • гуманистическая (гуманитарный вектор научно-исследовательской деятельности во благо человека);
  • рефлексивная (анализ и корректировка достижений, ресурсов).

В перспективе, на основании общетеоретического ретро-анализа научного наставничества как актуального феномена в образовательной системе, представляет научный и практический интерес исследование его сущностных характеристик, предпосылок, условий и перспективы развития научного наставничества в современных условиях, обобщение эффективных моделей и практик в образовательной и научной деятельности в целях наращивания интеллектуального потенциала образовательных организаций и научных учреждений.

×

Об авторах

Римма Хамидовна Гильмеева

ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»

Автор, ответственный за переписку.
Email: rimma.prof@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор

Россия, г. Казань

Список литературы

  1. Кочемасова Л.А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки учителя будущего // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3.С. 98-104. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30886 (дата обращения : 21.08.2023).
  2. Дудина Е.А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. №5. С.25-36.
  3. Гарет Л. Менеджер наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний. Москва : Баланс клуб. 2022.
  4. Гафнер Ю.АОпыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель Гофер» // Академический вестник. Вестник СПб АППО. 2022. №2. С. 71-74.
  5. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования социально культурной сфере: методология теория практика. Тамбов ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. 243с.
  6. Павлова О. В. Информальное образование как социокультурная потребность взрослых // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. №1. С. 78-87
  7. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Экономика и образование. 2016. № 5. С.92-112. URL : http: cyberleninka.ru › article › sovremennoenastavnichestvo-novye-che (дата обращения : 21.08.2023).
  8. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства : дис. …д-ра пед. наук. Уфа. 2014. 428с.
  9. Саркисова И.В. К вопросу о сущности понятия «наставничество» в зарубежной и отечественной литературе // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 70. С. 24-27. С. 26.
  10. Соина В.М.Наставничество как предмет научной рефлексии // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 5 (84). С. 232-237.
  11. Тихомирова Н.В. К вопросу о содержании профессиональных компетенций наставника //Академический вестник. Вестник СПб. АППО. 2022. №2. С.61-64.
  12. Челнокова Е.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. №4. С.11.
  13. Гильмеева Р.Х. Научные школы как фактор капитализации университета // Вестник ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. 2023.№ 2 (119). С.66-74.
  14. Потенциал когнитивной педагогики в эпоху цифровизации : сборник научных трудов / Р.Х. Гильмеева, А.Р. Камалеева, А.С. Кац [и др.]; под науч. ред. : Е.Ю. Левиной, Л.Ю. Мухаметзяновой. Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2020. 112 с. ISBN 978-5-89917-264-9.
  15. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: стратегии развития педагогической теории и практики / Н.М. Таланчук. Казань, 1996. № 5 (136) С. 71.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».